Индивидуального предпринимателя на учёт ставит налоговая инспекция. Она же вносит данные о нём в ЕГРИП. Для запуска этой процедуры необходимо подать в ФНС определённые документы. Один из наиболее удобных способов это сделать — обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, или МФЦ. Рассказываем о плюсах и минусах этого способа и даём пошаговую инструкцию для подачи запроса.
Список документов, который необходимо подать для регистрации ИП одинаковый, неважно: подаёте вы их напрямую в налоговую службу или в МФЦ.
Если ИП открывает гражданин РФ, нужно предоставить:
Заявление, составленное по форме № Р21001.
Копии страниц паспорта. Нужны страницы 2, 3, 5–12: те, на которых стоят отметки о регистрации по месту жительства. Оригинал документа необходимо предъявить работнику МФЦ.
Копию свидетельства о рождении. Предоставляется, если в паспорте нет информации о месте и дате рождения.
Документ (или копия), подтверждающий факт регистрации по месту жительства (если в паспорте нет такой информации).
Иностранцам и тем, у кого нет гражданства, нужно предоставить:
Заявление по форме № Р21001.
Оригинал или копию паспорта иностранного гражданина или другой документ, удостоверяющий личность.
Копию удостоверения, которое подтверждает право на постоянное или временное проживание в РФ.
Если в паспорте нет информации о дате и месте рождения, иностранному гражданину необходимо дополнительно предоставить свидетельство, где эта информация есть.
МФЦ могут по-разному взаимодействовать с инспекцией, которая открывает ИП. По этой причине нужно уточнять, требуется ли квитанция на оплату госпошлины. Если центр подаёт документацию в электронном виде, ничего платить не нужно.
Если понадобится, квитанцию можно создать на сайте ФНС. При этом нужно выбрать вариант «При обращении через многофункциональные центры». Размер госпошлины — 800 рублей, оплатить её можно в банковском отделении.
Чтобы открыть ИП, необязательно подавать документы в МФЦ лично. Это может сделать доверенное лицо. В этом случае придётся нотариально заверить:
копии всех страниц паспорта;
доверенность;
подпись на заявлении, составленном по форме № Р21001.
Самому доверенному лицу понадобится паспорт для предъявления работнику МФЦ.
Перед походом в Многофункциональный центр подберите коды ОКВЭД. Каждый из них соответствует отдельному виду деятельности. Подбор выполняется с учётом особенностей бизнеса. Найти коды можно в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Их может быть несколько: один основной и дополнительные.
Следующий шаг — выбрать подходящую систему налогообложения. У ИП есть варианты:
УСН — упрощённая система.
ОСНО — общая.
ПСН — патентная.
НПД — налог на профессиональный доход.
Если выберете упрощённую систему налогообложения, то, помимо регистрационных документов, потребуется подать уведомление о переходе на УСН. Составляется оно по форме № 26.2-1.
Некоторые МФЦ не имеют полномочий принимать это заявление. В такой ситуации свидетельство нужно самостоятельно отправить в ФНС по месту деятельности. Сделать это необходимо в течение 30 дней с той даты, когда ИП поставили на учёт в налоговой инспекции. Если уведомление не отправлено вовремя (любым способом), то до конца текущего года к ИП применяется ОСНО.
Разобравшись с пакетом документов, кодами и системой налогообложения, предпринимателю нужно передать собранные бумаги в МФЦ. С собой необходимо иметь паспорт.
Записаться на приём в отдельном МФЦ можно несколькими способами:
на сайте Госуслуг;
по телефону;
в самом центре — терминал выдаёт талончик;
по электронной почте, если выбранный МФЦ поддерживает такой способ записи.
Получив документы, сотрудник МФЦ внесёт в базу данных всю необходимую информацию. После этого выдаст расписку, подтверждающую факт принятия документов. В ней будут указаны контактные данные для связи с центром и сроки проведения открытия ИП.
Для пошагового контроля всего процесса можно связываться с сотрудниками центра или получать информацию на сайте ФНС.
Если всё сделано по инструкции и документы в порядке, то процедура займёт до 3-х рабочих дней с момента получения их налоговой службой. Но иногда бумаги попадают в ФНС в течение нескольких суток, так как центр подготавливает к отправке электронные версии документов.
В итоге процесс регистрации может занять 4–5 дней. После его окончания налоговая служба пришлёт лист записи в ЕГРИП на указанный в заявлении email. Лист должен быть составлен по форме Р60009. Если нужен бумажный вариант, потребуется оформить запрос на его выдачу. Получить этот документ можно как в налоговой, так и в МФЦ.
У обращения в Многофункциональный центр есть плюсы:
Отделений МФЦ ощутимо больше, чем налоговых инспекций, проводящих регистрацию ИП. Например, в Санкт-Петербурге предпринимателей ставит на учёт только одно отделение ФНС и целых 80 МФЦ.
Если документы отправляются в электронном виде, не надо платить госпошлину.
Легко попасть. Можно выбрать отделение МФЦ с подходящими вам часами приёма.
Есть и минусы, на которые нужно обратить внимание:
В МФЦ нет налоговых специалистов. Если возникнут вопросы по заполнению формы Р21001, то сотрудники центра не смогут дать профессиональную консультацию.
На регистрацию ИП уходит больше времени из-за того, что есть посредник.
Нельзя одновременно подавать запрос на регистрацию и уведомление о переходе на УСН. Придётся лично сообщать в ФНС о решении перейти на упрощённую систему налогообложения. МФЦ такие заявления не принимает.
Кроме того, в многофункциональные центры также можно подавать заявление о внесении изменений в деятельности ИП и его закрытии.