Индивидуального предпринимателя на учёт ставит налоговая инспекция. Она же вносит данные о нём в ЕГРИП. Для запуска этой процедуры необходимо подать в ФНС определённые документы. Один из наиболее удобных способов это сделать — обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, или МФЦ. Рассказываем о плюсах и минусах этого способа и даём пошаговую инструкцию для подачи запроса.
Список документов, который необходимо подать для регистрации ИП одинаковый, неважно: подаёте вы их напрямую в налоговую службу или в МФЦ.
Если ИП открывает гражданин РФ, нужно предоставить:
Заявление, составленное по форме № Р21001.
Копии страниц паспорта. Нужны страницы 2, 3, 5–12: те, на которых стоят отметки о регистрации по месту жительства. Оригинал документа необходимо предъявить работнику МФЦ.
Копию свидетельства о рождении. Предоставляется, если в паспорте нет информации о месте и дате рождения.
Документ (или копия), подтверждающий факт регистрации по месту жительства (если в паспорте нет такой информации).
Иностранцам и тем, у кого нет гражданства, нужно предоставить:
Заявление по форме № Р21001.
Оригинал или копию паспорта иностранного гражданина или другой документ, удостоверяющий личность.
Копию удостоверения, которое подтверждает право на постоянное или временное проживание в РФ.
Если в паспорте нет информации о дате и месте рождения, иностранному гражданину необходимо дополнительно предоставить свидетельство, где эта информация есть.
МФЦ могут по-разному взаимодействовать с инспекцией, которая открывает ИП. По этой причине нужно уточнять, требуется ли квитанция на оплату госпошлины. Если центр подаёт документацию в электронном виде, ничего платить не нужно.
Если понадобится, квитанцию можно создать на сайте ФНС. При этом нужно выбрать вариант «При обращении через многофункциональные центры». Размер госпошлины — 800 рублей, оплатить её можно в банковском отделении.
Чтобы открыть ИП, необязательно подавать документы в МФЦ лично. Это может сделать доверенное лицо. В этом случае придётся нотариально заверить:
копии всех страниц паспорта;
доверенность;
подпись на заявлении, составленном по форме № Р21001.
Самому доверенному лицу понадобится паспорт для предъявления работнику МФЦ.
Перед походом в Многофункциональный центр подберите коды ОКВЭД. Каждый из них соответствует отдельному виду деятельности. Подбор выполняется с учётом особенностей бизнеса. Найти коды можно в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Их может быть несколько: один основной и дополнительные.
Следующий шаг — выбрать подходящую систему налогообложения. У ИП есть варианты:
УСН — упрощённая система.
ОСНО — общая.
ПСН — патентная.
НПД — налог на профессиональный доход.
Если выберете упрощённую систему налогообложения, то, помимо регистрационных документов, потребуется подать уведомление о переходе на УСН. Составляется оно по форме № 26.2-1.
Некоторые МФЦ не имеют полномочий принимать это заявление. В такой ситуации свидетельство нужно самостоятельно отправить в ФНС по месту деятельности. Сделать это необходимо в течение 30 дней с той даты, когда ИП поставили на учёт в налоговой инспекции. Если уведомление не отправлено вовремя (любым способом), то до конца текущего года к ИП применяется ОСНО.
Разобравшись с пакетом документов, кодами и системой налогообложения, предпринимателю нужно передать собранные бумаги в МФЦ. С собой необходимо иметь паспорт.
Записаться на приём в отдельном МФЦ можно несколькими способами:
на сайте Госуслуг;
по телефону;
в самом центре — терминал выдаёт талончик;
по электронной почте, если выбранный МФЦ поддерживает такой способ записи.
Получив документы, сотрудник МФЦ внесёт в базу данных всю необходимую информацию. После этого выдаст расписку, подтверждающую факт принятия документов. В ней будут указаны контактные данные для связи с центром и сроки проведения открытия ИП.
Для пошагового контроля всего процесса можно связываться с сотрудниками центра или получать информацию на сайте ФНС.
Если всё сделано по инструкции и документы в порядке, то процедура займёт до 3-х рабочих дней с момента получения их налоговой службой. Но иногда бумаги попадают в ФНС в течение нескольких суток, так как центр подготавливает к отправке электронные версии документов.
В итоге процесс регистрации может занять 4–5 дней. После его окончания налоговая служба пришлёт лист записи в ЕГРИП на указанный в заявлении email. Лист должен быть составлен по форме Р60009. Если нужен бумажный вариант, потребуется оформить запрос на его выдачу. Получить этот документ можно как в налоговой, так и в МФЦ.
У обращения в Многофункциональный центр есть плюсы:
Отделений МФЦ ощутимо больше, чем налоговых инспекций, проводящих регистрацию ИП. Например, в Санкт-Петербурге предпринимателей ставит на учёт только одно отделение ФНС и целых 80 МФЦ.
Если документы отправляются в электронном виде, не надо платить госпошлину.
Легко попасть. Можно выбрать отделение МФЦ с подходящими вам часами приёма.
Есть и минусы, на которые нужно обратить внимание:
В МФЦ нет налоговых специалистов. Если возникнут вопросы по заполнению формы Р21001, то сотрудники центра не смогут дать профессиональную консультацию.
На регистрацию ИП уходит больше времени из-за того, что есть посредник.
Нельзя одновременно подавать запрос на регистрацию и уведомление о переходе на УСН. Придётся лично сообщать в ФНС о решении перейти на упрощённую систему налогообложения. МФЦ такие заявления не принимает.
Кроме того, в многофункциональные центры также можно подавать заявление о внесении изменений в деятельности ИП и его закрытии.
Все предложения для бизнеса
Расчётный счёт
Открыть валютный расчётный счёт для ООО
Выгодный расчётный счёт для ООО
Быстрое открытие расчётного счёта для ООО
Бесплатное открытие счёта для ООО
Выгодный расчётный счёт для ИП
РКО
Тарифы на РКО
По региону
Регистрация бизнеса по региону
ВЭД и валютный контроль
Депозиты и накопительные продукты
Карты для бизнеса
Кредиты и гарантии
Эквайринг
Эквайринг для курьеров и служб доставки
Автоплатежи для вашего бизнеса
Эквайринг в городах
Дополнительная информация
Снятие и внесение наличных
Сервисы
Полезная информация