ИП в обязательном порядке должен пройти регистрацию в ПФР, но он может не делать этого лично, поскольку все необходимые сведения пенсионный фонд получит от налоговой службы. Однако предпринимателю нужно собрать соответствующий пакет документов.
Как только в пенсионный фонд поступает информация о регистрации нового предпринимателя, сотрудники ПФР выполняют его постановку на учёт. Процедура занимает 3 дня.
Зарегистрироваться в пенсионном фонде можно при наличии одного из двух оснований:
ИП становится страхователем и выплачивает взносы только за себя;
ИП регистрируется в качестве работодателя, который уже заключил трудовые договоры с нанятыми сотрудниками. В этом случае платить нужно и за подчинённых.
При любом из этих вариантов пенсионный фонд получает данные о регистрации от налоговой службы.
Если у ИП есть штат работников, то ему нужно предоставить в ФНС следующие документы:
ИНН (свой и нанятых специалистов);
копии паспортов работников и трудовых договоров, заключённых с ними;
копию ЕГРИП;
копию свидетельства о наличии обязательного страхования;
копию ОГРН.
Когда ИП будет поставлен на учёт, ПФР отправит уведомление о том, что регистрация в фонде прошла успешно. Если до этого предприниматель не получал СНИЛС, работники фонда его оформят.
Уведомление из ПФР приходит через почту заказным письмом, также оно дублируется на email. В письме должен быть прописан регистрационный номер, который понадобится для оплаты страховых взносов.
Если уведомление не пришло, необходимо обратиться в отделение ПФР по адресу проживания. С собой нужно взять ОГРН, ИНН, выписку из ЕГРИП и паспорт гражданина РФ.
Начиная с 2017 года предпринимателям не нужно лично отправлять данные о себе и нанятых сотрудниках в ПФР. Этот вопрос взяла на себя налоговая служба. Всё, что требуется от ИП, — своевременно подавать нужную отчётность в ФНС по месту регистрации и уплачивать необходимые налоги.
Поскольку налоговая служба передаёт информацию и в другие фонды, предпринимателю нужно предоставлять ФНС квартальные отчёты о выплатах по всем видам страхования:
пенсионному;
медицинскому;
от временной потери трудоспособности по форме РСВ.
Уплачивать взносы в пенсионный фонд нужно независимо от результатов деятельности ИП. Платежи должны поступать, даже если совсем нет дохода и деятельность приостановлена.
Размер взносов фиксированный, но он может изменяться в начале отчётного года. В 2021 году предпринимателю нужно перечислять в ПФР 32 448 рублей. Это сумма за весь год, и её можно разделить на 4 части: платить каждый квартал по 8112 руб.
Если доход ИП за 12 месяцев превышает 300 000 рублей, то необходимо платить дополнительный взнос. Он равен 1% от суммы прибыли, полученной в течение года. При этом размер допвзноса не может превышать 259 584 руб.
Годовые платежи должны проводиться до 31 декабря. Дополнительные взносы нужно платить до 1 июля года, следующего за отчётным периодом.
Для перевода денег можно использовать один из 3 способов:
личный счёт;
наличные через кассу в банке;
банковский счёт.
Для ПФР нужно готовить ежегодные доклады о стаже работников по форме СЗВ-СТАЖ и ежемесячный отчёт о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
У пенсионного фонда есть официальный сайт. На нём можно открыть личную учётную запись, чтобы контролировать через неё все операции.
ПФР и ФОМС получают данные о регистрации ИП от налоговой службы. Это избавляет предпринимателя от необходимости личного участия в процессе регистрации.
Исключением является ФСС. В этом фонде ИП, который работает в одиночку, регистрируется лично и добровольно. Обычно предприниматели это делают для получения оплаты декретных отпусков и больничных.
Когда у ИП появляются сотрудники, постановка на учёт в ФСС становится обязательной. После заключения первого трудового договора у предпринимателя есть 30 дней для подачи в ПФР заявления о регистрации и всех необходимых документов.
Дата публикации: 13.04.2022