Как только ИП принимает на работу первого сотрудника, он официально получает статус работодателя. И с этого момента ему необходимо платить взносы за подчинённого. Также обязательной становится подача отчётных деклараций.
За нанятых специалистов ИП должен уплачивать взносы в ФСС, ПФР и ФОМС. Ранее он был обязан самостоятельно перечислять деньги во все три организации. Но теперь предпринимателю лично необходимо платить только один взнос — в Фонд социального страхования (ФСС). Предварительно он должен там зафиксировать факт заключения трудового договора, а потом регулярно отправлять туда платежи.
Основанием для регистрации в ФСС является:
подписание трудового договора между ИП и его подчинённым;
подписание гражданско-правового соглашения. Это правило актуально, только если условия сотрудничества включают оплату страховки от несчастных случаев.
При этом взносы в остальные фонды (ПФР и ФОМС) не отменяются. Просто теперь они проходят через налоговую службу (ФНС), которая полностью их контролирует.
Таким образом, список взносов, которые ИП должен платить за сотрудников, включает:
обязательное медицинское страхование (проводится автоматически через налоговую);
пенсионное страхование (через ФНС);
страховка от производственного травматизма (перечислять нужно в ФСС);
страховка на случай временной потери трудоспособности или материнства (через ФНС).
Также предпринимателю, который зарегистрирован в качестве работодателя, необходимо сдавать регулярную отчётность:
в ФСС. Расчёт выплат за производственный травматизм — ежеквартально с применением формы 4-ФСС;
в ФНС. Расчёт насчитанных и оплаченных страховых выплат. Подаётся ежеквартально;
в ПФР. Раз в год отчёт по форме СЗВ-СТАЖ и раз в месяц по форме СЗВ-М.
Если нет времени самостоятельно проходить процесс регистрации, можно воспользоваться услугами Альфа-Банка. Для этого достаточно подать заявку на официальном сайте банка. Сейчас доступны сервисы по грамотному формированию пакета документов и его подаче любым способом.
Для прохождения регистрации в качестве работодателя ИП необходимо подготовить следующие документы:
письменное заявление. В нём можно указать предпочтительный способ получения уведомления о регистрации (по почте или на email);
заверенную скан-копию паспорта предпринимателя;
индивидуальный налоговый номер;
свидетельство о регистрации ИП или лист записи ЕГРИП;
заверенные скан-копии заключённых договоров или трудовых книжек.
Заверять копии документов можно самостоятельно. Для этого нужно:
прописью написать слова «Копия верна»;
указать свои инициалы;
поставить подпись;
при наличии печати ИП, поставить её.
Регистрироваться в ФСС можно разными способами:
в отделении фонда по адресу проживания;
на портале Госуслуги;
через Многофункциональный центр (МФЦ).
При личном посещении отделения ФСС по адресу прописки предоставлять копии договоров и книжек не нужно. Достаточно просто взять с собой оригиналы документов. Специалисты фонда сами создадут и заверят копии, а также проведут другие необходимые процедуры.
Если документы подаёт другое лицо, выступающее в качестве представителя ИП, у него должна быть нотариально заверенная доверенность.
При заключении гражданско-правового договора с выплатой страховки необходимо предоставить его копию и базовый набор документов. Если на момент регистрации у ИП есть банковский счёт, необходимо приложить справку о его открытии.
Сроки регистрации определены в приложении № 1 к приказу Минтруда России от 29.04.2016 № 202н. Согласно этому постановлению, после приёма на работу первого подчинённого у предпринимателя есть 30 календарных дней для регистрации в ФСС. Отсчёт начинается со дня подписания трудового договора. Если ИП не зарегистрировался в течение месяца, ему придётся заплатить штраф:
просрочка до 90 дней — 5 тыс. руб.
просрочка более 90 дней — 10 тыс. руб.
Регистрироваться в других фондах не нужно, поскольку всю информацию о наёмных сотрудниках они получают через налоговую службу. Но важно не забывать о необходимости уплаты всех взносов через ФНС. Реквизиты для платежей и всю необходимую информацию можно получить на официальном сайте или в отделении.
После оформления ИП в качестве работодателя он вносится в базу страхователей фонда. Обычно на это уходит 3 дня. Когда процедура будет закончена, ФСС пришлёт соответствующее уведомление. В нём будут указаны следующие сведения:
регистрационный номер предпринимателя;
реквизиты и сроки для проведения платежей;
класс риска основной деятельности ИП;
размер страховых платежей.
Если запрос был подан через МФЦ, там же нужно получать уведомление.
При увольнении всех работников (или единственного сотрудника) ИП теряет статус работодателя. В таком случае его нужно снять с учёта в ФСС. Для этого необходимо подать заявление и документ, подтверждающий прекращение трудовых отношений, — копии приказа об увольнении или соглашения о расторжении договора.
Дата публикации: 13.04.2022