Расчётный счётНачало бизнесаКредитыВклады и счетаКартыЭквайрингЕщё

Решение проблем с регистрацией ИП:причины и рекомендации

Картинка баннера

Рассказываем, почему налоговая инспекция может отказать в регистрации ИП, как этого избежать и зарегистрироваться с первого раза.


Возможные причины отказа в регистрации ИП

Чтобы получить статус индивидуального предпринимателя, нужно подать документы в налоговую, но она может и отказать в оформлении бизнеса. Вот основные причины, почему это может произойти:

  • проблемы с регистрационными документами;

  • неправильный выбор отделения налоговой;

  • попытка зарегистрировать ИП, когда такой статус уже есть;

  • выбор «детских» ОКВЭД гражданами с судимостью;

  • банкротство или закрытие прошлого бизнеса по решению суда;

  • судебный запрет на ведение предпринимательской деятельности;

  • принудительное исключение предпринимателя из ЕГРИП.

Все основания для отказа есть в статье 23 закона № 129-ФЗ. Рассмотрим каждое подробнее.

Проблемы с регистрационными документами

  1. Вы подали не все документы. Для регистрации ИП в общем случае нужны паспорт, копия паспорта и заявление по форме № Р21001. Но бывают случаи, когда этого недостаточно. Например, если вы подаёте заявление через законного представителя, нужна нотариальная доверенность. Иностранным гражданам или лицам без гражданства необходимы документы, подтверждающие право находиться в России. Если вы подаёте документы не в электронном, а в бумажном виде, подтвердите уплату госпошлины в размере 800 рублей квитанцией и чеком.

  2. Вы не заверили бумаги у нотариуса. Нотариальное заверение нужно при отправке документов почтой или через представителя.

  3. Вы неправильно заполнили заявление — ошиблись в данных, допустили опечатку, неверно сократили слово, заполнили не то поле, поставили лишний пробел или знак препинания, использовали не тот шрифт или пасту не того цвета. Правила заполнения формы № Р21001 есть в приказе ФНС № ММВ-7-6/25@.

Неправильный выбор отделения налоговой инспекции

Индивидуальный предприниматель должен подавать документы по месту жительства. Местом жительства считается место постоянной регистрации, указанное в паспорте.

Если в паспорте нет информации о регистрации по месту жительства, можно регистрировать ИП в отделении налоговой инспекции по месту пребывания. Если у гражданина есть постоянная регистрация в одном городе и временная в другом, он должен обратиться в отделение по месту постоянной регистрации.

Чтобы найти адрес, реквизиты и номер нужного отделения налоговой инспекции, воспользуйтесь сервисом «Определение реквизитов ИФНС, органа государственной регистрации ЮЛ и/или ИП, обслуживающих данный адрес».

Попытка зарегистрировать ИП при наличии статуса индивидуального предпринимателя

Если у физлица уже есть статус индивидуального предпринимателя, получить его повторно он не сможет. Данные об ИП зафиксированы в ЕГРИП (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей). Каждый раз при регистрации нового ИП налоговая сверяется с реестром.

Проверить, зарегистрирован ли до сих пор прежний бизнес, можно на сайте ФНС — через сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде».

Возможные причины, по которым граждане пытаются зарегистрировать статус индивидуального предпринимателя дважды:

  • Человек открыл бизнес, но почему-то не занимался им, а долги по страховым взносам и налогам копились. Теперь он пытается начать бизнес заново, без груза долгов.

  • Гражданин зарегистрировал ИП для другого человека, сам же к бизнесу фактически не имел отношения. Теперь он хочет открыть своё дело.

  • Гражданин ликвидировал старый бизнес, но не дождался его исключения из ЕГРИП, а сразу начал повторно регистрировать статус предпринимателя.

В любом случае сначала нужно закрыть старый бизнес и только потом начинать новый.

Выбор «детских» ОКВЭД гражданами с судимостью

Если у гражданина была судимость за особо тяжкие преступления (убийства, кражи, насилие, торговлю наркотиками), он вправе открыть бизнес, но не может заниматься деятельностью, связанной с детьми. Её виды перечислены в постановлении Правительства РФ № 285.

Если человек с судимостью захочет работать с детьми, налоговая поймёт это по кодам ОКВЭД. Она запросит в МВД справку о судимости, сверит данные и откажет в регистрации. «Детские» коды ОКВЭД не получится добавить и после регистрации, потому что налоговая каждый раз будет делать проверку судимости.

Банкротство или закрытие прошлого ИП по решению суда

Если предприниматель проходил процедуру банкротства, чтобы избавиться от долгов перед кредиторами и контрагентами, нужно выждать пять лет после закрытия бизнеса, прежде чем открывать новый. Создавать ООО банкротам тоже нельзя.

Если ИП закрыт по решению суда из-за нарушений в процессе деятельности, повторно стать предпринимателем можно через год после закрытия. Второй вариант — сразу создать ООО.

Судебный запрет на ведение предпринимательской деятельности

Есть правонарушения, за которые суд лишает права заниматься предпринимательской деятельностью: например, если человек занимался мошенничеством с возвратом НДС. В этом случае нужно выждать срок, который установил суд, и только после этого регистрировать ИП.

Принудительное исключение предпринимателя из ЕГРИП

Бывают случаи, когда ИП закрывают принудительно: например, если предприниматель долго не сдавал налоговые декларации, не платил налогов и взносов, не обновлял патент.

Когда налоговая закрывает такой бизнес, в ЕГРИП появляется сообщение о том, что ИП недействующее. В этом случае нельзя заново регистрировать ИП в течение трёх лет после закрытия старого, но можно создать ООО. Проверить, не закрыла ли налоговая ИП, можно в выписке из ЕГРИП.


Бесплатная регистрация ИП и ООО

Без поездки в офис или налоговую

Как обжаловать отказ в регистрации ИП

Если вы считаете, что у налоговой не было оснований для отказа в регистрации, можете оспорить это решение. Для этого нужно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган. Срок подачи — три месяца со дня отказа. Можно подать жалобу в бумажном виде — лично или по почте — или отправить электронное заявление, заверенное электронной подписью, через сайт ФНС. Налоговая рассматривает жалобу в течение 15 дней, но в некоторых случаях может продлить рассмотрение ещё на 10 дней.


Как вернуть госпошлину

Госпошлину в размере 800 рублей нужно платить, только если подаёте бумажные документы: лично, через законного представителя или заказным письмом. При подаче через интернет госпошлина не требуется.

Если вы уже подали документы в налоговую, но там по какой-то причине отказали, вернуть госпошлину нельзя. Однако можно, например, исправить заявление и направить его в налоговую ещё раз или передать недостающие документы. Если сделать это в течение трёх месяцев, второй раз пошлину платить не нужно. Это не касается случаев, когда заявление было подано не в то отделение налоговой: тогда придётся заново собирать документы и платить пошлину.

Если вы заплатили госпошлину, а потом передумали регистрировать ИП ещё до подачи документов, деньги можно вернуть в течение трёх лет. Чтобы это сделать, нужно подать в налоговую заявление в свободной форме, а также доказательство уплаты пошлины: квитанцию и чек. Налоговая должна будет вернуть деньги в течение месяца. Тот же алгоритм подойдёт, если вы случайно перевели в бюджет больше, чем нужно.


Как избежать проблем с регистрацией ИП

Чтобы не тратить силы и время впустую, можно заранее подготовиться и свести к минимуму риск отказа в оформлении статуса индивидуального предпринимателя:

  • Исключить ситуации, когда отказ мотивирован судебным запретом, банкротством, принудительным закрытием ИП, судимостью или выбором не тех кодов ОКВЭД.

  • Правильно выбрать отделение налоговой.

  • Собрать все необходимые документы и правильно их заполнить.

Чаще всего причина отказа в том, что документы были неправильно заполнены или предоставлены не полностью. В этом случае налоговая присылает на электронную почту письмо, в котором указана причина отказа. Качество подготовки документов можно повысить, обратившись к юристу или нотариусу. Но их услуги платные, а Альфа⁠-⁠Банк предлагает бесплатное решение: онлайн-сервис подготовки документов и регистрации бизнеса.

Как работает онлайн-сервис:

  1. Вы заполняете на сайте Альфа-Банка анкету. Она нужна для того, чтобы собрать информацию о вашем бизнесе и подготовить нужные документы автоматически. В процессе заполнения система подскажет, где брать те или иные данные. Если на каком-то из этапов возникнут сложности, с вами свяжется сотрудник банка, чтобы помочь.

  2. Сервис автоматически формирует комплект документов, заполненных в соответствии с требованиями налоговой. Дальше есть два варианта — распечатать их и подать самостоятельно либо доверить и все остальные действия банку.

  3. Во втором случае банковский сотрудник привезёт документы на заказанную для вас электронную подпись, поможет её активировать, заверить подготовленные сервисом электронные документы и отправить их в налоговую через сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».

Благодаря автоматическому формированию документов риск получить отказ ниже. Регистрируйте ИП бесплатно в срок от трёх дней через Альфа⁠-⁠Банк.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Банк для бизнеса

Самозанятость или ИП

Пройдите тест и узнайте, что вам больше подойдёт

Пройти тест
 

Дата публикации: 13.03.2023

Малый бизнес и ИП

Полезные статьи

Как заполнить заявление на УСН при регистрации ИП