Рассказываем, какие виды аптек существуют, как подобрать коды ОКВЭД и налоговый режим для аптечного бизнеса, как самостоятельно зарегистрировать ООО.
В Приказе Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 года № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций» есть информация о том, какими бывают аптеки и что они могут продавать:
Аптека на территории медицинской организации. Является структурным подразделением медорганизации и может продавать готовые лекарственные средства по рецепту и без. Также она может иметь право изготавливать и продавать лекарственные, асептические или радиофармацевтические препараты.
Аптека. Отличается от предыдущего вида тем, что не находится на территории медицинской организации и не является её структурным подразделением. Может торговать готовыми лекарственными средствами по рецепту и без. Также может иметь право реализовывать лекарственные и асептические препараты собственного производства.
Аптечный пункт. Может находиться на территории медицинской организации и быть её структурным подразделением или располагаться в любом удобном месте. Имеет право продавать только готовые лекарственные средства по рецепту или без него.
Аптечный киоск. Торговая точка, находящаяся в любом удобном месте и торгующая готовыми лекарствами, не требующими рецепта.
Если вы планируете бизнес в этой сфере, то нужно решить, какую именно аптечную организацию вы хотите открывать. Аптечные киоски проще открывать, но среди них большая конкуренция. А аптеки, которые сами производят лекарства, находятся в менее конкурентной нише, но для их открытия требуется соблюсти больше условий, в том числе по оснащению торговой точки.
Все аптечные организации должны приобрести лицензию на фармацевтическую деятельность. Госпошлина за неё — 7500 рублей. Лицензию выдаёт Росздравнадзор или другой компетентный орган в зависимости от города.
Также есть условия для руководителя ООО:
высшее фармацевтическое образование и опыт работы по специальности не менее трёх лет или среднее фармацевтическое образование и опыт работы по специальности не менее пяти лет;
сертификат специалиста.
Кроме руководителя, в аптеке должен быть заведующий, который соответствует тем же требованиям, и ещё как минимум один наёмный работник со специальным образованием и сертификатом специалиста.
Иногда легче разобраться со всеми требованиями, если купить франшизу.
Для легального ведения бизнеса необходимо зарегистрироваться в налоговой инспекции. В России есть несколько форм регистрации бизнеса. Чтобы открыть аптеку, можно стать ИП (индивидуальным предпринимателем) или создать ООО (общество с ограниченной ответственностью). У ООО перед ИП есть существенные преимущества:
Партнёрство. В бизнесе полноценно могут участвовать до 50 партнёров-соучредителей. В уставе организации есть возможность прописать все нюансы такого партнёрства — начиная от условий распределения прибыли, обязанностей, ответственности и заканчивая условиями разрешения споров, продажи долей бизнеса, принятия новых участников.
Большее количество возможных подрядчиков. Во время регистрации ООО образуется юрлицо. Юрлица могут сотрудничать как с ИП, так и с другими юрлицами. Но некоторые организации предпочитают иметь дело только с юридическими лицами, и если у вас ИП, а не ООО, то вы не сможете заключать договоры с этими фирмами.
Масштабирование. Вы можете привлекать в бизнес новых партнёров с их инвестициями, открывать полноценные филиалы, запускать франчайзинг и зарабатывать на этом.
У ИП также есть свои преимущества, например минимальные пакеты документов для открытия и закрытия бизнеса, минимальные сроки регистрации и ликвидации, свободное распределение прибыли, более низкие штрафы со стороны налоговой инспекции. Но ИП может вести бизнес только в одиночку, а возможности для развития у него ограничены. Поэтому, если для вас в приоритете партнёрство и возможности для масштабирования, стоит рассмотреть открытие ООО.
Далее поговорим о том, как подготовиться к регистрации ООО, как открыть его самостоятельно и через банк.
ООО, занимающееся аптечными бизнесом, может выбрать один из следующих режимов налогообложения:
ОСНО,
УСН,
АУСН.
Для основной системы налогообложения характерны следующие особенности:
Высокая налоговая нагрузка — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество.
Сложная отчётность — налоговая, бухгалтерская и перед страховыми фондами.
Отсутствие ограничений — можно иметь сколько угодно сотрудников и какой угодно годовой доход.
Упрощённая система налогообложения характеризуется следующими особенностями:
Относительно низкая налоговая нагрузка — 6% с доходов или 15% с доходов за вычетом расходов.
Относительно простая отчётность — налоговая и бухгалтерская.
Есть ограничения — ООО может иметь до 130 сотрудников и зарабатывать до 219,2 млн рублей в год.
Автоматизированная упрощённая система налогообложения характеризуется следующими особенностями:
Относительно низкая налоговая нагрузка — 8% с доходов или 20% с доходов за вычетом расходов, а взносы в страховые фонды за себя и сотрудников нулевые.
Частично автоматизированная отчётность — налог рассчитывает банк.
Есть ограничения — ООО может иметь не более пяти сотрудников и не более 60 млн рублей годового дохода. На момент написания статьи (в декабре 2022 года) режим действует только в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.
Каждому разрешённому в Российской Федерации виду деятельности соответствует свой код. Весь перечень можно посмотреть в справочнике ОКВЭД. В 2023 году действует вторая редакция этого справочника. Предприниматель должен выбрать те коды, которые соответствуют его деятельности, и вписать их в заявление на регистрацию бизнеса. В них может быть от двух до шести цифр, но для заявления подойдут только те, в которых от четырёх до шести знаков. Далее заявление отправляют в налоговую, которая публикует коды ОКВЭД и другую информацию о бизнесе в ЕГРЮЛ (Едином государственном реестре юридических лиц).
В заявлении на регистрацию есть место для основного кода ОКВЭД и нескольких дополнительных. Основной вид деятельности может быть только один, а вспомогательных — неограниченное количество. При этом важно учитывать, что слишком большое их количество может спровоцировать отказ в регистрации, если налоговая заподозрит фирму-однодневку. Поэтому стоит указывать только те виды деятельности, которыми вы планируете заниматься сейчас или в будущем.
Для аптеки в качестве основного подходит код 47.73 — розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Поскольку есть разные виды аптек и у них разный ассортимент, вспомогательные коды нужно подбирать исходя из потребностей конкретного бизнеса. Можно использовать следующие:
21.20.1 — производство лекарственных препаратов;
47.74.2 — торговля розничная ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
47.75.1 — торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла, в специализированных магазинах;
47.75.3 — торговля розничная предметами личной гигиены в специализированных магазинах;
47.74 — торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;
47.75 — торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.
Для самостоятельной регистрации необходимо подготовить пакет документов и передать его в налоговую. Список для общества с одним учредителем может быть таким:
заявление о регистрации (форма № Р11001);
устав;
паспорт и копия паспорта руководителя;
решение единственного учредителя;
документы, подтверждающие юридический адрес;
уведомление о выборе специального режима налогообложения (при необходимости).
Если вы регистрируете общество с несколькими учредителями, то вместо решения единственного учредителя нужно подготовить протокол общего собрания учредителей, а также утвердить на этом собрании договор об учреждении организации.
Подготовленные документы можно отправить в налоговую в бумажном или электронном виде.
Бумажная документация
Электронная документация
Как заверить
С помощью личной подписи руководителя
С помощью КЭП (квалифицированной электронной подписи) руководителя
Как подать
Лично, или через законного представителя, или отправить заказным письмом
Самостоятельно через сервис на сайте налоговой, либо через нотариуса, либо через МФЦ
Сколько денег придётся потратить
Обязательно нужно уплатить госпошлину 4000 ₽. Если нет возможности передать бумаги лично, их нужно заверить у нотариуса и оплатить оформление доверенности на представителя. Если отправляете почтой, кроме нотариального заверения нужно оплатить почтовые расходы
Госпошлину платить не нужно. Если у вас нет КЭП, её можно заказать в удостоверяющем центре либо обратиться к нотариусу, и он заверит сканы своей КЭП. Бесплатно можно передать электронные документы через МФЦ, но только если центры в вашем городе предоставляют эту услугу
Чтобы подобрать коды ОКВЭД, сформировать учредительную документацию, заполнить заявление на регистрацию, передать документы в налоговую инспекцию, нужны время, силы и деньги. Но если речь идёт о регистрации ООО с одним учредителем, то можно сделать всё быстро и бесплатно. Для этого воспользуйтесь сервисом онлайн-регистрации бизнеса от Альфа-Банка.
Всё, что от вас требуется, — заполнить анкету на сайте. На это уйдёт около 15 минут. С помощью анкеты банк соберёт необходимую информацию о вас и вашем бизнесе, после чего мгновенно сформирует весь пакет документов, который нужно будет передать в налоговую. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете доверить и этот этап нам. В этом случае банк заказывает для вас КЭП, сотрудник привозит документы на неё к вам домой или в офис, помогает активировать подпись, всё заверить и передать в налоговую инспекцию через специальный сервис.
Через три рабочих дня вы получите от налоговой электронное письмо, в котором будут документы, подтверждающие регистрацию. В итоге вы открываете ООО бесплатно за короткий срок от трёх дней.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Подробные условия по тарифам
Стоимость обслуживания в месяц | 1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | Бесплатно |
Переводы на счета физлиц | До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽: — 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 2 млн ₽ — бесплатно, далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 0 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 3 перевода, далее — 99 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | 2% + 99 ₽ за внутренний перевод 2,3% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 100 000 ₽ — бесплатно, далее — 2% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 1690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 25 переводов, далее — 59 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | Внутрибанковские переводы 0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ Платежи в другие банки 0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 300 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽ |
Стоимость обслуживания в месяц | 3690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 50 переводов, далее — 39 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | До 200 000 ₽ бесплатно Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 600 000 ₽ 1,3% — свыше 600 000 ₽ |
Дата публикации: 25.01.2023