Альфа‑Банк
Полезное о продуктах
Компании и ИП, даже те, которые не осуществляют фактическую деятельность, должны регулярно сдавать налоговую отчётность. Она служит инспекторам основным источником информации для профилактики и выявления налоговых правонарушений в ходе проверок. В материале разберём регламент и сроки проведения камеральной налоговой проверки, как оформляют её результаты и что делать, если организация не согласна с решением контролёров.
Для контроля за соблюдением налогового законодательства инспекции назначают выездные и камеральные проверки компаний и ИП. Первые проводят на территории налогоплательщика. Проверяющие знакомятся с местом ведения бизнеса, проводят опрос персонала организации, анализируют первичную документацию: договоры, накладные, счета-фактуры. Камеральную проверку осуществляют в инспекции по месту постановки организации на учёт. В ходе неё инспекторы проводят аудит:
соблюдения сроков сдачи деклараций и расчётов
корректности расчёта налоговой базы и суммы обязательств к уплате
не допущены ли ошибки в реквизитах представленных документов, например в коде КБК или отчётного периода
правомерности применения бизнесом льготных ставок или вычетов
Контрольные мероприятия проводят на основании данных налоговых деклараций и расчётов, которые организации представляют в инспекцию. Кроме документов, которые инспекторы получили от налогоплательщика, они используют информацию, имеющуюся в налоговой из других источников. Например, отчётность из банков о движении денег по расчётному счёту или данные Росреестра о сделках компании с недвижимостью.
Камералка начинается после поступления отчётности в инспекцию. Она проверяет тот налог и отчётный период, за который получила документ. Например, если организация отправила расчёт по НДС за первый квартал года, то инспекторы изучают достоверность и правильность представленных данных за период с января по март.
Налоговая не обязана информировать проверяемого о старте контрольных мероприятий. Для этого также не требуется отдельных решений руководителя инспекции. Процедура может быть запущена на следующий день после получения отчёта инспектором.
Есть ситуации, когда камеральная проверка может проводиться, даже если налоговая не получила декларацию (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ). Например, компания — плательщик НДС должна представлять расчёт по этому налогу до 25-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом. Если отчётность по НДС не поступила в налоговую в установленный срок, инспекторы начнут изучать имеющуюся у них информацию. В результате бизнес получит требование с необходимостью пояснить несдачу декларации. Если у проверяемой компании не было оснований не сдавать отчётность по этому налогу, контролёры составят акт и наложат штраф за нарушение сроков представления документов.
Порядок проведения контрольных мероприятий регламентирован статьёй 88 НК РФ и методическими рекомендациями Управления налоговой службы. Проверку можно условно разделить на два этапа: автоматизированный анализ и углублённый.
На первом шаге отчётность проверяемой организации или ИП загружается в информационную систему инспекции. Программа без участия сотрудников налоговой проверяет явные ошибки:
срок сдачи отчётности
контрольные соотношения и соответствия с другими декларациями компании и данными, которые есть в распоряжении налоговой
Если на этом этапе программа не выявит нарушений и расхождений, процедура завершается без замечаний в адрес налогоплательщика. Когда в результате автоматизированного контроля обнаружены ошибки в отчётности, налоговики приступают к детальному анализу полученного документа.
В некоторых случаях углублённая проверка может быть инициирована и при успешном прохождении первичного контроля. Наиболее распространённые случаи углублённого изучения отчётности при отсутствии в ней ошибок:
Налогоплательщик направил декларацию по НДС, в которой заявлен налог к возмещению из бюджета. В такой ситуации проверяющие будут подробно изучать основания и правомерность применения вычетов и могут запросить у налогоплательщика подтверждающие документы.
Компания сдала по итогам года отчётность по налогу на прибыль или УСН с убытком. Налоговая может потребовать пояснения по сумме полученного убытка.
Организация пользуется льготами по налогам или взносам. Инспекция вправе запросить документы, подтверждающие правомерность их применения.
Представлена уточнённая декларация, в которой сумма исчисленного налога меньше, чем в предыдущем отчёте. В такой ситуации бизнесу нужно быть готовым обосновать уменьшение налога к уплате.
При проведении углублённой камералки инспекторы, помимо анализа представленной декларации, вправе:
запросить документы у третьих лиц ⎯ это так называемая встречная проверка
провести допрос свидетелей ⎯ руководителя или сотрудников проверяемой организации
назначить экспертизу
привлечь для участия в проверке профильных специалистов
Время, которое отводится инспекторам на изучение декларации, составляет три месяца. Это максимальный срок. Отсчёт начинается на следующий день после получения документа налоговой. Если отчётность направляется не по ЭДО, а в бумажном виде по почте, то три месяца исчисляются не с даты установленного срока сдачи, а с момента, когда расчёт вручили инспектору.
Для отчётов по НДС срок проверки с 2018 года сокращён до двух месяцев. Но если при проведении контрольных мероприятий у инспектора возникает подозрение в возможных нарушениях, срок увеличивается ещё на месяц.
Особый порядок предусмотрен для проверки отчёта по НДС для иностранных компаний, состоящих на учёте в РФ, которые оказывают электронные услуги. Срок её проведения составляет шесть месяцев.
Бывает, что после представления отчётности в налоговую компании самостоятельно находят ошибки в расчёте налога и подают корректирующую декларацию. Если камеральная проверка первичного документа ещё не была завершена, после подачи уточнённых данных она прекращается. Инспекторы начинают проверять корректирующий отчёт, и трёхмесячный срок (двухмесячный для НДС) начинает отсчитываться заново.
При отсутствии ошибок, несоответствий и расхождений в документах налоговая не обязана извещать организацию об успешном завершении аудита отчётности. Поэтому если после подачи декларации прошло три месяца и компания не получила акта проверки или требования об уточнении, можно считать, что отчётность сдана без нарушений. Дополнительно проверить статус проверки и её итоги можно в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Камеральные проверки».
Когда по итогам контрольных мероприятий выявлены недочёты, порядок действий инспекторов зависит от характера ошибок:
Если обнаружено явное нарушение налогового законодательства, то проверяющие сразу составляют акт проверки. Такое может быть, если компания, например, нарушила срок представления налоговой декларации даже на несколько дней.
Бывает, что налоговики находят в проверяемой декларации несоответствия по контрольным соотношениям или расхождения с данными, которые имеются у них из других источников. Например, если сумма выручки в декларации по НДС отличается от данных в отчёте по налогу на прибыль. В этом случае сотрудник инспекции направляет в адрес компании требование о предоставлении пояснений или внесении изменений в декларацию.
Для ответа на требование бизнесу отводится пять дней с даты его получения. Если вопрос инспектора связан с декларацией по НДС, ответить на него нужно только в электронном виде по установленной форме. Если направить пояснение на бумаге или по ЭДО в свободной форме, такой ответ не будет принят инспекцией. В результате компанию могут оштрафовать за непредоставление информации по требованию. По остальным налогам и взносам допустимо давать обратную связь в любой удобной форме: письменно или электронно.
Если после получения разъяснений будет установлен факт нарушения, инспектор обязан подготовить акт налоговой проверки. Он составляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки (статья 100 НК РФ). Не позднее пяти рабочих дней после его подготовки акт вручается налогоплательщику (пункт 3 статьи 100 НК РФ). Документ может быть направлен по ЭДО. Если у компании не настроен электронный документооборот с налоговой, его вышлют на юридический адрес. Документ будет считаться вручённым на шестой день после отправки заказного письма из инспекции.
Порядок оформления результатов по итогам контрольных мероприятий регламентирован статьёй 100 НК РФ. Акт камеральной проверки составляется по установленной форме и состоит из трёх частей.
Вводная часть. В ней указывают общую информацию:
дату документа
наименование юрлица, декларации и вида налога, в отношении которых проводились контрольные мероприятия
предмет и период проверки
срок проведения
Описательная часть. Содержит подробное изложение всех выявленных нарушений и их документальное подтверждение. В этом разделе также приводят отягчающие или смягчающие обстоятельства правонарушений. Например, если в течение года проверяемая компания повторно нарушила срок сдачи декларации по НДС или другому налогу, штраф может быть увеличен в два раза. Напротив, нарушение, совершённое впервые, будет смягчающим обстоятельством, и сумма взыскания может быть уменьшена.
Итоговая часть. Здесь проверяющие излагают выводы и предложения по итогам проведённой проверки. В раздел включают следующую информацию:
общая сумма финансовых санкций
предложения по корректировке данных бухгалтерского или налогового учёта, по представлению уточняющих расчётов
порядок подачи возражений на выявленные нарушения
перечень приложений к акту
Если организация не согласна с фактами, которые изложены в акте, она может подать возражение. Сделать это можно несколькими способами:
До привлечения к ответственности. Акт сам по себе ещё не является документом, на основании которого бизнес обязан уплачивать штрафы или корректировать отчётность. Для этого нужно решение начальника инспекции или его заместителя. Оно выносится по итогам рассмотрения результатов проверки. До этого момента налогоплательщик может представить в налоговую инспекцию свои возражения по нарушениям, в которых его обвиняют. В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ на это у него есть 30 дней с даты получения акта.
В процессе принятия решения. Представитель компании имеет право присутствовать при рассмотрении материалов проверки, дать свои объяснения и представить документы непосредственно при проведении этой процедуры.
По итогам принятого решения. Если инспекторы вынесли заключение не в пользу компании, его можно оспорить через вышестоящий орган — региональное управление инспекции. Это делается путём подачи апелляционной жалобы. Направлять её нужно не напрямую в управление, а через ту налоговую, которая приняла решение о привлечении к ответственности. В течение трёх дней она обязана направить её в вышестоящий орган.
В случае если все попытки компании доказать свою позицию не принесли результата, она имеет право обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налоговой инспекции, которая привлекла налогоплательщика к ответственности.
При подаче возражения на акты и решения налоговой следует придерживаться следующих общих правил:
указать конкретные пункты документа, с которыми компания не согласна
перечислить все доказательства в пользу своей позиции
подкрепить свои возражения ссылками на статьи законов и прочих нормативных актов
При рассмотрении материалов проверки контролёры обязаны оценивать позицию налогоплательщика и принимать решение по совокупности фактов.
Внешнеэкономическая деятельность
РКО
Кредитование
Полезное