Расчётный счёт
Начало бизнеса
Кредиты
Депозиты
Карты
Эквайринг
Ещё

Как зарегистрировать ИП для кафе или ресторана

Картинка баннера

Рассказываем об открытии ИП для кафе или ресторана: как выбрать систему налогообложения, подобрать коды ОКВЭД и бесплатно зарегистрировать своё дело.


Какую правовую форму выбрать: ИП или ООО

Общество с ограниченной ответственностью (юрлицо) и индивидуальное предпринимательство (в качестве физлица) — правовые формы ведения бизнеса, которые подходят для общепита. У каждого из вариантов есть преимущества и недостатки.

Преимущества ИП

Недостатки ИП

Простая регистрация, быстрая ликвидация

Ответственность по долгам личным имуществом предпринимателя

Сравнительно низкие штрафы

Отсутствие возможности для привлечения инвестиций и создания бизнеса на несколько человек

Доступность всех налоговых режимов

Отсутствие возможности приобрести лицензии на некоторые товары, например на крепкий алкоголь

Лёгкий вывод денег на любые нужды

Отсутствие обязательной бухгалтерской отчётности

Преимущества ООО

Недостатки ООО

Возможности для привлечения инвесторов и создания бизнеса на несколько человек

Сложная регистрация, долгая ликвидация

Ответственность по долгам имуществом фирмы, а не личным (за исключением случаев субсидиарной ответственности)

Высокие штрафы, распространяющиеся на юрлицо и его должностных лиц

Можно приобретать лицензии на продажу или производство любых разрешённых товаров

Недоступны некоторые налоговые режимы: ПСН, НПД, УСН «Доходы»

Сложный и дорогой вывод денег

Обязательная бухгалтерская отчётность


В каких случаях выгоднее регистрировать ИП для кафе или ресторана

В плане лёгкости оформления и простоты ведения учёта ИП выигрывает перед ООО. Но индивидуальный предприниматель не может приобрести лицензию на продажу крепкого алкоголя. Исключение составляют предприниматели, которые имеют статус сельхозпроизводителей и сами изготавливают вина.

Остальные предприниматели могут торговать слабоалкогольными напитками, для которых не нужна лицензия: пивом, сидром, пуаре, медовухой. С учётом этих ограничений ИП выгодно регистрировать для открытия пиццерии, кафе, кофейни, кондитерской, безалкогольного бара. Также индивидуальное предпринимательство подойдёт тем бизнесменам, которые пока не планируют привлекать инвесторов или партнёров. В будущем при расширении бизнеса можно быстро ликвидировать ИП и зарегистрировать юрлицо.

Важный момент: независимо от крепости продаваемого алкоголя, предприниматель должен зарегистрироваться в ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системе.

Вариантов для открытия общепита без алкоголя много, но алкогольные напитки увеличивают выручку и количество посетителей. Поэтому рестораторы идут на такой компромисс: для кафе с кухней регистрируют ИП, а для бара с крепким алкоголем — ООО.

Если для вашего бизнеса больше подходит юрлицо, прочитайте нашу статью «Сколько времени занимает открытие ООО в 2022 году».


Как выбрать налоговый режим для общепита

Для ресторанного бизнеса подходят несколько налоговых режимов. ОСНО — это основная система налогообложения, на которую любой зарегистрированный бизнес переходит автоматически. Но для старта она невыгодна из-за большого количества налогов и сложной отчётности. Поэтому бизнесмен в течение 30 дней после регистрации должен успеть перейти на один из налоговых спецрежимов: ПСН (патент), УСН (упрощёнка), АУСН (автоматизированная упрощёнка).

Чтобы выбрать налоговый режим для кафе, нужно посчитать годовые расходы отдельно по каждому режиму, а потом их сравнить. Также нужно учитывать ограничения.

Сравним основные особенности спецрежимов с помощью таблицы:

ПСН

УСН

АУСН

Налог

Фиксированный. Рассчитывается от теоретически возможной выручки. Платится при покупке патента

6% при объекте налогообложения «Доходы» и 15% при объекте «Доходы минус расходы». В регионах ставки могут быть ниже. Платится ежеквартально

8% при объекте налогообложения «Доходы» и 20% при объекте «Доходы минус расходы». Платится ежемесячно

Страховые взносы

За себя и работников

За себя и работников

Нулевые ставки

Отчётность

Не требуется отчётность. Не нужно сдавать декларацию

ИП нужно вести налоговую отчётность, а ООО ещё и бухгалтерскую. Нужно сдавать декларацию

Не нужно вести налоговую отчётность и часть отчётности за работников. Не нужно сдавать декларацию

Ограничения

Не более 15 сотрудников. Доход за год не более 60 млн рублей

Не более 130 сотрудников. Доход за год не более 219,2 млн рублей

Не более 5 сотрудников. Доход за год не более 60 млн рублей

Если хотите узнать больше о новом спецрежиме, читайте статью «Как устроена АУСН».


Как правильно подобрать коды ОКВЭД

Коды ОКВЭД — это комбинации цифр, соответствующие различным видам деловой активности. Они собраны в специальном справочнике — ОКВЭД-2.

При оформлении бизнеса предприниматель обязан выбрать одну основную деятельность и может выбрать любое количество вспомогательных. Коды, которые соответствуют выбранным видам деятельности, он вписывает в заявление на регистрацию.

Основной код должен отражать основную сферу деловой активности — ту, по которой планируется наибольший объём выручки. Для бизнеса в сфере общепита основным может быть код 55.30 — «Деятельность ресторанов и кафе». Он позволяет открыть любое заведение: где клиенты могут есть внутри, забирать еду и напитки с собой, получать их на дом с помощью курьерской доставки.

Дополнительные коды могут описывать основную сферу активности более узко, а также отражать дополнительные виды деятельности, которыми предприниматель занимается сейчас или планирует заняться в будущем. Для ресторанного бизнеса набор вспомогательных кодов может быть таким:

  • 56.30 — «Подача напитков»;

  • 56.10.21 — «Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием навынос»;

  • 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания»;

  • 55.40 — «Деятельность баров»;

  • 55.51 — «Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях».

Бизнесмену необязательно работать во всех заявленных сферах. Но если он занимается видом деятельности, который не был указан в заявлении, то может получить штраф. Чтобы сделать правильный выбор, изучите классификатор кодов. Подробнее о классификаторе читайте в нашей статье «ОКВЭД и ОКПД: в чём разница».


Как зарегистрировать ИП: пошаговая инструкция

  1. Заполнить заявление на регистрацию. Скачайте с сайта ФНС заявление Р21001. Заполните его на компьютере или вручную. Придерживайтесь правил заполнения ФНС.

  2. Выбрать, в каком виде получить ответ. ИФНС отправит ответ на указанную электронную почту. Но если вам нужны аналоги на бумаге, отметьте этот вариант в заявлении на листе Б.

  3. Подготовить остальные документы. Понадобится уведомление о переходе на нужный налоговый режим и копия паспорта. Заверьте копию у нотариуса, если не сможете передать документы лично. При надобности подготовьте другие документы. Например, может понадобиться документ о законном пребывании в РФ, если вы гражданин другой страны.

  4. Выбрать способ подачи документов. Существует два способа подачи: в бумажном или электронном виде. Пакет документов в бумажном виде нужно принести в налоговую лично, передать с представителем или отправить заказным письмом с описью вложения. При этом нужно заплатить пошлину 800 рублей, приложив квитанцию с чеком об оплате. Для передачи в электронном виде есть четыре варианта: через нотариуса, МФЦ, сайт ФНС или портал «Госуслуги». Такие документы нужно заверять электронной подписью. Она есть у нотариуса или работника МФЦ. Также её можно приобрести самостоятельно.

  5. Получить ответ от налоговой инспекции. ИФНС обязана рассмотреть заявление в течение трёх рабочих дней со дня получения. Если в заявлении нет ошибок и приложены все бумаги, налоговая пришлёт на вашу электронную почту подтверждение регистрации. Если заявление заполнено неправильно или не хватает документов, ИФНС пришлёт отказ с пояснениями.

  6. Исправить недочёты, если пришёл отказ. Налоговая инспекция может отказать из-за нехватки документов, помарок, ошибок. Ещё могут отказать из-за того, что вам нельзя открывать ИП, например по решению суда. Но отказы из-за неправильно заполненных заявлений наиболее частые. Чтобы подать документы заново, исправьте недочёты.


Как бесплатно и быстро открыть ИП в Альфа-Банке

Чтобы не заполнять бумаги, не платить пошлину или вознаграждение нотариусу и вообще никуда не ходить, зарегистрируйте ИП с помощью онлайн-сервиса от Альфа-Банка.

Для регистрации через Альфа⁠-⁠Банк нужно только заполнить анкету: ввести актуальные данные о вас и вашем бизнесе. Самостоятельное заполнение занимает до 15 минут. Если с какими-то пунктами возникнут сложности, сотрудник банка проконсультирует вас по телефону. После этого оформлением займётся банк:

  • сформирует заявление по правилам ИФНС;

  • закажет для вас квалифицированную электронную подпись;

  • перешлёт в налоговую инспекцию заверенные документы;

  • инспекция поставит вас на налоговый учёт в качестве индивидуального предпринимателя и пришлёт об этом уведомление на вашу электронную почту.

Открытие бизнеса через Альфа⁠-⁠Банк занимает три дня. Оно полностью бесплатно. Также вы получаете электронную подпись, которую можно использовать в будущем. Онлайн-сервис от Альфа-Банка заполняет заявление за вас без ошибок, поэтому отказы от ИФНС редки.

Подгружаем данные

Решения для бизнеса

Регистрация бизнеса

Регистрация бизнеса

Оформим документы и отправим в налоговую

Бесплатный счёт для бизнеса

Бесплатный счёт для бизнеса

Откроем за один день

Бесплатная бухгалтерия

Бесплатная бухгалтерия

Упростим общение с налоговой