Как поставить контракт на учёт

Какие контракты подлежат постановке на учет в Альфа-Банк?

На учет (с присвоением уникального номера) необходимо ставить договор, одновременно отвечающий следующим условиям:

1. договор заключен между резидентом и нерезидентом;
2. договор предусматривает осуществление расчетов через счет резидента, открытый в Альфа-Банке, или через счет резидента, открытый в банке за пределами территории России (в банке-нерезиденте).
3. договор относится к одному из нижеперечисленных видов:

  • 3.1. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, предусматривающие при осуществлении внешнеторговой деятельности вывоз с территории РФ или ввоз на территорию РФ товаров, за исключением вывоза (ввоза) ценных бумаг в документарной форме;
  • 3.2. договоры, предусматривающие продажу (приобретение) и (или) оказание услуг, связанных с продажей (приобретением) на территории РФ (за пределами территории РФ) горюче-смазочных материалов (бункерного топлива), продовольствия, материально-технических запасов и иных товаров (за исключением запасных частей и оборудования), необходимых для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств независимо от их вида и назначения в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки;
  • 3.3. договоры, в том числе агентские договоры, договоры комиссии, договоры поручения, за исключением договоров, указанных в подпунктах 3.1. 3.2 и 3.4 настоящего пункта, предусматривающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
  • 3.4. договоры, предусматривающие передачу движимого и (или) недвижимого имущества по договору аренды, договоры финансовой аренды (лизинга) (далее — экспортные или импортные контракты);
  • 3.5. договоры, предметом которых является получение или предоставление денежных средств в виде кредита (займа), возврат денежных средств по кредитному договору (договору займа), а также осуществление иных валютных операций, связанных с получением, предоставлением, возвратом денежных средств в виде кредита (займа) (за исключением договоров (контрактов, соглашений), признаваемых законодательством РФ разновидностью займа или приравненных к займу) (далее — кредитный договор);

4. сумма обязательств:

  • по импортному контракту или кредитному договору — равна или превышает 3 миллиона рублей,
  • по экспортному контракту — равна или превышает 6 миллионов рублей.

Что необходимо предоставить в Альфа-Банк для постановки на учет контракта?

1. Для постановки на учет экспортного контракта резидент предоставляет в Альфа-Банк:

Информация, необходимая банку для постановки на учет экспортного контракта и сведения об экспортном контракте могут быть представлены резидентом в банк по следующей форме, которая также доступна в интернет-банке Альфа-Бизнес Онлайн и Альфа-Клиент Онлайн:

DOCСведения о контракте35,7 КБ

Обратите внимание:

  • После постановки на учет экспортного контракта на основании проекта, резидент должен представить в банк подписанный контракт не позднее 15 рабочих дней после даты его подписания сторонами.
  • После постановки на учет экспортного контракта на основании сведений об экспортном контракте, резидент должен представить в банк сам экспортный контракт не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет.

2. Для постановки на учет импортного контракта или кредитного договора резидент предоставляет в Альфа-Банк:

  • импортный контракт/кредитный договор, который подлежит постановке на учет (либо выписку из него), или проект импортного контракта/кредитного договора и информацию, необходимую банку для постановки на учет импортного контракта/кредитного договора, осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением резидентом требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (в т. ч. информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации — при постановке на учет кредитного договора, условиями которого предусмотрено предоставление резидентом нерезиденту займа).

Информацию по импортному контракту и кредитному договору можно предоставить в банк по следующим формам, которые также доступны в интернет-банке Альфа-Бизнес Онлайн и Альфа-Клиент Онлайн:

DOCСведения о контракте35,7 КБ DOCСведения о кредитном договоре39,2 КБ

Обратите внимание: после постановки на учет импортного контракта и кредитного договора на основании проекта импортного контракта и кредитного договора, резидент должен представить в банк подписанный импортный контракт и кредитный договор не позднее 15 рабочих дней после даты его подписания сторонами.

Все документы и информацию для постановки на учет контракта или кредитного договора можно отправить через интернет-банк Альфа-Бизнес Онлайн или Альфа-Клиент Онлайн.

Если резидент направил в банк все необходимые документы и информацию, банк должен принять на учет контракт или кредитный договор не позднее следующего рабочего дня, а также присвоить уникальный номер и сформировать ведомость банковского контроля.

Не позднее одного рабочего дня после даты постановки контракта или кредитного договора на учет банк направляет резиденту информацию об уникальном номере и дате постановки на учет контракта или кредитного договора в виде документа по форме «Сведения о контракте» / «Сведения о кредитном договоре».


Что необходимо предоставить в Альфа-Банк для принятия на обслуживание контракта из другого банка?

Если контракт переводится на обслуживание из другого банка (в том числе  в случае отзыва лицензии у предыдущего банка), в новый банк (в Альфа-Банк) резиденту нужно предоставить:

  • информацию об уникальном номере контракта или кредитного договора, дате постановки на учет контракта (кредитного договора), а также дате снятия с учета контракта (кредитного договора) в предыдущем банке и регистрационном номере предыдущего банка —только для случая перевода на обслуживание из другого банка;
  • контракт или кредитный договор (либо выписку из него), содержащие информацию, необходимую банку для принятия на обслуживание контракта или кредитного договора и осуществления валютного контроля.

Данную информацию можно направить через интернет-банк Альфа-Бизнес Онлайн или Альфа-Клиент Онлайн.

Если резидент направил в банк все необходимые документы, банк должен принять контракт на обслуживание не позднее двух рабочих дней после получения от Банка России ведомости банковского контроля по этому контракту. Банк сохраняет его уникальный номер и осуществляет дальнейшее ведение принятой ведомости банковского контроля по этому контракту.

Не позднее одного рабочего дня после даты принятия на обслуживание контракта банк направляет резиденту документ по форме «Сведения о контракте» / «Сведения о кредитном договоре». В нем будет указана дата принятия на обслуживание.


Что необходимо представить в Альфа-Банк для постановки на учет контракта в случае уступки требования или перевода долга между двумя резидентами?

Для постановки на учет контракта в случае уступки требования или перевода долга между двумя резидентами в Альфа-Банк нужно предоставить:

  • контракт (либо выписку из него), содержащие информацию, необходимую банку для принятия на обслуживание и осуществления валютного контроля;
  • информацию из раздела I ведомости банковского контроля (полученную от резидента, который уступил требования или перевел долг);
  • документ, подтверждающий уступку требования или перевод долга по контракту (договор уступки прав (требования), договор перевода долга и т.п.).

Данную информацию можно направить через интернет-банк Альфа-Бизнес Онлайн или Альфа-Клиент Онлайн.

Если резидент направил в банк все необходимые документы и информацию, не позднее двух рабочих дней после получения от Банка России ведомости банковского контроля банк присваивает новый уникальный номер контракту, формирует новую ведомость банковского контроля и осуществляет дальнейшее ее ведение.

В случае если уступка требования или перевода долга между двумя резидентами осуществлена по контракту (кредитному договору), находящемуся на обслуживании в Альфа-Банке, и второй резидент направил все необходимые документы и информацию для постановки на учет контракта (кредитного договора) также в Альфа-Банк, банк присваивает новый уникальный номер контракту, формирует новую ведомость банковского контроля и осуществляет дальнейшее ее ведение в срок не позднее двух рабочих дней после дня представления вторым резидентом указанных выше сведений и документов.

Не позднее одного рабочего дня после присвоения нового уникального номера принятого на учет контракта банк направляет резиденту новый уникальный номере в виде документа по форме «Сведения о контракте» или «Сведения о кредитном договоре».


В какие сроки нужно предоставить документы в Альфа-Банк для постановки на учет контракта?

Чтобы не нарушать валютное законодательство, документы, необходимые для постановки на учет контракта, нужно предоставить в банк в сроки, установленные Инструкцией № 181-И:

PDFСроки постановки на учет261 КБ

Сроки представления документов для постановки на учет контракта в случае уступки требования или перевода долга между двумя резидентами:

  • не позднее 30 рабочих дней после снятия с учета контракта первым резидентом, если после его снятия не происходит исполнения обязательств по контракту путем расчетов либо иным способом;
  • в сроки, указанные в таблице «Сроки постановки на учет», если после снятия с учета контракта первым резидентом происходит исполнение обязательств по контракту путем расчетов либо иным способом.

Сроки представления документов для принятия на обслуживание контракта, если он переводится на обслуживание из другого банка:

  • не позднее 30 рабочих дней после снятия с учета контракта, если после снятия его с учета не происходит операций по списанию или зачислению денег по счету резидента;
  • не позднее даты представления расчетного документа по операции (или заявления на перевод — при списании) и не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег на счет резидента в Альфа-Банке, если после снятия с учета контракта происходит операция по списанию или зачислению денег по счету резидента.

Сроки предоставления документов для принятия на обслуживание контракта, если у предыдущего банка отозвана лицензия:

  • не позднее 30 рабочих дней после даты отзыва банковской лицензии, если в период между датой отзыва лицензии и датой принятия на обслуживание контракта не проводится операция по списанию или зачислению денег по счету резидента.
  • не позднее даты предоставления расчетного документа по операции (или заявления на перевод — при списании) и не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег на счет резидента в Альфа-Банке, если в период между датой отзыва лицензии и датой принятия на обслуживание контракта проводится операция по списанию или зачислению денег по счету резидента.

Может ли банк отказать в постановке на учет и принятии на обслуживание контракта?

Банк может отказать в постановке на учет и принятии на обслуживание контракта, если имеются следующие основания:

  • Отсутствие информации об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в документах и информации, представленных резидентом, а также в случае если ожидаемые сроки репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации превышают дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в ведомости банковского контроля (пункт 16.1.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И)
  • Недостаточно документов и информации, представленных резидентом для постановки на учет контракта, а также отсутствие в контракте (кредитном договоре) информации, необходимой уполномоченному банку для осуществления валютного контроля, в том числе за выполнением требований статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (пункт 16.1.4 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Если банк не принимает предоставленные резидентом документы, то банк возвращает их с указанием даты и причины отказа в их принятии, а резидент должен устранить замечания.
  • Получение от Банка России информации в электронном виде об отсутствии у Банка России соответствующей ведомости банковского контроля (пункты 10.2, 11.7, 12.8 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Не позднее следующего рабочего дня, после того как банк получил информацию от Банка России об отсутствии соответствующей ведомости банковского контроля, банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта. Об этом банк должен проинформировать резидента. Резидент вправе обратиться в Банк России в произвольной форме с обязательным указанием уникального номера контракта, номера и даты (при наличии) контракта, ИНН резидента.
Москва