Это кассовый аппарат нового поколения с фискальным накопителем. Кассы, которые использовались ранее, записывали фискальные данные на специальный чип, а новые устройства с приставкой «онлайн» сами передают эту информацию через интернет непосредственно в момент расчёта.
Преимущества использования онлайн-касс:
предпринимателю не нужно привозить устройство в налоговую — вся информация передаётся дистанционно;
ФНС может сверять доходы, заявленные в отчётах, с реальными и более точно рассчитывать налогооблагаемую базу;
при оплате товаров и услуг через интернет все покупатели получают чеки в электронном виде: если нужно вернуть средства за покупку, чек всегда под рукой.
Существует несколько категорий ККТ:
автономные — подходят для магазинов с небольшой номенклатурой;
фискальные — используются в торговых точках с большим потоком покупателей;
мобильные — предназначены для выездной торговли, служб доставки;
смарт-терминалы — обычно используются на предприятиях торговли малого и микробизнеса, сферы услуг и общественного питания.
Зарегистрировать онлайн-кассу можно одним из следующих способов:
Через сайт ФНС. Это можно сделать в личном кабинете в разделе «Учёт контрольно-кассовой техники».
Через службу поддержки и личный кабинет пользователя оператора фискальных данных (ОФД), то есть через компанию, которая берёт на себя сбор и передачу данных на серверы в ФНС.
В территориальном отделении ФНС по месту регистрации ИП. Этот вариант для тех, кто не хочет разбираться, как подключать, самостоятельно. Недостаток — существенная потеря времени, необходимость 2–3 раза провести пробный сеанс связи и тестирование работы ККТ.
Через сторонних специалистов на платной основе.
При самостоятельном подключении ККТ к внешнему интерфейсу и серверам ФНС пошаговый алгоритм действий будет таким:
Регистрация данных ИП на сайте ФНС.
Получение криптографической подписи или ЭЦП. Это можно сделать через Госуслуги.
Запуск ПО онлайн-кассы. Для этого её основной блок соединяется с ПК (ноутбуком или планшетом) через разъём USB. Далее нужно запустить процесс аутентификации нового устройства на ПК. Обычно аутентификация, загрузка и установка ПО проходит автоматически. ПК самостоятельно ищет и устанавливает драйвер и ПО на жёсткий диск. После первичной установки ПК перезагружается, теперь он сам будет узнавать устройство при каждом последующем подключении.
Подключение уже работающей кассы к оператору фискальных данных. Выбрать такого оператора можно из соответствующего перечня компаний, размещённого на сайте ФНС. Как только услуга будет оплачена, пользователь получит доступ к своему личному кабинету. В личном кабинете можно управлять всеми ККТ интернет-магазина и отслеживать динамику продаж по каждой торговой точке.
Регистрация на сайте ФНС. В разделе «Учёт ККТ» нужно выбрать опцию «Регистрация ККТ», после чего заполнить параметры заявления вручную. Если все данные ККТ указаны корректно, то сервер ФНС автоматически присвоит конкретному устройству уникальный регистрационный номер из 16 цифр.
Ввод регистрационного номера в онлайн-кассу. Для этого в настройках устройства необходимо выбрать сервисный режим и в открывшемся окошке указать уникальный номер и ИНН компании или ИП.
Формирование отчёта о регистрации ККТ. Это делается через личный кабинет на сайте ФНС. Во вкладке «Учёт ККТ» должна появиться касса, а напротив неё — кнопка «Отчёт о регистрации ККТ».
Получение карточки регистрации ККТ. Она служит подтверждением того, что фискализация прошла успешно. Завершающим шагом всей процедуры является передача сведений оператору фискальных данных. Это можно сделать через личный кабинет на сайте ОФД. Теперь онлайн-касса готова к работе — можно начинать пробивать чеки о покупке.
Согласно Федеральному закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» от 22.05.2003 года № 54-ФЗ, установка ККТ нового образца обязательна практически для всех индивидуальных предпринимателей, включая:
ИП без наёмных сотрудников, которые торгуют товарами не своего производства;
ИП с наёмными сотрудниками, которые оказывают услуги, торгуют товарами и выполняют работы;
ИП, которые выдают бланки строгой отчётности, в том числе продают билеты в салоне транспорта.
Торговля через интернет не освобождается от использования ККТ, поэтому для работы онлайн-магазина также требуется установка онлайн-кассы.
ИП или граждане со статусом самозанятого, которые продают товары собственного производства или самостоятельно оказывают услуги;
ИП на патенте, которые занимаются определёнными видами деятельности, включая сезонную продажу овощей и фруктов, пошив одежды, репетиторство (с полным перечнем можно ознакомиться на сайте ФНС);
ИП на упрощённой системе налогообложения, деятельность которых ведётся в отдалённом или труднодоступном месте (при условии, что эта местность определена в законодательных актах местных властей);
продавцы на рынках, торгующие с лотка.
При выборе ККТ нужно ориентироваться на такие критерии:
Поток покупателей. Если нагрузка большая, то стоит отдать предпочтение фискальному регистратору. Для торговых точек со средним или небольшим потоком покупателей можно остановить свой выбор на смарт-терминале.
Место расчётов. Для интернет-магазина подойдёт облачная онлайн-касса, для выездной торговли можно использовать мобильную.
Габариты устройства и наличие аккумулятора. Для небольших торговых точек и развозной рыночной торговли фискальный регистратор не подойдёт, так как его требуется подключать к компьютеру и к сети. В этом случае стоит выбрать смарт-терминал или мобильную кассу.
Дата публикации: 31.05.2022