Ликвидацию ИП регистрирует налоговая служба. Так же как и регистрация нового бизнеса, оформление закрытия компании облагается пошлиной. Рассказываем, сколько это стоит, какие документы нужны и как правильно закрыть бизнес, чтобы у налоговой не осталось вопросов.
Размер госпошлины за закрытие компании определяет налоговое законодательство (ст. 333.33 НК РФ). Платёж рассчитывается как 20% от пошлины за регистрацию нового ИП или ООО.
В 2024 году при открытии ИП нужно заплатить 800 ₽. Значит, за ликвидацию государство берёт 160 ₽. Для сравнения: при открытии ООО платёж равен 4000 ₽, значит, при ликвидации ООО необходимо внести в госбюджет 800 ₽.
Необходимость уплачивать государственную пошлину сохраняется только при подаче документов на бумажных носителях. Если предприниматель использует электронный документооборот, платить 160 ₽ не нужно.
Чтобы получить освобождение от уплаты госпошлины, можно предоставить налоговой документы о ликвидации:
онлайн непосредственно на сайте налоговой через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса»;
через многофункциональные центры (МФЦ).
В обоих случаях вы заверяете документы электронной цифровой подписью (ЭЦП), а налоговая инспекция получает их в цифровом формате, поэтому пошлина не взимается.
При обращении онлайн через сервис налоговой нужно выбрать опцию «Прекратить деятельность», указать ОГРНИП или ИНН, заверить ЭЦП электронное заявление и направить его в регистрирующий орган.
При подаче документов через МФЦ нужно посетить ближайший офис. Сами МФЦ не могут напрямую вносить данные в ЕГРИП, в том числе записи о закрытии бизнеса. Центры выступают посредниками между вами и налоговой службой. Сотрудник МФЦ принимает заявление, выдаёт расписку, регистрирует факт подачи документов и перенаправляет их в налоговую. Обработкой заявления и оформлением ликвидации бизнеса занимается налоговая. Для подачи документации через МФЦ при себе нужно иметь паспорт или доверенность, если закрытие фирмы оформляет не индивидуальный предприниматель, а уполномоченное лицо.
Также закрыть фирму без госпошлины можно через нотариуса. Это платная услуга, в рамках которой нотариус заверяет документы ЭЦП и отправляет их в налоговую. Существуют и другие сервисы-посредники, с помощью которых можно оформить закрытие компании без госпошлины.
При личном визите в отделение налоговой службы, отправке документов на бумажных носителях почтой или курьером, соответственно, уплачивать пошлину нужно.
Для официального закрытия фирмы налоговой службе нужно получить от предпринимателя или его представителя следующий пакет документов:
заявление Р26001 о регистрации отмены статуса ИП;
подтверждение подачи данных в ПФР (опционально);
чек об уплате госпошлины.
Таким образом, уплатить пошлину нужно до подачи документов, так как к заявлению требуется приложить подтверждение платежа.
Квитанцию можно сформировать автоматически в сервисе на сайте налоговой «Уплата госпошлины». Что нужно сделать:
перейти на страницу сервиса;
поставить флажок в знак согласия с политикой обработки персональных данных и нажать кнопку «Продолжить»;
заполнить поля, следуя подсказкам системы.
В онлайн-форме на создание квитанции нужно в выпадающих меню выбрать следующие пункты:
вид платежа — «Государственная пошлина за регистрацию ИП»;
наименование платежа — «Государственная пошлина за регистрацию прекращения ФЛ деятельности в качестве ИП (160 ₽)»;
тип платежа — «Платёж» (единственный пункт в выпадающем списке).
Поле «КБК» заполнять не нужно. Система подставит код бюджетной организации после заполнения обязательных полей формы, помеченных звёздочками.
Нажмите «Далее», чтобы закрыть форму и перейти к следующему этапу. Появится окно выбора ОКТМО получателя платежа. Нужно ввести российский адрес места жительства или пребывания физлица-предпринимателя.
Чтобы внести в систему адрес регистрации, выберите свой регион в выпадающем списке «Субъект РФ». Затем в поле «Адрес РФ» введите через пробелы названия:
улицы;
населённого пункта;
города;
района.
При заполнении названия улицы не используйте слова «улица», «проспект», «проезд» или их сокращения: «ул.», «пр.», «просп.», «пр-т». Укажите в поле формы только название, например Восточная, Подгорная, Мира.
Укажите номер дома, корпус и квартиру. Индекс вводить необязательно, система подберёт значение автоматически, исходя из указанного адреса.
После заполнения формы нажмите «ОК» и на следующем шаге проверьте правильность внесённых сведений. Если данные предоставлены корректно, нажмите «Далее» и заполните информацию о плательщике:
Ф. И. О.;
ИНН.
Сервис проверит, нет ли ошибок в номере ИНН, и предложит сформировать квитанцию. Для создания документа нажмите кнопку «Уплатить». Уплатить пошлину можно онлайн на сайте налоговой. Другой вариант — распечатать бланк с сайта и внести платёж в кассе банковского отделения.
При заполнении формы в сервисе налоговой вы указываете только информацию о плательщике. Реквизиты получателя платежа вводить не надо, система подставит их автоматически на основании адреса регистрации предпринимателя.
Если вы хотите заполнить бланк квитанции не в сервисе налоговой, а вручную, сначала определите регистрирующую инспекцию (отделение) и узнайте её платёжные реквизиты. Это можно сделать онлайн: откройте в любом браузере сайт;
выберите тип налогоплательщика «Физическое лицо или индивидуальный предприниматель» — обычно этот пункт отмечен по умолчанию;
выберите в выпадающем меню «Субъект РФ» ваш регион;
в поле «Код ИФНС» введите код, если знаете его, или впишите адрес, чтобы система автоматически подобрала обслуживающее отделение.
После выполнения этих действий сайт покажет сведения о вашем отделении:
адрес и телефон;
контакты регистрирующих органов, через которые можно закрыть ИП или ООО;
платёжные реквизиты.
Впишите реквизиты в платёжный документ, заполните данные плательщика и сумму платежа — 160 ₽.
Если налоговая отклонит заявление или по каким-либо причинам не закроет ИП, фирма будет считаться работающей. Будут начисляться налоги, взносы, могут возникнуть проблемы из-за неподанной декларации и задолженность по налогам. Поэтому важно убедиться, что ИП закрыли.
Для этого получите свидетельство от налоговой — документ, подтверждающий успешное и полное завершение процедуры закрытия компании. Хранить копию квитанции об уплате госпошлины необязательно, так как вся информация о бюджетных платежах ИП и ООО фиксируется в онлайн-базе налоговой и других ведомств. Копию чека можно оставить у себя до момента выдачи свидетельства — как подтверждение оплаты при проблемах с проведением платежа или обработкой вашего заявления на стороне налоговой.
Как правило, после регистрации закрытия фирмы налоговая служба присылает уведомление на email, указанный в заявлении. Если требуется подтверждение ликвидации на бумажном носителе, укажите это в форме Р26001: тогда вам выдадут лист записи ЕГРИП о снятии ИП с учёта. Если вы подавали заявление через многофункциональный центр, получить документ можно в том же МФЦ.
Дополнительно проверить, что ИП сняли с учёта, а компанию закрыли, можно в сервисе egrul.nalog.ru. Для получения информации о статусе бизнеса нужно выбрать регион и указать ИНН или Ф. И. О. предпринимателя.
Также можно запросить справку о закрытии бизнеса через Госуслуги в цифровом формате бесплатно. Для этого нужно заказать документ об отсутствии у физического лица статуса ИП. Сервис запросит данные сведения в ЕГРИП. После готовности справка станет доступной в личном кабинете.
После закрытия фирмы предприниматель имеет право на открытие нового бизнеса. Это можно сделать после того, как информация о ликвидации предыдущего бизнеса появится в базе ЕГРИП.
Зарегистрировать ИП на упрощённой системе налогообложения или ООО с одним учредителем можно дистанционно с помощью сервиса Альфа‑Банка. Достаточно подать онлайн-заявку, получить от банка готовый пакет документов и подписать их в электронном виде с помощью ЭЦП, которую банк выпустит бесплатно в рамках услуги.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Подробные условия по тарифам
Стоимость обслуживания в месяц | 1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | Бесплатно |
Переводы на счета физлиц | До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽: — 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 2 млн ₽ — бесплатно, далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 0 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 3 перевода, далее — 99 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | 2% + 99 ₽ за внутренний перевод 2,3% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 100 000 ₽ — бесплатно, далее — 2% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 1690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 25 переводов, далее — 59 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | Внутрибанковские переводы 0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ Платежи в другие банки 0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 300 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽ |
Стоимость обслуживания в месяц | 3690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 50 переводов, далее — 39 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | До 200 000 ₽ бесплатно Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 600 000 ₽ 1,3% — свыше 600 000 ₽ |
Дата публикации: 30.08.2024