Открытие и ведение счёта
Кредиты
Депозиты
Эквайринг
ВЭД
Ещё

Эквайринг для самозанятых

Картинка баннера

Рассказываем, как плательщику НПД подключить эквайринг, чтобы принимать безналичные платежи от клиентов.


Как самозанятые принимают платежи

Самозанятость или налог на профессиональный доход (НПД) ― это новый режим налогообложения для физических лиц. В тестовом режиме он действует с 2019 года, а по всей стране стал действовать 
с середины октября 2020 года.

Самозанятые ― это граждане или ИП, которые работают на себя, без наёмных сотрудников, с годовым доходом не более 2,4 млн рублей. Они оказывают услуги или реализуют товары собственного производства. Самозанятые платят налог 4% с доходов при работе с физлицами и 6% с доходов при работе с юрлицами. Деятельность плательщиков НПД регулируется Федеральным законом от 27.10.2018 № 422-ФЗ.

Для работы самозанятому нужно скачать приложение «Мой налог», чтобы через него зарегистрироваться в налоговой инспекции. Лично посещать налоговую не нужно. После этого физлицо может с помощью приложения выписывать клиентам чеки. На основании этих чеков система автоматически рассчитывает налог, а также присылает напоминания о его оплате.

Плательщики налога на профессиональный доход могут получать оплату от клиентов несколькими способами:

  • наличными;

  • на электронные кошельки;

  • на дебетовые или кредитные карты физлица;

  • переводом по реквизитам на банковский счёт физлица.

После получения оплаты гражданин должен в течение суток отразить операцию в приложении «Мой налог»: написать имя клиента (если это физлицо) или название организации (если это юрлицо), а также указать сумму и вид выполненных работ или оказанных услуг.

Плательщик НПД может получать оплату на любую свою карту или на несколько карт одновременно. Поступления от профессионального дохода могут быть смешаны с личными поступлениями. Налог берётся только с тех операций, которые гражданин отражает в приложении «Мой налог». Но, чтобы избежать вопросов от налоговой, можно завести для профессиональной деятельности отдельную карту 
и принимать платежи от клиентов только на неё.


Можно ли самозанятым использовать эквайринг

Многие физические и юридические лица предпочитают расплачиваться дебетовыми и кредитными картами. Поэтому, чтобы увеличить приток клиентов, продавец может подключить эквайринг.

Эквайринг — это банковская услуга, которая позволяет принимать безналичные платежи от клиентов, партнёров, подрядчиков. Если подключить торговый эквайринг, то можно принимать оплату картами через платёжный терминал. Если подключить интернет-эквайринг, можно получать оплату на электронный кошелёк через специальную форму на сайте.

Для юрлиц и ИП доступны все виды этой банковской услуги. Но для самозанятых есть ограничения, поскольку настройка безналичных платежей оформляется только при наличии расчётного счёта для бизнеса. Самозанятый является физлицом, поэтому у него может быть банковский счёт физлица, а вот расчётного счёта у него нет.

Чтобы обойти это ограничение, плательщик НПД может стать ИП, открыть расчётный счёт для бизнеса, после чего подключить эквайринг. Возможен обратный вариант: индивидуальный предприниматель может перейти на НПД. Для этого нужно отказаться от текущего режима налогообложения (например, от УСН) 
и при надобности скорректировать направление деятельности, чтобы соответствовать статусу самозанятого. После этого ИП может подключить эквайринг на свой бизнес-счёт или, если эта услуга уже была подключена, просто продолжать им пользоваться.

Это касается только торгового эквайринга. Чтобы подключить интернет-эквайринг, расчётный счёт не нужен. При подключении этой услуги самозанятый не освобождается от обязанности формировать чеки 
в приложении «Мой налог».


Какой эквайринг подходит самозанятым

Интернет-эквайринг для плательщиков налога на профессиональный доход можно подключить через сервис «Яндекс Касса». Для этого не нужно регистрировать ИП и открывать расчётный счёт. Достаточно открыть счёт в платёжной системе «Яндекс». Клиенты продавца смогут вводить данные своих карт через платёжную форму и расплачиваться за покупки. У этого варианта есть плюсы и минусы:

Плюсы

Минусы

Не нужно покупать или арендовать терминал для приёма платежей от покупателей.

Покупателю нужно самостоятельно вводить реквизиты карты, это занимает время, возможны ошибки.

После ввода реквизитов и оплаты деньги сразу поступают продавцу на электронный кошелёк.

Продавец платит комиссию с каждого перевода, и она более высокая, чем при торговом эквайринге.

Кроме Яндекса, онлайн-платежи можно получать через сервисы «ЮКасса», Robokassa, PayMaster, QIWI. Некоторые сервисы позволяют выпустить карту, привязанную к кошельку. С карты удобно снимать наличные или оплачивать покупки.

Торговый эквайринг является банковской услугой. Он подключается только через расчётный счёт и предполагает использование спецтехники, например платёжного терминала или мобильного кассового аппарата. Банки предлагают разные варианты этой услуги: с арендой или покупкой терминала, с фиксированной или гибкой комиссией за каждую операцию. У торгового эквайринга есть преимущества и недостатки:

Преимущества

Недостатки

Увеличение потока клиентов, а значит, и прибыли.

Необходимость оформлять ИП и открывать расчётный счёт.

Предоставление клиентам ещё одного способа для оплаты товаров или услуг.

Необходимость оплачивать комиссию с продаж.

Уменьшение оборота наличности и риска получить от покупателя поддельную купюру.

Решение технических вопросов при подключении терминала или кассы.

Исключение риска обсчитаться при выдаче сдачи.

Возможность безопасно хранить деньги на расчётном счёте.

Хотя платёж по карте проходит за пару секунд, внутри системы происходит много процессов. Вот как это работает:

  1. Клиент прикладывает карту, телефон или часы к терминалу.

  2. Банк-эквайер получает запрос на проведение транзакции, проверяет карту по чёрным спискам 
и передаёт информацию банку-эмитенту (который выпустил карту).

  3. Банк-эмитент проверяет остаток по счёту и списывает нужную сумму.

  4. Деньги поступают продавцу, терминал выдаёт чек.

Некоторые банки предоставляют услуги для организации безналичной оплаты и интернет-платежей. Например, в Альфа-Банке есть несколько вариантов для ООО и ИП:

  • торговый эквайринг;

  • Альфа-Касса;

  • мобильный терминал Pay-Me;

  • интернет-эквайринг;

  • приложение AlfaPOS.


Как самозанятому подключить торговый эквайринг

После регистрации ИП нужно открыть в банке расчётный счёт. Лучше сразу выбирать тот банк, который предоставляет услуги приёма безналичных платежей на подходящих условиях.

После выбора банка-эквайера и изучения тарифов самозанятый заполняет онлайн-заявку. Если кредитная организация её одобряет, нужно предоставить эквайеру пакет документов, а потом заключить договор. Если банк предоставляет в аренду своё оборудование, специалисты приедут на торговую точку, установят терминал, расскажут, как им пользоваться.

Если у самозанятого маленькое производство, которое ведётся нерегулярно и на которое нет планов по расширению, подключение услуги безналичных платежей может не окупиться по затратам. И наоборот, если плательщик НПД планирует расширить производство или наладить продажи через интернет, регистрация в качестве ИП может оказаться выгодной.

Заявка на открытие счёта для бизнеса

Подгружаем данные

Решения для бизнеса

Регистрация бизнеса

Регистрация бизнеса

Оформим документы и отправим в налоговую

Бесплатный счёт для бизнеса

Бесплатный счёт для бизнеса

Откроем за один день

Бесплатная бухгалтерия

Бесплатная бухгалтерия

Упростим общение с налоговой