КартыВкладыКредитыИпотекаИнвестицииAlfa OnlyСамозанятостьAlfa StudentsЕщё

Как получить справку о самозанятости

Собрали главное, что нужно знать

11.09.2024

Время чтения 5 мин.


Периодически самозанятым гражданам России приходится подтверждать свой статус плательщика налога на профессиональный доход (НПД). В статье расскажем, как подтвердить наличие самозанятости, и какие документы могут потребоваться.


Зачем нужна справка о постановке на учёт в ФНС

Самозанятость оформляется в мобильном приложении «Мой налог», через сервис «Госуслуги» или кредитную организацию. В процессе регистрации нужно указать паспортные данные, ИНН, вид деятельности и регион, где будете оказывать услуги. После этого вам будет присвоен статус плательщика налога на профессиональный доход, а все предоставленные сведения отобразятся в личном кабинете.

Каждый календарный год самозанятость автоматически продлевается — кроме тех случаев, когда налоговая фиксирует несовместимые с режимом НПД условия работы. В таких ситуациях самозанятый принудительно лишается присвоенного ранее статуса. Кроме того, самозанятый может сам сняться с учёта в налоговом органе.

Если заказчик продолжит работать с человеком без статуса самозанятого, ему придётся уплатить:

  • страховой взнос 30%;

  • НДФЛ 13%;

  • штраф, если указанные выше взносы не будут уплачены вовремя.

Более того, налоговая рассматривает договор с бывшим самозанятым как трудовой, а не гражданско-правовой — со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы обезопасить себя от проблем с налоговой, некоторые представители бизнеса просят исполнителя подтвердить свой статус при заключении договора. Иногда информацию запрашивают перед каждым платежом, так как самозанятый мог самостоятельно или принудительно сняться с учёта. Периодически заказчики сами проводят проверку. Для этого можно зайти на сайт налоговой в раздел «Проверить статус налогоплательщика НПД (самозанятого)», а затем ввести ИНН исполнителя и дату актуализации сведений.

Справку о постановке на учёт в налоговой также нужно будет получить, если самозанятый планирует принять участие в госзакупках по № 44-ФЗ и № 223-ФЗ либо взять кредит в банке.


Что указывается в справке

Документ выдаётся в электронной форме, его можно открыть в любом удобном приложении: Adobe Reader, Microsoft Word, встроенном в смартфон средстве просмотра.

В документе указывается следующая информация:

  • дата актуализации сведений;

  • ФИО налогоплательщика;

  • ИНН самозанятого;

  • серия и номер паспорта;

  • дата и место постановки на учёт в налоговой.

Так выглядит справка о самозанятости в 2024 году

Справка визируется электронной цифровой подписью налоговой службы и является официальным документом. Если самозанятый утратил статус плательщика налога на профессиональный доход, то в форме будет указана дата снятия с учёта.

Как получить справку

Сформировать справку о самозанятости можно онлайн через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Услуга предоставляется бесплатно.

Веб-сервис «Мой налог»

Попасть в личный кабинет налогоплательщика можно через сайт «Госуслуги». Для этого введите в поисковую строку фразу «Справка о самозанятости». В ответ робот Макс предложит вам несколько вариантов. Выберите среди них «Справки самозанятых».

Макс пришлёт вам текстовый блок с базовой информацией. Внизу текста будет раздел «Где получить справки» с активными ссылками. Нажмите на ссылку, ведущую в нужный вам раздел сайта налоговой.

Войти в личный кабинет можно несколькими способами:

  • через пару логин-пароль;

  • по номеру телефона;

  • через сервис «Госуслуги».

Если на Госуслугах настроена двухфакторная аутентификация, то программа пришлёт на ваш телефон код, который нужно ввести на сайте.

После авторизации вы попадёте в личный кабинет плательщика НПД. Если вы формируете справку со смартфона, информация будет отображаться в адаптированном под мобильные телефоны виде.

Чтобы проверить статус самозанятого в мобильной версии:

  • кликните на три чёрточки в левом верхнем углу;

  • откройте вкладку «Настройки»;

  • разверните первое сверху окошко, нажав на стрелочку справа от него;

  • выберите блок «Справки»;

  • сформируйте справку о постановке на учёт.

Если программа открыта в версии для ПК, просто откройте настройки и выберите нужный раздел.

Полученную информацию направьте представителю бизнеса, с которым заключаете договор.

Мобильное приложение «Мой налог»

Чтобы получить электронную справку:

  • кликните на вашу аватарку в левом верхнем углу экрана;

  • зайдите в раздел «Справки»;

  • выберите «Справка о постановке на учёт»;

  • укажите год для отчётности;

  • нажмите «Сформировать справку».

Сервис сразу предложит открыть документ с помощью установленных на телефон приложений. Обратите внимание: справка будет сформирована в формате pdf.

Справки для самозанятых в приложении Альфа‑Банка

О постановке на учёт

Получайте справки, когда
нужно подтвердить свой статус

О доходах

Заказывайте, чтобы оформить
финансовые продукты

Как стать самозанятым?

get-card-step-0

Заполните заявку

на бесплатную Альфа‑Карту
get-card-step-1

Получите карту

доставкой или в отделении
get-card-step-2

Зарегистрируйтесь

как самозанятый в приложении

Оформите карту и станьте самозанятым

Вы гражданин РФ?

Заполните ваши данные:

Укажите точно как в паспорте

Заказать карту можно только с 14 лет

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая «Продолжить», я подтверждаю, что ознакомлен с Памяткой об ЭДС, соглашаюсь на выпуск предоплаченной карты и заказ расчётной карты, соглашаюсь с условиями, договором, даю согласие

Собрали полезные статьи:
всё, что нужно знать самозанятому

Не нашли, что искали?

Частным лицам

Самозанятым

Полезные статьи

Как получить справку о самозанятости