Периодически самозанятым гражданам России приходится подтверждать свой статус плательщика налога на профессиональный доход (НПД). В статье расскажем, как подтвердить наличие самозанятости, и какие документы могут потребоваться.
Самозанятость оформляется в мобильном приложении «Мой налог», через сервис «Госуслуги» или кредитную организацию. В процессе регистрации нужно указать паспортные данные, ИНН, вид деятельности и регион, где будете оказывать услуги. После этого вам будет присвоен статус плательщика налога на профессиональный доход, а все предоставленные сведения отобразятся в личном кабинете.
Каждый календарный год самозанятость автоматически продлевается — кроме тех случаев, когда налоговая фиксирует несовместимые с режимом НПД условия работы. В таких ситуациях самозанятый принудительно лишается присвоенного ранее статуса. Кроме того, самозанятый может сам сняться с учёта в налоговом органе.
Если заказчик продолжит работать с человеком без статуса самозанятого, ему придётся уплатить:
страховой взнос 30%;
НДФЛ 13%;
штраф, если указанные выше взносы не будут уплачены вовремя.
Более того, налоговая рассматривает договор с бывшим самозанятым как трудовой, а не гражданско-правовой — со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы обезопасить себя от проблем с налоговой, некоторые представители бизнеса просят исполнителя подтвердить свой статус при заключении договора. Иногда информацию запрашивают перед каждым платежом, так как самозанятый мог самостоятельно или принудительно сняться с учёта. Периодически заказчики сами проводят проверку. Для этого можно зайти на сайт налоговой в раздел «Проверить статус налогоплательщика НПД (самозанятого)», а затем ввести ИНН исполнителя и дату актуализации сведений.
Справку о постановке на учёт в налоговой также нужно будет получить, если самозанятый планирует принять участие в госзакупках по № 44-ФЗ и № 223-ФЗ либо взять кредит в банке.
Документ выдаётся в электронной форме, его можно открыть в любом удобном приложении: Adobe Reader, Microsoft Word, встроенном в смартфон средстве просмотра.
В документе указывается следующая информация:
дата актуализации сведений;
ФИО налогоплательщика;
ИНН самозанятого;
серия и номер паспорта;
дата и место постановки на учёт в налоговой.
Справка визируется электронной цифровой подписью налоговой службы и является официальным документом. Если самозанятый утратил статус плательщика налога на профессиональный доход, то в форме будет указана дата снятия с учёта.
Сформировать справку о самозанятости можно онлайн через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика на сайте налоговой. Услуга предоставляется бесплатно.
Попасть в личный кабинет налогоплательщика можно через сайт «Госуслуги». Для этого введите в поисковую строку фразу «Справка о самозанятости». В ответ робот Макс предложит вам несколько вариантов. Выберите среди них «Справки самозанятых».
Макс пришлёт вам текстовый блок с базовой информацией. Внизу текста будет раздел «Где получить справки» с активными ссылками. Нажмите на ссылку, ведущую в нужный вам раздел сайта налоговой.
Войти в личный кабинет можно несколькими способами:
через пару логин-пароль;
по номеру телефона;
через сервис «Госуслуги».
Если на Госуслугах настроена двухфакторная аутентификация, то программа пришлёт на ваш телефон код, который нужно ввести на сайте.
После авторизации вы попадёте в личный кабинет плательщика НПД. Если вы формируете справку со смартфона, информация будет отображаться в адаптированном под мобильные телефоны виде.
Чтобы проверить статус самозанятого в мобильной версии:
кликните на три чёрточки в левом верхнем углу;
откройте вкладку «Настройки»;
разверните первое сверху окошко, нажав на стрелочку справа от него;
выберите блок «Справки»;
сформируйте справку о постановке на учёт.
Если программа открыта в версии для ПК, просто откройте настройки и выберите нужный раздел.
Полученную информацию направьте представителю бизнеса, с которым заключаете договор.
Чтобы получить электронную справку:
кликните на вашу аватарку в левом верхнем углу экрана;
зайдите в раздел «Справки»;
выберите «Справка о постановке на учёт»;
укажите год для отчётности;
нажмите «Сформировать справку».
Сервис сразу предложит открыть документ с помощью установленных на телефон приложений. Обратите внимание: справка будет сформирована в формате pdf.
О постановке на учёт
Получайте справки, когда
нужно подтвердить свой статус
О доходах
Заказывайте, чтобы оформить
финансовые продукты
Оформите карту и станьте самозанятым
Другие предложения для самозанятых