Государство может стать надёжным клиентом для коммерческой компании и даже самозанятого гражданина. Чтобы стать поставщиком товаров или услуг для бюджетной организации, требуется участвовать в процедуре госзакупок и заключить специальный контракт.
Законодательная база отрегулировала процесс взаимодействия поставщиков и госучреждений ещё в 2011 году, а с 2023 года коммуникация происходит онлайн. Бюджетные организации размещают свои заказы в специальной системе, а физические и юридические лица, которые хотят принять участие в тендере, размещают заявки и участвуют в конкурсе.
Процедура государственных закупок регламентируется рядом законов, по многим направлениям есть чёткие регламенты и требования. В статье расскажем, что такое госзакупки, как принять в них участие и какие документы потребуются.
В России действует два основных федеральных закона, регламентирующих процедуру государственных закупок, — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Их основные различия:
44-ФЗ — заказчиками выступают бюджетные учреждения любого уровня (федеральные, региональные или муниципальные), а требования к поставщикам подробно описаны в законе
223-ФЗ — заказчиком может быть любая компания, но государственная доля в ней должна быть не менее 50%. Время участия и требования к исполнителям можно изменять под нужды тендера
Также в 44-ФЗ стандартизированы все этапы сотрудничества для обеих сторон. Для начинающих компаний работать по этому закону проще, несмотря на установленные требования со стороны государства.
223-ФЗ лишь очерчивает правовые рамки взаимодействия в рамках закупок для исполнителя и заказчика, последний может менять регламент и требования под свои цели. Для каждого конкурса потенциальные поставщики должны готовиться отдельно.
Есть два основных вида закупок — конкурентные и неконкурентные. В первом случае участники на равных условиях соревнуются за право стать клиентом и получить предложение о работе. Формат может быть различный:
Аукцион — один из самых распространённых видов отбора компаний для закупок. Его обычно используют для покупки недорогих товаров, к примеру продуктов для питания детей в школе. На специальном государственном сервисе заказчики публикуют свои требования к продукции, сроки и начальную цену. Кандидаты предлагают свои прайсы. Кто предложит самую низкую стоимость и подходит по условиям — выигрывает аукцион.
Конкурс — схожая с аукционом форма госзакупок. При ней учитывают не только цену товара или услуги, но и репутацию клиента, его портфолио, кейсы. Торги не проводятся, все участники отправляют коммерческое предложение, а заказчики сами принимают решение.
Запрос котировок — участники подают заявку с фиксированной ценой. Стоимость контракта ограничена 500 000 рублей. Среди предложений заказчик ищет самое выгодное.
Запрос предложений — для победы в закупке не только нужно предложить самую низкую стоимость, но и соответствовать требованиям. Обычно это наличие подтверждённого опыта, отзывы или техническая подготовленность к выполнению заказа.
При конкурентном формате государственных закупок заказчик не видит названия юридического лица клиентов и выбирает среди заявок вслепую. Это позволяет исключить любую предвзятость.
Неконкурентные закупки используются, когда есть конкретный исполнитель. Обычно это уникальные товары, услуги, которые может предоставить единственная компания. Такой формат возможен, если сумма контракта не превышает 300 000 рублей.
Заказчиками выступают различные государственные ведомства — например, школы, детские сады, больницы, министерства разной направленности. Поставщиком может стать физическое лицо, оформленное как самозанятый или ИП, а также коммерческие и бюджетные организации.
Часто в описании заявки на контракт есть определённые условия, что ограничивает круг поставщиков. В частности, встречаются:
национальный режим — подать заявку могут только российские организации, выпускающие качественный товар
наличие лицензии, уровня подготовки или допуска
в закупках, связанных с государственной тайной, принимать участие могут только определённые поставщики — обычно они подают заявку после приглашения участника тендера
Также для работы потребуется корпоративный расчётный счёт — именно на него будет приходить оплата товаров или услуг. Удобно открыть его в Альфа‑Банке. Есть возможность настроить тариф под свои задачи, оперативная поддержка 24/7 и круглосуточные платежи клиентам банка.
Конкретный перечень документов, необходимых для участия в государственных закупках, зависит от их формата и вида. В рамках 44-ФЗ требуются:
налоговая декларация, подтверждающая, что у компании нет задолженности
ИНН
цветной скан паспорта заявителя или учредителя организации
Для участия в госзакупках в рамках 223-ФЗ пакет шире:
налоговая декларация
ИНН организации
рекомендации от клиентов
выписка из ЕГРЮЛ — для организаций, из ЕГРИП — для ИП
Помимо этого, заказчик может установить и дополнительные требования к документам. Например, различные сертификаты и лицензии, дипломы с подтверждением квалификации поставщика.
В первую очередь необходимо подготовить квалифицированную электронную подпись. Её можно сделать в любом из аккредитованных центров. Индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих предприятий могут бесплатно получить её в налоговой по месту регистрации.
Также потребуется подтверждённый аккаунт на портале «Госуслуги», в том числе для юридических лиц и частных лиц в статусе ИП.
Вся подробная информация, а также открытые конкурсы в рамках государственных заказов публикуются на портале ЕИС «Закупки». На нём находятся как открытые торги, так и только запланированные. Это удобно, так как можно заранее подготовиться к требованиям заказчика.
Компания или предприниматель, планирующие участие в тендере, должны создать аккаунт на ЕИС. При этом для каждого сотрудника, если он будет работать в системе, требуется создать отдельный профиль. Он действует три года с момента регистрации.
Кроме подтверждения профиля, важно получить аккредитацию компании на конкретной торговой площадке, где будут проходить торги, — ЕИС выступает лишь агрегатором для всех государственных аукционов. Полный список представлен на сайте ЕИС. Для некоторых площадок данные будут подгружаться автоматически, но до подачи заявок лучше заранее проверить корректность документов и информации в профиле — проверка и обработка документов занимает до одного рабочего дня.
После регистрации можно начать принимать участие в конкурсах на государственные заказы.
На всех государственных торговых площадках есть плата — её вносят будущие поставщики. Это 1% от всей суммы контракта, но есть установленные верхние планки:
для средних и крупных предприятий — 5000 рублей
для малого бизнеса и компаний с социальным профилем — 2000 рублей
Помимо обязательного взноса, для участия в госзакупках требуется внести деньги для обеспечения гарантии участия. Для небольших по объёму сделок такого условия нет, но если сумма закупки превышает 1 млн рублей по контрактам в рамках 44-ФЗ и 5 млн по 223-ФЗ, нужно вносить от 0,5 до 5% от размера тендера по договору. Для обеспечительных платежей деньги вносятся на специальный банковский счёт, это выступает гарантией, что участник не отменит свои обязательства в последний момент.
В установленное регламентом время заказчик должен выбрать поставщика, который подходит по условиям контракта или предлагает самую низкую цену. После этого стороны обсуждают проект договора — его готовит заказчик. Если поставщик не согласен с условиями, он может оспорить контракт в течение пяти рабочих дней.
Если проект договора устраивает, подрядчик уплачивает обязательный взнос и подписывает соглашение. В зависимости от условий заказа оно может быть краткосрочным, долгосрочным или на оказание определённого объёма услуг (покупку товаров). По соглашению обеих сторон договор можно расторгнуть на рыночных условиях, во всех остальных случаях расторжение происходит в судебном порядке.
Взаимодействие между поставщиками и различными бюджетными учреждениями организовано в рамках госзакупок. Они регулируются федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Поставщиком может быть физическое и юридическое лицо, главное — подходить под требования заказчика. Вся деятельность в рамках госзакупок организована на сайте ЕИС. Чтобы начать работать с ним, потребуется электронная подпись, а также подтверждённый аккаунт в системе — он будет актуальным в течение трёх лет со дня регистрации.
Полезно знать
Дата публикации: 2.12.2024