В рыночной экономике бизнес можно рассматривать как товар. Но товар специфический: деньги, которые в него вкладывают, должны иметь отдачу в будущем. То есть бизнес как объект сделки можно продать, купить, вложить в него деньги, чтобы получить доход в виде дивидендов. Тогда возникает закономерный вопрос: а сколько стоит компания, которая рассматривается для вложений или продажи? Оценка любой организации — процесс трудоёмкий, её можно проводить разными методами, самостоятельно или с привлечением оценочной компании.
Из статьи вы узнаете, как рассчитать стоимость предприятия в зависимости от его специфики и какой способ лучше использовать в конкретной ситуации.
Оценка стоимости компании может проводиться на обязательной или добровольной основе. Обязательная оценка предусмотрена при приватизации, продаже, национализации объектов госсобственности. Она выполняется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В некоторых случаях оценочные мероприятия не связаны с участием государства в деятельности компании, но тоже обязательны. Например, при заключении средними или крупными компаниями договоров страхования. В остальных случаях определение цены организации — процесс добровольный. На нём остановимся подробнее и разберём, кому и когда может понадобиться рассчитать такой показатель.
Оценка стоимости бизнеса в случае его купли-продажи. При продаже собственнику организации важно получить за неё справедливую рыночную сумму. Стоимость будет не только складываться из активов, которые есть у компании на балансе, но и включать потенциально возможные доходы в перспективе. С другой стороны, инвестор должен быть уверен, что вкладывает деньги в объект, цена которого не завышена.
Проведение оценочного анализа с целью привлечения внешнего финансирования. Его проводят кредитные организации перед тем, как предоставить кредит. Для банка достоверность анализа особенно важна, когда ссуда или заём предоставляются без обеспечения или залога. Оценивать организацию будут и потенциальные инвесторы перед тем, как купить её акции или облигации.
Необходимость рассчитать цену фирмы возникает у её собственников перед принятием обоснованных стратегических решений — для мониторинга эффективности менеджмента и понимания реальной стоимости.
Это основные (но не все) ситуации, при которых потребуется рассчитать, сколько стоит компания. Далее рассмотрим, как оценить стоимость бизнеса общедоступными способами и в каких случаях использовать тот или иной вариант расчёта.
Чтобы рассчитать стоимость фирмы для продажи или других целей, можно использовать существующие подходы — какой-то один или скомбинировать несколько:
Затратный — отвечает на вопрос, какая сумма потребуется для создания аналогичного бизнеса. Здесь важно не то, сколько денег было изначально вложено в предприятие, а сколько нужно потратить сегодня, чтобы создать компанию того же масштаба.
Доходный подход опирается на объём поступлений денег, в том числе от продажи имущества, которые может получить организация в перспективе. При расчёте потенциальных доходов бывает трудно учесть будущие макроэкономические факторы и неопределённости, поэтому обычно самостоятельный анализ делают с учётом текущих внешних условий.
Сравнительный — основан на сопоставлении объекта оценки с компаниями-аналогами на рынке.
В рамках каждого варианта могут использоваться разные методики анализа.
При этом способе, который ещё называют балансовым, можно использовать два варианта расчёта.
Метод чистых активов. Чистые активы (ЧА) — это та часть денег, которая останется у собственника в случае реализации всех активов и погашения обязательств. Этот показатель — один из индикаторов успешности и привлекательности предприятия для инвесторов или потенциальных покупателей. Достоинство оценки с использованием метода ЧА — простота. Чтобы посчитать сумму ЧА, понадобится бухгалтерский баланс, который обязаны составлять все хозяйствующие субъекты. Формула расчёта: ЧА = А − Зуч − О + Дбп, где: А — сумма активов (итог баланса); Зуч — задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал (дебетовое сальдо 75 счёта в бухучёте); О — обязательства организации (сумма разделов IV и V баланса); Дбп — доходы будущих периодов (строка 1530 баланса). Результат расчёта может быть положительным, нулевым или отрицательным. Если величина ЧА больше нуля, финансовое положение можно считать удовлетворительным. Предприятие при необходимости не только сможет рассчитаться по своим обязательствам, но и будет иметь резервы для развития. Если показатель равен нулю, то объём активов достаточен лишь для погашения совокупных обязательств, а деятельность не приносит ни прибыли, ни убытка. Отрицательные ЧА могут свидетельствовать о кризисной ситуации, когда собственных денег недостаточно для покрытия текущих и долгосрочных обязательств. По возможности, прежде чем посчитать размер ЧА, следует сделать переоценку балансовых показателей. Это относится к имуществу и нематериальным активам. Тогда можно рассчитать цену, которая будет максимально приближена к рыночной. Подсчёт ЧА, полученный с использованием данных бухгалтерской отчётности, предоставляется внешним пользователям (банкам, инвесторам). Если компания параллельно с регламентированным учётом ведёт управленческий, то для собственника целесообразно оценивать результаты своей работы через показатели управленческого баланса. Эти два вида учёта хотя и базируются на одних и тех же первичных данных, но логика и скорость отражения фактов хозяйственной жизни в управленческом учёте отличаются от регламентированного. Если бухучёт ориентирован на отражение уже свершившихся событий, то система управленческого учёта — на достижение желаемых результатов в будущем.
Метод ликвидационной стоимости. Он базируется на показателе ЧА, рассчитанном в соответствии с предыдущим способом. Полученная величина корректируется на дисконт, который готов предоставить собственник, чтобы реализовать активы как можно быстрее. Результат расчёта необходимо уменьшить на сумму расходов по ликвидации, и в итоге будет получено значение по методу ликвидационной стоимости. Этот способ применяется, когда предприятие уже не генерирует доход, перспективы развития отсутствуют либо юрлицо проводит процедуру банкротства или ликвидацию.
В отличие от затратного подхода, использование доходных методов никак не учитывает, сколько было вложено в компанию, какие основные или нематериальные средства есть у неё на балансе. Здесь действует такой принцип: потенциальный покупатель не заплатит за бизнес больше денег, чем тот сможет принести ему в ближайшей перспективе.
Метод дисконтированных денежных потоков. Основан на теории стоимости денег во времени. Её суть в том, что средства, которые у нас есть в распоряжении сегодня, имеют бо́льшую ценность, чем аналогичная сумма, полученная завтра. Со временем деньги обесцениваются — как минимум из-за инфляции, поэтому необходимо знать, какую ценность на текущий момент имеет доход, который собственник получит через год или несколько лет. Для начала важно правильно определить горизонт планирования. Он может измеряться периодом, в течение которого денежные потоки возможно спрогнозировать с высокой степенью точности. Второй вариант — промежуток времени, по истечении которого есть уверенность, что доход будет стабильным. Следующим шагом нужно спрогнозировать денежные потоки на выбранный период. При их расчёте учитываются поступления и выбытия по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Разница между всей суммой поступивших и выбывших средств — чистый денежный поток, те средства, которые останутся в распоряжении собственника после оплаты расходов. Далее нужно посчитать приведённое на текущий момент значение денежного потока, иными словами, определить его ценность на сегодня. Для расчёта ценности денег во времени используют коэффициент дисконтирования: КД = 1/(1 + СД)П, где: СД — ставка дисконтирования; П — порядковый номер интервала планирования. В качестве ставки дисконтирования часто используют значение процента по банковским вкладам на дату проведения расчёта, увеличенное на риск изменения доходности альтернативных источников вложения денег. Чтобы посчитать приведённые значения денежных потоков, необходимо умножить их прогнозные значения на коэффициент дисконтирования, рассчитанный для каждого периода. Для примера продисконтируем денежный поток за три года при СД 16%.
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год | Итого |
Чистый денежный поток | 1 000 000 | 1 200 000 | 1 300 000 | 3 500 000 |
СД | 16% | 16% | 16% |
|
КД | 0,862 | 0,743 | 0,641 | – |
Дисконтированный денежный поток | 862 000 | 891 600 | 833 300 | 2 586 900 |
То есть стоимость 3,5 млн рублей, которые могут быть получены за три года, на текущий момент эквивалентна почти 2,6 млн рублей при данной ставке. Для расчёта цены предприятия к полученному значению дисконтированного дохода прибавляют терминальную стоимость. Она рассчитывается за границей периода планирования денежного потока методом чистых активов или ликвидационной стоимости. В нашем примере посчитать терминальную стоимость нужно на начало четвёртого года.
Метод капитализации доходов. Расчёт цены предприятия по прямой капитализации производится по формуле: ЦП = Дгод/Ккап, где: Дгод — годовой доход организации; Ккап — коэффициент капитализации. Этот метод применяют, если последние 2–3 года бизнес работает с прибылью и в среднесрочной перспективе не планируется существенных изменений. Чтобы посчитать годовой доход, используют фактические показатели прошлого года. Коэффициент капитализации можно рассчитать по бухгалтерскому балансу как отношение величины заёмных средств (сумма IV и V разделов баланса) к собственному капиталу (раздел III).
Сравнительный, или, по-другому, рыночный, подход предполагает сопоставление организации с конкурентами в отрасли. Чтобы максимально точно определить цену бизнеса, рекомендуется действовать по следующему алгоритму:
Собрать общие данные о сделках купли-продажи компаний или их акций.
Выбрать конкурентов из анализируемой отрасли. Для этого нужно ориентироваться на размеры и перспективы развития компаний-аналогов. Если они схожи с объектом оценки, включить их в пул для сравнения.
После отбора конкурентов по внешним критериям будет полезно провести их финансовый анализ, чтобы выборка была ещё более релевантной. Для этого можно использовать общедоступные показатели, например данные налоговой в ГИС «Бухгалтерская (финансовая) отчётность» либо — по возможности — инсайдерскую информацию.
Среди выставленных на продажу аналогов найти точную копию объекта оценки вряд ли получится. Поэтому для сопоставления применяют относительные расчётные показатели — ценовые мультипликаторы. Их можно посчитать по открытым источникам. Для определения мультипликатора используют отношение капитализации (цены) компании к её выручке или сумме ЧА.
Умножив мультипликатор по конкуренту на выручку или ЧА объекта оценки, получить стоимость оцениваемого бизнеса.
На первый взгляд, какой бы метод ни использовался для анализа организации, результат будет один. На деле это не совсем так, поскольку разные подходы основаны на разных исходных данных. На выбор методов оценки влияют: цель оценки, размер предприятия, сфера его деятельности, на каком жизненном этапе оно находится.
Когда вопросом подсчёта занимается специалист, он подберёт нужный способ для конкретной ситуации. Если решили рассчитать показатели своими силами, то избежать ошибок в выборе подхода поможет матрица.
Способ | Когда применять | Плюсы | Минусы |
Затратный | — на балансе есть основные деньги; — бизнес готовят к ликвидации или банкротству | — можно учитывать различные факторы, влияющие на результат расчёта; — простота получения данных из отчётных документов | — основан на ретроспективных данных; — не учитывает возможные риски и перспективы развития |
Доходный | — определение перспектив стартапа; — есть стабильный приток денег | — учитывает специфику бизнеса; — отражает цель инвестиций — планируемый доход | — сложность прогнозирования на долгосрочную перспективу; — проблема определения ставки дисконтирования для доходов |
Сравнительный | — на рынке есть данные по продаже конкурентов; — при продаже фирмы полностью или её части | — используются актуальные данные исходя из конъюнктуры рынка; — учёт отраслевых особенностей | — трудность подбора компании-аналога для сравнения |
Но даже в случае использования верного метода есть вероятность получить некорректный результат, если не соблюдать базовые принципы.
Первая категория ошибок, которые допускают при анализе, связана с неправильным выбором подхода и метода расчёта. Чтобы снизить этот риск, требуется должным образом сопоставить цель анализа и способ его проведения.
Верно подобранный способ сведёт все усилия по проведению расчётов к нулю, если нарушены качество и полнота исходных данных. Степень достоверности анализа не может быть выше, чем достоверность исходных данных. Если для расчётов используется отчётность организации, например баланс, нелишним будет изучить расшифровки агрегированных показателей. Качество внешней информации зависит от методов её получения. Данные из официальных источников, скорее всего, будут более достоверными, чем те, которые предоставлены инсайдерами.
Если при анализе применяются показатели, значения которых установлены оценщиком, например ставка дисконтирования, для получения достоверного результата важно избегать субъективного подхода. Желание приукрасить итоги может привести в конечном счёте к принятию неверных решений менеджментом или инвесторами.
Для повышения точности анализа можно использовать несколько методов одновременно и сопоставить их результаты. Если расхождения будут существенными — это повод задуматься, вся ли информация была учтена при анализе и нет ли ошибок в расчётах.
Как получить кредитный лимит?
Полезно знать
Дата публикации: 25.09.2024