Открытие и ведение счёта
Кредиты
Депозиты
Эквайринг
Ещё

Малый бизнес и ИП

Открыть ИП самостоятельно: пошаговая инструкция

Открыть ИП самостоятельно: пошаговая инструкция

Картинка баннера

Зарегистрировать ИП самостоятельно совсем несложно — это может сделать любой гражданин Российской Федерации, а также иностранец с постоянной или временной регистрацией. Чтобы подготовить документы и передать их в налоговую, не нужно много времени. При подаче заявления в электронном виде даже не придётся платить госпошлину.

Для успешной регистрации важно правильно подготовить комплект документов. Это уменьшит вероятность того, что ФНС откажет в регистрации из-за ошибок. Сформировать пакет необходимых документов вы можете при помощи нашего бесплатного сервиса.

Зарегистрировать ИП с использованием нашего сервиса могут граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет (несовершеннолетние — с согласия законных представителей либо при наличии заключённого брака, решения органа опеки и попечительства или суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным), а также лица без гражданства и иностранцы, имеющие временную регистрацию или вид на жительство в РФ.


1. Что нужно сделать перед регистрацией ИП

Определиться с направлением деятельности

Прежде всего нужно выбрать один или несколько видов деятельности. Но важно определить основное направление (основной вид деятельности), поскольку это влияет на необходимость получения лицензий, разрешений, а также порядок уплаты налогов. Вид деятельности должен соответствовать классификационному коду ОКВЭД.

Законодательством предусмотрены ограничения на занятие ИП определёнными видами деятельности:

  • Банковской и страховой деятельностью, также нельзя создавать инвестиционный фонд;

  • Авиаперевозками;

  • Реализацией военной или космической техники;

  • Производством и торговлей алкогольной продукцией;

  • Производством лекарств;

  • Охранной деятельностью;

  • Иными видами деятельности, требующими спецразрешения или лицензии, получить которые предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах.

Выбрать способ уплаты налогов

Далее стоит выбрать подходящую систему налогообложения. По умолчанию всегда применяется ОСНО — общая система налогообложения. Существуют и спецрежимы:

УСН или упрощённая система. Отчисления в налоговую делаются с доходов или с разницы между ними и расходами. Такой режим могут выбрать не все индивидуальные предприниматели.

ПСН — патентная система. Предусматривает покупку патента на определённый вид предпринимательской деятельности. Приобрести патент можно на год или несколько месяцев. Налог в этом случае не привязан к доходам. При таком режиме не нужно вести отчётность.

ЕСХН — специальный режим для предприятий, занимающихся сельским хозяйством. Заменяет НДС, имущественный и подоходный налог.

Налог на профессиональный доход. Подойдёт тем, кто сам оказывает услуги, продаёт товары собственного производства и не планирует нанимать на работников.

В сервисе Альфа-Банка вы можете выбрать ОСНО или УСН.


2. Готовим документы для регистрации

Для регистрации ИП нужен комплект документов:

  • копия и оригинал общегражданского паспорта;

  • заполненное заявление по форме Р21001. Подписывается в присутствии инспектора в налоговой

  • непосредственно перед подачей или заверяется нотариально;

  • при наличии — ИНН (по закону не требуется, но лучше иметь при себе);

  • квитанция об оплате госпошлины (при подаче документов на бумажном носителе).

В заявлении указываются личные данные: ФИО, адрес постоянной регистрации, номер телефона, ИНН. Также вносятся данные о виде деятельности — код, выбранный из классификатора ОКВЭД. Форма заполняется только заглавными буквами, также важно правильно использовать сокращённые формы адресных объектов, в соответствии с единым стандартом ФИАС.

Для регистрации ИП могут дополнительно потребоваться:

  • уведомление о применении специального налогового режима — переходе на упрощённую систему налогообложения. Подать его можно в момент регистрации или в течение 30 дней после.

  • нотариально заверенная доверенность, решение суда о признании дееспособности. Необходимы, если заявление подаёт законный представитель несовершеннолетнего.

Если подача документов осуществляется через представителя по доверенности, то все документы необходимо нотариально заверить.

Для иностранных граждан, желающих открыть ИП на территории России, требуются документы, подтверждающие законность пребывания в стране.


3. Подаём документы

Подать комплект документов на регистрацию ИП можно онлайн (МФЦ, нотариус, Госуслуги) или на бумажном носителе, путём личной подачи в налоговом органе или через «Почту России» заказным письмом с описью вложения. От способа подачи документов зависит, придётся ли оплачивать пошлину в размере 800 рублей, а также будут ли меняться сроки регистрации.

Рассмотрим подробнее каждый из способов подачи документов:

  1. Через налоговую службу по месту жительства/пребывания. При очной подаче взимается пошлина.

    Если всё в порядке, через три рабочих дня вы получите документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, документ о постановке на учёт в налоговом органе.

    В случае некорректного оформления документов регистрирующий орган может выдать отказ в государственной регистрации. При повторной подаче документов на государственную регистрацию в течении трёх месяцев с момента отказа государственную пошлину оплачивать не нужно. Если срок в три месяца пропущен, то придется оплатить пошлину повторно.

  2. Через МФЦ. Услугу регистрации ИП оказывают не все центры — предварительно уточните эту информацию. Срок рассмотрения составляет 3 рабочих дня. В некоторых случаях требуется дополнительное время на отправку документации в ФНС.

    Недостатком такого способа является то, что через МФЦ невозможно подать уведомление о применении упрощённой системы налогообложения.

  3. Отправить почтой либо курьером. Также вы можете собрать пакет документов, а затем отправить заказным письмом с описью вложения либо передать через курьерскую службу.

    К документации нужно обязательно приложить заверенную у нотариуса копию основного паспорта, а также квитанцию об оплате госпошлины.

  4. Передать через нотариальную контору. С помощью электронной цифровой подписи нотариус заверит комплект документов и направит их в налоговую службу. Срок рассмотрения также составляет три рабочих дня.

    Минус этого способа в том, что дополнительно придётся оплачивать услуги нотариуса, стоимость которых зависит от региона и тарифов конкретного нотариуса.

  5. Онлайн. Быстрее всего направить заявление и другие документы через интернет: на сайте ФНС, через приложение ФНС или на портале Госуслуг. Потребуется электронная цифровая подпись и подтверждённая учётная запись. Преимущества такого способа в экономии времени и отсутствии дополнительных трат на нотариуса и госпошлину, но придётся оплатить стоимость ЭЦП. Платить пошлину не нужно. Регистрация при онлайн-подаче осуществляется также за 3 рабочих дня.


4. Что делать после регистрации

  1. Зарегистрироваться в качестве страхователя, если в компании есть наёмные сотрудники. Сделать это необходимо в течение 30 дней после получения документов из ФНС. В противном случае есть риск получить штраф (от 5000 до 10 000 рублей — размер зависит от количества дней просрочки). Встать на учёт можно и самостоятельно, чтобы уплачивать взносы за себя на случай временной нетрудоспособности, связанной с болезнью или материнством.

  2. Получить коды статистики. Без них вы не сможете заполнить налоговую декларацию или открыть расчётный счёт. Коды вы получите по почте, а также можете найти на сайте статистического ведомства.

  3. Открыть расчётный счёт. Это также необязательная процедура. Но стоит помнить, что ФНС установила лимит по проведению операций с наличными. Так, в рамках одного договора можно получать не более 100 000 рублей. Кроме того, расчётный счёт удобно использовать при проведении безналичных платежей и расчётов. Выберите банк, который предлагает открыть счёт бесплатно.

  4. Подключить онлайн-кассу. Если вы планируете принимать у покупателей наличные или оплату по картам, то нужно регистрировать кассу. Кассовый аппарат передаёт фискальные данные в ФНС. Для начала работы заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД) и поставьте контрольно-кассовое оборудование на учёт в налоговой.

  5. Оформить лицензию. Если ваша деятельность подлежит лицензированию, то понадобится лицензия. Стоимость и порядок оформления лицензионных документов можно уточнить у соответствующего виду деятельности ведомства (например, для оказания образовательных услуг — это Рособрнадзор).

  6. Своевременно сдавать налоговую отчётность. Порядок и сроки сдачи документации определяется режимом налогообложения. Помните, что несвоевременная подача декларации грозит штрафными санкциями и начислением пеней.

  7. Вести документооборот. Документация ИП всегда должна быть в порядке. Важно раздельно хранить налоговые, кассовые документы, договоры с поставщиками и т. д.

  8. Уплачивать налоги и взносы в фонды. Даже если вы по какой-то причине временно не ведёте деятельность, вы всё равно обязаны платить взносы в ФОМС и ПФР, а также делать налоговые отчисления за сотрудников.

  9. Изменить режим налогообложения. Подать заявление о переходе на ЕНВД можно в течение пяти дней после начала деятельности. На приобретение патента у ИП есть 10 дней, а для перехода на ЕСХН — 30 дней с момента регистрации.


5. Причины отказа в регистрации

Налоговая может отказать в регистрации ИП, если заявитель признан банкротом или ещё не прошло 5 лет с момента признания его банкротом, доказана его недееспособность или физическое лицо уже является предпринимателем, госслужащим или военным, есть решение суда, запрещающее заниматься предпринимательской деятельностью либо наличие решения регистрирующего органа об исключении индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Но наиболее распространённой причиной в большинстве случаев являются ошибки при оформлении документов. Избежать ошибок при подготовке регистрационных документов поможет наш бесплатный сервис. Просто введите свои данные в специальную форму: сервис автоматически подготовит необходимую документацию, и вы сможете скачать её уже через 15 минут.


6. Важные нюансы

Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые, а также выбрали режим УСН или ПСН, то можете рассчитывать на нулевую налоговую ставку. Такие своеобразные каникулы действуют два года. Виды деятельности, на которые распространяется это правило, определяются на региональном уровне.

Среди разрешённых направлений работы, подлежащих лицензированию, можно выделить разработку и распространение средств шифрования информации, обслуживание телекоммуникационных систем, производство электронных устройств для негласного получения/передачи данных, а также средств защиты конфиденциальных сведений.

ИП невозможно продать как бизнес или переименовать. Запрещено одновременно регистрировать два и более ИП.

Если вы подаёте документы лично в налоговую, то оплатить госпошлину за регистрацию ИП можно с помощью электронного платежа или в отделении любого банка. Шаблон квитанции есть на сайте ФНС. В Альфа-Банке можно бесплатно зарегистрировать ИП и ООО без посещения налоговой и оплаты государственной пошлины. Для заполнения онлайн-анкеты понадобятся только паспорт и СНИЛС.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт.

Иконка щита

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных