Открытие и ведение счёта
Кредиты
Депозиты
Эквайринг
Ещё

Открыть ИП самостоятельно: пошаговая инструкция

Картинка баннера

Открыть ИП самостоятельно совсем несложно — это может сделать любой гражданин Российской Федерации, а также иностранец с постоянной или временной регистрацией. Чтобы подготовить документы и передать их в налоговую, не нужно много времени. При подаче заявления в электронном виде даже не придётся платить государственную пошлину.

Для успешной регистрации важно правильно подготовить документацию. Это уменьшит вероятность того, что ФНС откажет в приёме из-за ошибок. Сформировать пакет необходимых документов вы можете при помощи нашего бесплатного сервиса.

Регистрироваться как ИП в нашем сервисе могут совершеннолетние граждане. Вести предпринимательскую деятельность могут лица без российского гражданства, учредители ООО, пенсионеры, а также лица, не состоящие на государственной службе.


1. Что нужно сделать перед регистрацией ИП

Определиться с направлением деятельности

Прежде всего нужно выбрать один или несколько видов деятельности. Но важно определить основное направление, поскольку это влияет на необходимость получения лицензий, разрешений, а также порядок уплаты налогов. Вид деятельности должен соответствовать классификационному коду ОКВЭД.

Код ОКВЭД влияет на тарифы по страховым взносам. Чем более рискованной деятельностью вы занимаетесь, тем выше страховые взносы. Если вы планируете открывать детский сад или развивающий центр, то есть предполагается работа с несовершеннолетними, то дополнительно потребуется справка об отсутствии судимости.

Список деятельности, запрещённой для ИП:

  • производство и продажа алкогольной продукции и фармацевтических препаратов;

  • грузовые и пассажирские авиаперевозки;

  • реализация военной, космической техники;

  • трудоустройство граждан за границей;

  • инвестиционные фонды;

  • охранная деятельность.

Выбрать способ уплаты налогов

Далее стоит выбрать подходящую систему налогообложения. По умолчанию всегда применяется ОСНО — общая система, которая предусматривает выплаты, аналогичные НДС и налогу на доходы. Существуют и спецрежимы:

  • УСН, или упрощённая система. Отчисления в налоговую делаются с доходов или с разницы между ними и расходами. Такой режим могут выбрать не все индивидуальные предприниматели.

  • ЕНВД — единый налог на вменённый доход. Налоговые выплаты делаются от дохода, определённого государством. Размер налоговой ставки зависит от многих факторов, например, от площади торговой точки, количества филиалов компании и др.

  • ПСН — патентная система. Предусматривает покупку патента на определённый вид предпринимательской деятельности. Приобрести патент можно на год или несколько месяцев. Налог в этом случае не привязан к доходам. При таком режиме не нужно вести отчётность.

  • ЕСХН — специальный режим для предприятий, занимающихся сельским хозяйством. Заменяет НДС, имущественный и подоходный налог;

  • Налог на профессиональный доход. Подойдет тем, кто сам оказывает услуги, продаёт товары собственного производства и не планирует нанимать на работников.

В сервисе Альфа-Банка вы можете выбрать ОСНО или УСН.


2. Готовим документы для регистрации

Чтобы налоговая служба приняла документы, нужно корректно их заполнять и верно указывать все сведения. Если вы решили зарегистрировать предпринимательскую деятельность, вам понадобятся:

  • копия и оригинал общегражданского паспорта;

  • заявление по форме Р21001;

  • квитанция об оплате госпошлины (при подаче документов лично).

Как правило, большая часть ошибок появляется на этапе заполнения заявления. В нём указываются личные данные: Ф.И.О., адрес постоянной регистрации, номер телефона, ИНН. Также в заявление вносятся данные о виде деятельности — код, выбранный из классификатора ОКВЭД. Форма заполняется только заглавными буквами, также важно правильно использовать сокращённые формы адресных объектов.

Для регистрации ИП могут потребоваться:

  • уведомление о применении специального режима — переходе на упрощённую систему налогообложения. Подать его можно в момент регистрации или в течение 30 дней после.

  • нотариально заверенная доверенность, решение суда о признании дееспособности. Необходимы, если заявление подаёт законный представитель несовершеннолетнего.

Для иностранных граждан, желающих открыть ИП на территории России, требуются документы, подтверждающие законность пребывания в стране.


3. Подаём документы

Продать документацию можно онлайн или в бумажном виде — отправить «Почтой России» или лично отнести в отделение ФНС. От способа подачи зависит, придётся ли платить пошлину в размере 800 рублей, а также будут меняться сроки регистрации.

Рассмотрим подробнее каждый из способов подачи:

1. Через налоговую службу по месту жительства/пребывания. Можно посетить региональную регистрирующую инспекцию лично. Чтобы попасть на приём в назначенный день, лучше заранее записаться на официальном сайте nalog.ru. При очной подаче взымается пошлина.

Если всё в порядке, через три дня вы получите уведомление о регистрации и выписку из ЕГРИП. В случае некорректного оформления документы могут не принять. Повторно обращаться в ФНС можно в течение трёх месяцев с момента отказа.

2. Через МФЦ. Вы можете обратиться в ближайший многофункциональный центр. На сайте МФЦ также можно записаться заранее. Услугу регистрации ИП оказывают не все центры — предварительно уточните эту информацию. Срок рассмотрения составляет три рабочих дня. В некоторых случаях требуется дополнительное время на отправку документации в ФНС.

Недостатком такого способа является то, что сотрудники МФЦ могут пропустить ошибки в документах. Тогда налоговая откажет и придётся подавать заявление ещё раз.

3. Отправить почтой либо курьером. Также вы можете собрать пакет документов, а затем отправить заказным письмом с описью вложения либо передать через курьерскую службу.

К документации нужно обязательно приложить заверенную у нотариуса копию основного паспорта, а также квитанцию об оплате госпошлины.

Если всё оформлено корректно, налоговая примет решение о регистрации ИП через три дня после получения документации.

4. Передать через нотариальную контору. С помощью электронной цифровой подписи нотариус заверит комплект документов и направит их в налоговую службу через интернет. Срок рассмотрения также составляет три дня.

Минус этого способа в том, что дополнительно придётся оплачивать услуги нотариуса, стоимость которых зависит от региона и правил работы организации.

5. Онлайн. Быстрее всего направить заявление и другие документы через интернет: на сайте ФНС или с помощью портала государственных услуг. Здесь потребуется цифровая подпись и подтверждённая учётная запись. Преимущества такого способа в экономии времени и отсутствии дополнительных трат. Вам не придётся платить пошлину. Регистрация при онлайн-подаче также длится до пяти рабочих дней.

После успешной регистрации вы получите лист записи из ЕГРН.


4. Что делать после регистрации

После регистрации вы можете законно вести предпринимательскую деятельность: заключать сделки, открывать расчётные счета. Но чтобы работа была полноценной, необходимо:

1. Зарегистрироваться в качестве страхователя, если в компании есть наёмные сотрудники. Сделать это желательно в течение 30 дней после получения документов из ФНС. В противном случае есть риск нарваться на штраф в размере 5 000 рублей. Дополнительно регистрироваться в ПФР не нужно. Служба социального страхования зарегистрирует вас автоматически. Встать на учёт можно и самостоятельно, чтобы уплачивать взносы за себя на случай временной нетрудоспособности, связанной с болезнью или материнством.

2. Получить коды статистки. Без них вы не сможете заполнить налоговую декларацию или открыть расчётный банковский счёт. Коды вы получите по почте, а также можете найти на сайте статистического ведомства.

3. Изготовить печать организации. По закону индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать. Но в ряде случаев она необходима.

4. Открыть расчётный счёт (РС). Это также необязательная процедура. Но стоит помнить, что ФНС установила лимит по проведению операций с наличными. Так, в рамках одного договора можно получать не более 100 000 рублей. Кроме того, РС удобно использовать при проведении безналичных платежей и расчётов. Выберите банк, который предлагает открыть РС бесплатно.

5. Подключить онлайн-кассу. Если вы планируете принимать у покупателей наличные или оплату по картам, то нужно регистрировать кассу. Кассовый аппарат передаёт фискальные данные в ФНС. Для начала работы заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД) и поставьте контрольно-кассовое оборудование на учёт в налоговой.

6. Оформить лицензию. Если ваша деятельность подлежит лицензированию, то понадобится лицензия. Стоимость и порядок оформления лицензионных документов можно уточнить на сайте компаний, специализирующихся на выдаче разрешений.

7. Своевременно сдавать налоговую отчётность. Порядок и сроки сдачи документации определяется режимом налогообложения. Помните, что несвоевременная подача декларации грозит штрафными санкциями и начислением пеней.

8. Вести документооборот. Документация ИП всегда должна быть в порядке. Важно раздельно хранить налоговые, кассовые документы, договоры с поставщиками и т. д.

9. Уплачивать налоги. Даже если вы по какой-то причине временно не ведёте деятельность, вы всё равно обязаны платить взносы в ФОМС и ПФР, а также делать налоговые отчисления за сотрудников. Размер вносов фиксированный. Предприниматели, доход которых превысил 300 000 рублей, также отчисляют 1% от суммы превышения.

10. Изменить режим налогообложения. Подать заявление о переходе на ЕНВД можно в течение пяти дней после начала деятельности. На приобретение патента у ИП есть 10 дней, а для перехода на ЕСХН — 30 дней с момента регистрации.


5. Причины отказа в регистрации

Налоговая может отказать в регистрации ИП, если заявитель признан банкротом, доказана его недееспособность или уже является предпринимателем. Но наиболее распространённой причиной в большинстве случаев являются ошибки при оформлении документов. Например, некорректно выбран код деятельности, неправильно заполнено заявление P21001.

Исключить ошибки при подготовке регистрационных документов поможет наш бесплатный сервис. Всё что вам нужно, это ввести свои данные в специальную форму. Сервис автоматически подготовит необходимую документацию, и вы сможете скачать её уже через 15 минут.


6. Важные нюансы

  • Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые, а также выбрали режим УСН или ПСН, то можете рассчитывать на нулевую налоговую ставку. Такие своеобразные каникулы действуют два года. Виды деятельности, на которые распространяется это правило, определяются на региональном уровне.

  • Среди разрешённых направлений работы, подлежащих лицензированию, можно выделить разработку и распространение средств шифрования информации, обслуживание телекоммуникационных систем, производство электронных устройств для негласного получения/передачи данных, а также средств защиты конфиденциальных сведений.

  • ИП невозможно продать как бизнес или переименовать. Запрещено одновременно регистрировать два и более ИП.

Оплатить госпошлину можно с помощью электронного платежа или в отделении любого банка. Шаблон квитанции представлен на сайте ФНС.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт.

Иконка щита

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных