Расчётный счётНачало бизнесаКредитыВклады и счетаКартыЭквайрингЕщё

От билета до собственной авиакассы

История Рустама, который открыл авиакассу в Солнечногорске

От билета до собственной авиакассы

Рассказ-рефлексия о бизнесе, который уже не взлетит в 2023-м, но ещё работает. История об управлении своим делом, поиске ниши и вере в то, что всё получится.

Рустам, Солнечногорск

С 2014 года владеет физической авиакассой. Продаёт авиабилеты розничным и корпоративным клиентам.

Получилось всё случайно: меня попросили купить авиабилет. Я посмотрел в интернете, цена была шесть тысяч рублей. Подумал, что в авиакассе (тогда они ещё существовали) дешевле. Походил по нескольким: цена была значительно выше — 12 тысяч рублей. В этот день я понял, что свершилось, — и так начался бизнес.

«Я закрыл шесть точек конкурентов»

Авиакасса — это физическая точка, куда ты приходишь и говоришь: «Здравствуйте, мне нужен авиабилет». Не все клиенты хотят покупать авиабилеты в интернете, причины разные. Основная доля клиентов — граждане СНГ. У нас в маленьком подмосковном городе было восемь авиакасс, а после того как я открылся, кроме нас, осталась одна. Я закрыл шесть точек конкурентов. Выехал на том, что знал язык и очень вежливо обслуживал клиентов. По национальности я таджик, являюсь носителем языка, да и знаю проблемы и потребности своих клиентов. В ноль вышел в первый же месяц. Вначале ходил и предлагал авиабилеты всем подряд. Делал это с планшетом. У меня не было офиса, доверия ко мне тоже не было. Если клиент соглашался, то я покупал билет, бежал домой, печатал и прибегал обратно. Так я сделал раз семь, и один раз не повезло: прибежал, а клиента нет. Так я впервые «погорел», но оно того стоило. Когда понял, что идею нужно ещё протестировать, пошёл к директору рынка и попросил место. Вначале он меня послал, а когда увидел настойчивость, то всё-таки дал каморку два на полтора. Я притаранил стул, стол, ноутбук и принтер — и начал работать.

«Бизнес в целом умирающий. Пока работает — хорошо»

В первый же месяц продал 27 билетов, вышел в ноль и даже что-то заработал, во второй месяц пошло лучше. Как сейчас помню: ушёл из банка, где у меня был оклад 45 тысяч рублей, в 2014 году, а во второй месяц работы авиакассы заработал 65 тысяч. Через четыре месяца я зарабатывал в районе 150 тысяч рублей. Через время я взял офис побольше и нанял человека, но приходил каждый день контролировать. Потом нанял ещё двоих, у меня до сих пор работают три сотрудника и бухгалтер на аутсорсе. Мы что-то меняем, добавляем, тестируем гипотезы. Но бизнес в целом умирающий. Пока работает — хорошо. Трачу на него два-три часа в неделю, не так много за ту ценность, которую он мне даёт в денежном эквиваленте. Есть идеи, которые масштабируются, а есть идеи, которые не масштабируются. Вот эта идея в 2014 году могла бы взлететь, но тогда не хватило ума и знаний понять, как это сделать. В 2023 году это невозможно. Точнее, возможно, но для этого нужны огромные ресурсы, которых нет, и путь лежит на перегретый рынок. Так что развивать этот бизнес дальше — точно нет, поэтому я в поисках другой ниши.

«Не надо распыляться»

Самое важное в любом бизнесе — уметь смотреть вокруг и понимать, как твоё дело будет жить через пару лет. Если ты это понимаешь, то у тебя гарантированно бизнес будет расти. А если ты думаешь только сегодняшним днём и у тебя нет плана Б, причём всегда — и в хорошее, и плохое время, — то это хреново. Не нужно оставлять управление бизнесом или важные функции на одного человека и думать, что он всегда сделает так, как ты считаешь правильным. Нужно следить и не распыляться. Если твой бизнес масштабируемый, то углубляться в него и его развивать, а не открывать параллельные, лезть в другие ниши. Мой пример: я заработал первые деньги и подумал, что мне нужен более престижный бизнес. Открыл по франшизе кальянную в своём городе. Она была первая, крутая, потратил все сбережения, но в итоге управлять этим бизнесом не смог. Авиакасса работала до шести вечера. После шести приходилось идти и вникать, что происходит в кальянной. Надо было выстроить процессы, а не торчать в кальянной, пытаясь всех контролировать. Ошибка с кальянной отбросила меня назад по времени и ресурсам.

«Нужно общаться с теми, кто лучше тебя»

Мой совет всем начинающим предпринимателям: ничто не заменит общения с живым человеком. Только живое общение даёт важные идеи, инсайты, которые подвинут тебя вперёд. Всегда нужно общаться с теми, кто лучше тебя в каком-то деле, необязательно в твоей же отрасли. Иначе ты застынешь и будешь тухнуть на одном уровне. Это понимание тоже пришло не сразу. Я общался с ребятами, которые были ниже меня по уровню и развиваться было тяжело. Было бы легче и быстрее, если бы у меня были менторы, которые подсказывали бы раз в три месяца, что делать дальше. В 2020 году бизнес закрылся на время пандемии, я начал искать работу и пошёл снова в банк. Получилось так, что я попал как раз в то окружение, которое дало мне понимание, как мой бизнес развивать. Если бы пандемия не случилась, скорее всего, так же и руководил этим «бизнесочком». Но я попал в окружение людей, которые умеют управлять большими компаниями и налаживать процессы, и на их примере научился делать это у себя.

«Если веришь, то получится»

Когда понадобилось без моего личного участия восстанавливать работу после пандемии, я открыл для себя, что весь процесс бизнеса можно и нужно разложить на маленькие микропроцессы и понять, что в каждом из них необходимо: человек или какая-то система — CRM, например, или что-то иное. Если научиться управлять процессом, то можно масштабировать бизнес и управлять им на расстоянии, не приходя неделями. Я работаю в найме и управляю всем дистанционно. У меня была вера в то, что всё получится. Неважно, есть опыт или его нет, если веришь, то получится. В 2014 году я уходил из банка в никуда, хотя у меня уже была семья и ребёнок. Я просто знал, что у меня получится, и оно получилось.


Подгружаем данные

Альфа-Банк — надёжный партнёр

500 000 клиентов — предпринимателей

каждый пятый бизнес в России выбирает нас

Лучший банк для малого и среднего бизнеса

по версии Euromoney

Лучший банк в России

по версии международного журнала Global Finance

Малый бизнес и ИП

Барбершоп — это районный бизнес