Расчётный счётНачало бизнесаКредитыВклады и счетаКартыЭквайрингЕщё

Барбершоп — это районный бизнес

Лайфхаки по запуску салона из личного опыта

Барбершоп — это районный бизнес

Барбершоп по франшизе: основатель бизнеса делится, как управлять командой, общаться с конкурентами и выбирать место для салона. А ещё рассказывает, почему нужно реинвестировать первую прибыль и что делать, если пора расстаться с компаньоном.

Дамир, Москва

Открыл бизнес по франшизе перед пандемией. Сейчас руководит барбершопом с командой из восьми человек. Совмещает работу и собственное дело. В ноль бизнес вышел через полгода, первая ощутимая прибыль — четырнадцатый месяц.

Почему барбершоп

Три вещи, которые люди делают всегда: едят, не жалеют денег на детей и занимаются собой. В России люди любят хорошо выглядеть, поэтому в 2019 году я решил открыть барбершоп. Понимал, что это бизнес, который будет работать вне зависимости от того, что происходит. Стричься по-любому надо. Открывал бизнес с компаньоном — у нас не было опыта, и мы подумали, что возьмём франшизу: там расскажут, что нужно делать. Франшиза действительно помогла, но только на самых первых шагах. Когда молодые предприниматели покупают франшизу и думают, что им дают какой-то готовый продукт и бизнес, то это 100% не так. Даётся только направление, алгоритм, как действовать. Чтобы бизнес развивался, нужно делать много других действий: работать с командой, заниматься маркетингом, смотреть тренды, постоянно работать с клиентской базой, делать рассылки, акции проводить и прочее.

Особенности индустрии и управление командой

В индустрии красоты есть один нюанс: клиенты идут к мастеру. Редко когда они идут именно в какой-то барбершоп или салон красоты. Когда ты только открываешься, большая проблема найти компетентного и опытного сотрудника. В Москве сейчас перегретый рынок: очень много барбершопов, предложений для барберов много, а их самих мало, поэтому идёт «гонка вооружений» между филиалами и салонами. Каждый хочет перетянуть к себе хорошего мастера, потому что это актив, который приносит деньги. Если нет опыта управления командой, то сложно мотивировать человека перейти на новое место.Ты не можешь гарантировать, что сразу будут клиенты, что он точно будет зарабатывать больше, чем на другом месте. У меня этот опыт был. Важный момент в этом бизнесе: нужен глобальный контроль за работой администраторов и за обменом контактами между мастером и клиентом. У меня предусмотрены большие штрафы за это. Если выясню, что барбер обменялся контактами с клиентом, то мастеру грозит штраф 100 тысяч рублей. Для барбера это высокая санкция, хотя зарплаты у более-менее хороших мастеров — 100–120 тысяч. Ошибка многих барберов — фантазии о том, что они уйдут, возьмут кресло, откроют салон и у них там будет максимальная прибыль. Обычно такие мастера закрываются. Отличие хорошего предпринимателя от мастера в том, что предприниматель оценивает риски и вовремя их нивелирует, а барбер всё оценивает с позиции мастера.

Барбершоп в ТЦ

У франшизы есть особенность — «защита территории». У каждого франчайзи есть определённая территория, которая «защищена», — полтора километра. Это ограничивает поиск точки, потому что надо смотреть, не пересекаешься ли с такой же франшизой в этом радиусе. Если бы я открывался сейчас, то не стал бы это делать на втором этаже торгового центра. Торговые центры в Москве постепенно умирают, людей там с каждым годом становится всё меньше — это видно. Надо нормально считать трафик, а не ориентироваться на то, что тебе говорит арендодатель, потому что он всегда врёт раз в десять. Клиентский опыт сильно изменился в ретейле и рознице. Лучше открывать стрит-ретейл: на первом этаже, с панорамными окнами, которые будут делать классную рекламу. На улице вывеску легче сделать. В торговом центре тяжело её повесить, потому что есть слоты и ты должен их выбивать. Сейчас уже нет смысла метаться с места на место. Ведь клиенты не готовы пройти даже лишний километр, чтобы подстричься. Все стригутся либо рядом с работой, либо рядом с домом. Большинство людей — районные. Барбершоп — это районный бизнес.

Лайфхак про общение с конкурентами

Когда открываешь франшизу, не надо общаться с нытиками и с теми, у кого всё плохо. Я в начале пути чётко поставил цель: найти суперуспешных предпринимателей, у которых такая же франшиза. И общался только с ними. Например, хочешь открыть шоурум. Берёшь на районе несколько чеков и смотришь на них количество клиентов — внизу написано, сколько за год чеков. Прикидываешь, какой средний чек, анализируешь, какая точка самая успешная. А потом делаешь всё, чтобы встретиться с этим предпринимателем. Я реально так сделал. Нашёл топовые точки в Москве. Одна из них была у метро «Кантемировская». Сначала написал собственнику в Телеграме, что только открываю салон, и попросил поделиться опытом. Люди думают, что их пошлют, но нет. Владелец мне сказал: «Приезжай, пообщаемся». Когда я приехал, он менял кресла. Говорит: «Да возьми мои». В итоге я купил кресла со скидкой. Он помог мне с мебелью, советами, как и где искать барберов, где покупать косметику, дал все контакты. Кучу вещей мне подсказал, на которых вначале можно было бы подорваться, если бы я слушал этих 80% неуспешных. Надо всегда ориентироваться на успешных людей. Успешные люди не просто так успешные, значит, они что-то делают правильно.

Допуслуги — главное

У меня есть куча примеров, когда мне говорили: «В смысле — в барбершопе продавать допуслуги? Никто не будет покупать! Это никому не нужно!» Всё это полная чушь! Допуслуги — это основной драйвер чистой прибыли. Если у бизнеса плохой средний чек и ты не продаёшь допуслуги, то лучше закрывай бизнес. Лучше закрыться в каком-то убытке, чем дальше закапываться в долгах. То, что сейчас не получилось, не значит, что потом не получится. Продать бизнес легко, готовые бизнесы все продаются. Зафиксируй убыток, проанализируй, что у тебя вышло не так, — и открывай следующий бизнес. Не надо бояться делать ошибки. Ошибки — это главное в бизнесе, они учат больше, чем достижения. Бизнес очень сильно меня прокачал. И в плане работы, и в плане мышления. Я бы всем советовал хоть раз в жизни попробовать открыть свой бизнес, потому что те эмоции, тот драйв, кайф и адреналин, когда ты получаешь первые результаты, на обычной работе никогда не получишь. Когда в декабре 2021 года мы сделали миллион выручки, то счастливей меня, наверное, в тот момент не было никого. Только такие же безумцы-предприниматели, которые открыли своё дело.

Что делать с первой прибылью

Новые предприниматели, запомните раз и навсегда: первую прибыль никогда нельзя снимать с расчётного счёта и класть себе в карман. Любую прибыль первые полгода нужно реинвестировать в бизнес. Когда открываешь бизнес, должен понимать: либо у тебя на год есть деньги, чтобы покрывать жизненные потребности, либо параллельно надо работать. Можно успевать, если очень сильно хотеть. Но многие уходят с работы, открывают бизнес, переоценивают свои возможности. Любой бизнес не запускается так, что прибыль появляется с первого месяца. Только в случае с хайп-продуктами, как какой-нибудь спиннер. Но у хайп-продуктов есть большая проблема: они действуют месяца два, а потом уже не работают. Структурный бизнес сразу не окупается, это очень долгая работа, и точки безубыточности очень разные, в зависимости от сферы деятельности. Я открылся в декабре 2019 года. Через три месяца началась мировая пандемия, и три месяца никто не работал. Мой бизнес тоже. И даже при этом в ноль мы вышли через полгода после того, как открылись. А на четырнадцатый месяц, в феврале 2021 года, мы с компаньоном начали нормально вытаскивать деньги.

Что делать, если совместный бизнес не заладился

У любого бизнеса, который открываешь с компаньоном или другом, есть слабое место. Если вы на берегу не договорились о зоне обязанностей и о том, как делить чистую прибыль, то могут возникнуть конфликты. Например, когда понимаешь, что чистая прибыль делится 50 на 50, но ты двигаешь бизнес больше, чем партнёр. Сейчас барбершопу уже 3,5 года, я единоличный собственник, потому что выкупил долю у своего компаньона в прошлом году. Я занимался развитием бизнеса, а мой компаньон — хозяйственными вопросами. С каждым месяцем доля моего влияния в бизнесе увеличивалась. Я предложил выкупить его долю. В нашем случае мы разошлись хорошо и остались друзьями. Я бы посоветовал предпринимателям не бояться принимать решения, которые кажутся неудобными. Недосказанности очень сильно влияют на интерес развития бизнеса. Если бы я не выкупил долю партнёра, то, скорее всего, я бы не вырос так в этом году. Я пошёл на курсы, начал ещё больше вливаться. Понял, что вся чистая прибыль, которую сейчас приносит дело, — это моя прибыль. И мне интереснее стало. Сейчас у меня пять барберов и два администратора, то есть семь человек в подчинении.

Совет на миллион (и больше)

Давая совет молодым предпринимателям, я скажу фразу, которую услышал в фильме The Founder («Основатель»). Главное в бизнесе — это consistency. На русский это переводится как «настойчивость». Настойчивость и вера в то, что у тебя всё получится. Ты всегда будешь сталкиваться с какими-то обстоятельствами. Но именно настойчивость и видение своего бизнеса в будущем двигают тебя вперёд даже в те моменты, когда кажется, что уже ничего не работает.


Подгружаем данные

Альфа-Банк — надёжный партнёр

500 000 клиентов — предпринимателей

каждый пятый бизнес в России выбирает нас

Лучший банк для малого и среднего бизнеса

по версии Euromoney

Лучший банк в России

по версии международного журнала Global Finance

Малый бизнес и ИП

Барбершоп — это районный бизнес