Сотрудничество с зарубежными партнёрами и клиентами подпадает под определение внешнеэкономической деятельности. В России ВЭД регламентируется законодательством: Таможенным, Налоговым, Гражданским кодексами, нормативно-правовыми актами о координации международных связей, таможенном регулировании, экспорте. Порядок проведения и учёта денежных операций в валюте определяет Федеральный закон №173-ФЗ. В соответствии с ним для работы с долларами бизнес должен пользоваться специальным расчётным счётом. Рассказываем, в каких случаях нужно открывать долларовый РС и как это сделать.
Долларовый счёт необходим компаниям, которые ведут взаиморасчёты с представителями других стран в долларах США (USD).
Если российский предприниматель продаёт товары за рубеж и получает оплату в рублях, отдельный счёт не нужен. А если покупатели платят валютой — нужен. Правило распространяется и на ИП, и на организации.
Примеры операций, для которых нужно открывать долларовый РС:
приём платежей от иностранных юридических или физических лиц;
оплата программного обеспечения и других услуг зарубежным контрагентам;
покупка, продажа, хранение долларов;
оплата работы иностранного исполнителя, например, фрилансера;
покупка материалов или товаров у зарубежного поставщика;
инвестиции в зарубежные проекты или бизнес.
В этих случаях работа без долларового расчётного счёта может привести к штрафу в размере от 75 до 100% суммы сделки.
Счёт нужно открывать под конкретную валюту. Если, например, сотрудничество происходит одновременно с поставщиками из США и Европы и операции совершаются в долларах и евро, открывается два РС.
По закону банки должны проверять все валютные операции. Поэтому взаиморасчёты с иностранными контрагентами нужно подтверждать документально, например:
контрактом,
инвойсом,
офертой,
товарной накладной,
актом выполненных работ.
Платежи из России за границу проводятся по следующей схеме:
ИП или юрлицо (плательщик) открывает РС в USD;
плательщик формирует платёжное поручение: указывает реквизиты контрагента, сумму, назначение платежа, прикладывает подтверждающие документы;
банковская организация проверяет легальность операции и, если всё в порядке, отправляет деньги по указанным реквизитам.
Платежи из других стран в Россию проходят через большее число этапов:
иностранный плательщик переводит деньги в российскую компанию (получателю);
деньги попадают на транзитный расчётный счёт;
банк запрашивает у получателя подтверждение операции;
получатель представляет документы;
после проверки сумма зачисляется на РС получателя.
Срок представления документов для подтверждения перевода — 15 дней. Нарушение срока фиксируется в налоговой и ведёт к административному штрафу:
при просрочке до 10 дней — предупреждение или 500 — 1000 ₽ для физических лиц, 5000 — 15 000 ₽ — для юридических;
при просрочке от 10 до 30 дней — 2000 — 3000 ₽ для физлиц, 20 000 — 30 000 ₽ — для компаний;
при просрочке более 30 дней — 4000 — 5000 ₽ для физлиц, 40 000 — 50 000 ₽ — для юрлиц.
Валютные операции нужно отражать в налоговой и бухгалтерской отчётности. Учёт ведётся в рублях по курсу Центрального банка РФ. Порядок учёта зависит от организационно-правовой формы предприятия и налогового режима.
Для проведения прихода на упрощённой системе налогообложения нужно использовать курс ЦБ на дату поступления денег на транзитный счёт, для отображения расхода — курс на дату списания денег с баланса компании.
Пример: ИП на упрощёнке заказывает товар из-за границы и переводит продавцу предоплату в долларах 1 марта. Заказ приходит 10 марта. Для налоговой отчётности нужно перевести уплаченную сумму в рубли по курсу, который действовал 1 марта.
Далее ИП продаёт товар покупателю из США. Оплата поступает на транзитный РС 15 марта, операция проходит проверку в течение 10 дней, предприниматель получает деньги 25 марта. Рассчитывая доход для налоговой, нужно перевести доллары в рубли по курсу на 15 марта.
Дата публикации: 18.04.2024
Все предложения для бизнеса