По регламенту налоговой службы регистрация ИП происходит в течение трёх рабочих дней. Но по разным причинам этот процесс может занять до 14 дней и более. При желании длительность регистрации можно сократить. Для этого существуют уже проверенные способы.
Для открытия ИП нужно предоставить соответствующие документы в налоговую службу (ФНС). Чтобы понять, сколько времени займёт процесс, стоит изучить доступные способы подачи и оформления документации.
Тем, кто намерен стать предпринимателем, нужно обращаться в отделение налоговой по месту регистрации. Например, если человек живёт в Новосибирске, а зарегистрирован в Екатеринбурге, то подавать документы придётся в отделении ФНС Екатеринбурга.
Есть несколько способов подачи запроса на регистрацию ИП в отделение родного города:
личный визит. Нередко это самый долгий вариант, например, когда приходится ехать в другой город;
сайт Госуслуг. Достаточно удобный и быстрый способ оформления ИП. Но он требует определённых знаний для сбора документов и заполнения онлайн-заявки;
пересылка документов в электронном формате. Необходимо наличие электронной подписи. Отправить можно по email или через сайт ФНС. Альтернативный вариант — оформить заявку на сайте Альфа-Банка;
МФЦ. Не самый быстрый вариант. Если через налоговую ИП открывается за 3 дня, то при обращении в МФЦ на весь процесс может уйти до 5 дней, поскольку центр является организацией-посредником;
нотариус. Можно передать работу с документами специалисту. Он быстро подготовит нужные бумаги и отправит их в электронном виде;
Почта России. На доставку документации в налоговую уйдёт от 5 до 7 дней. Плюс 3 дня на процесс регистрации ИП, а потом обратная отправка. Чтобы точно узнать дату доставки письма в отделение ФНС, нужно воспользоваться услугой уведомления о вручении;
представитель с доверенностью, заверенной у нотариуса. В этом случае доверенное лицо идёт в отделение ФНС и оформляет ИП. Например, это может быть человек, который находится в городе, где зарегистрирован предприниматель.
В среднем на подготовку и подачу документов уходит от 1 до 5 дней. Затем потребуется ещё время для выполнения следующих операций:
регистрация ИП в налоговой службе (от 3 до 7 дней);
оплата госпошлины;
получение документов из ФНС. Оригиналы высылаются заказным письмом из отделения налоговой по месту прописки (на пересылку уйдёт несколько дней).
В итоге процесс регистрации ИП может занять 5–14 дней. В некоторых случаях этот срок может увеличиться. Например, если адрес регистрации находится далеко от текущего места проживания предпринимателя.
При подготовке документации для налоговой службы важно правильно заполнить форму регистрации ИП. Если работники ФНС найдут в поданных экземплярах любое несоответствие (например, лишний пробел или неверное сокращение), они вернут заявление. Придётся исправлять ошибки и отсылать повторно. В итоге процесс оформления будет длиться в 2 раза дольше. Чтобы не допускать ошибок при заполнении бланков на регистрацию, нужно изучить инструкции и требования налоговой службы.
Быстро заполнить форму можно на специализированных онлайн-порталах. В этом случае процесс занимает от 15 до 30 минут. Качественные сервисы используют понятные формы для ввода данных. После заполнения предприниматель в короткие сроки получит готовые документы в электронном виде.
Пример такой услуги — сервис для регистрации ИП от Альфа-Банка. Чтобы им воспользоваться, не нужны никакие специальные знания или оборудование. Достаточно начать заполнять поля соответствующей формы и следовать подсказкам. Автоматизированная система учитывает все требования и не допускает ошибок при формировании документов. Также можно воспользоваться помощью консультантов банка.
При обращении в многофункциональный центр (МФЦ) нужно сначала уточнить, какие услуги он оказывает, а потом записаться на приём.
Выбирать нужно тот центр, который оказывает услугу регистрации ИП и использует в своей работе электронный документооборот. Это хороший вариант, если не хочется отправлять бумаги лично или ехать в другой город для визита в налоговую по месту регистрации.
МФЦ примет документы и быстро отправит их в электронном виде. На регистрацию может уйти 4–5 дней (вместо 3). Если МФЦ работает только с бумажной документацией, то процесс открытия ИП может занять примерно 7–10 дней.
Важное преимущество имеют те центры, которые поддерживают работу с электронными документами, поскольку они позволяют не оплачивать госпошлину при подаче заявления.
Если для подачи документов вы выбрали личный визит в ФНС, необходимо позвонить туда и уточнить возможные нюансы прохождения регистрации ИП. У разных отделений налоговой службы могут быть свои особенности подачи документов, включая время приёма. Работники местного ФНС ответят на интересующие вопросы, благодаря чему можно избежать недоразумений.
Предварительно записаться в ФНС или МФЦ можно через портал Госуслуг.
Есть несколько удобных способов оплаты:
через сайт ФНС;
через мобильное приложение банка или интернет-банкинг;
через сайт Госуслуг.
Но лучше изначально уйти от уплаты пошлины. Для этого нужно подать документы в электронном виде:
по email;
через нотариуса: специалист сам отправляет документы в электронном виде, подписывая их ЭЦП;
через МФЦ.
Налоговая служба в 2021 году присылает бумаги с подтверждением регистрации ИП только по запросу предпринимателя. И лучше сразу отказаться от бумажной версии, которая будет идти несколько дней заказным письмом.
Самый быстрый вариант — запросить у ФНС электронную копию листа записи ЕГРИП. Она имеет такую же силу, как бумажная. При необходимости электронные документы можно распечатать. Чтобы всё сработало быстро, нужно изначально указывать адрес электронной почты в заявлении на регистрацию ИП. Форма — Р21001.
Используя электронные документы и специализированные сервисы, можно сэкономить от 3 до 10 дней на открытии ИП. И это намного удобнее, чем самостоятельно посещать отделение налоговой службы.
Дата публикации: 13.04.2022