Рассказываем об оформлении ИП для пенсионеров: кто может открыть ИП, какие документы нужно собрать, есть ли льготы, как бесплатно и быстро зарегистрироваться и как предпринимательская деятельность отразится на размере пенсии.
По закону гражданин может заниматься предпринимательством без образования юрлица. Для этого ему нужно стать индивидуальным предпринимателем, о чём сказано в статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стать ИП может любой дееспособный гражданин, у которого нет прямого запрета на предпринимательскую деятельность. Под дееспособностью имеется в виду возможность гражданина в полной мере осуществлять гражданские права и обязанности. Полная дееспособность наступает с совершеннолетием, а в некоторых случаях раньше. Но дееспособность можно утратить по решению суда, например из-за болезни. Понятие «дееспособность», а также связанные с ним нюансы раскрываются в статье 21 ГК РФ.
Статья 23 ГК РФ распространяется на пенсионеров, не устанавливая для предпринимательства предельного возраста в сторону увеличения. В законе № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также нет ограничений или запретов для пенсионеров. Поэтому гражданин на пенсии может стать предпринимателем, однако для него остаётся актуальным пункт о дееспособности.
Человек может лишиться дееспособности, если в суде будет доказано, например, что у него есть психическое заболевание. Об этом сказано в статье 29 ГК РФ. Если такого решения нет, гражданин, в том числе пенсионер, считается дееспособным, а значит, может оформляться в качестве индивидуального предпринимателя.
Пенсионер-предприниматель одновременно ведёт деятельность и получает от государства пенсию. Эта ситуация влияет на размер пенсионных выплат. Поскольку такой гражданин считается работающим, его пенсия перестаёт индексироваться, что является минусом. Но плюс в том, что, как только гражданин закроет ИП, пенсия проиндексируется до того размера, каким он был бы у неработающего пенсионера.
Работающий пенсионер должен платить налоги, делать отчисления в пенсионный фонд. Здесь для него нет никаких льгот или послаблений. Правда, есть отдельные ситуации, когда любой предприниматель освобождается от уплаты страховых взносов с сохранением стажа для начисления страховой пенсии:
если он ухаживает за ребёнком до полутора лет или за лицом старше 80 лет;
если он проживает за границей с супругом, который направлен туда в рамках дипломатической деятельности.
Эти ситуации перечислены в законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ещё один минус предпринимательства — что гражданин должен платить страховые взносы, даже если он фактически не ведёт предпринимательскую деятельность, например из-за болезни. Здесь для пенсионеров тоже нет льгот. Поэтому, если намечается пауза, лучше закрыть дело. Плюсом является то, что гражданин может закрывать или открывать ИП сколько угодно раз. Делается это достаточно просто и занимает не очень много времени.
Для самостоятельной регистрации необходимо пройти несколько шагов:
Выбрать отделение налоговой инспекции.
Заполнить заявление на регистрацию.
Собрать документы.
Подать пакет документов в налоговую инспекцию.
Получить ответ от ИФНС.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Если у гражданина в паспорте есть отметка о регистрации по месту жительства, документы на ИП нужно подавать в ту налоговую инспекцию, которая относится к месту его жительства. Если отметки в паспорте нет, тогда можно подавать заявление в налоговую по месту фактического проживания будущего предпринимателя.
Необходимо заполнить заявление по форме №Р21001. Оно есть на сайте налоговой инспекции. При заполнении нужно руководствоваться правилами, которые прописаны в Приказе ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@.
Помимо заявления на регистрацию, нужно подготовить паспорт, его копию, а также уведомление о выборе налогового спецрежима, если предприниматель не планирует оставаться на ОСНО. Могут понадобиться другие бумаги, например нотариальная доверенность, если пенсионер поручает регистрацию ИП своему законному представителю.
В выбранную ИФНС документы можно подать двумя способами: в бумажном или электронном виде.
При подаче в бумажном виде нужно уплатить госпошлину 800 рублей. Подавать можно лично, через представителя или почтой. Если вы подаёте документы не лично, то их нужно заверить у нотариуса. При почтовой пересылке необходимо оплатить стоимость пересылки заказным письмом.
При подаче в электронном виде платить госпошлину не нужно. Электронная документация — это бумаги, отсканированные и заверенные с помощью КЭП, квалифицированной электронной подписи. Если у вас есть такая подпись, можно отправить пакет документов через сайт ФНС в разделе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Если подписи нет, можно воспользоваться услугами нотариуса или обратиться в МФЦ. Нотариус заверит документы собственной подписью, но придётся оплатить эту услугу. В МФЦ работник заверит всё бесплатно и сам отправит в ИФНС. Но нужно уточнить, предоставляет ли МФЦ вашего города такую услугу.
Налоговая должна рассмотреть вашу заявку в течение трёх рабочих дней с её получения. Поэтому, если вы отправляете документы лично или онлайн, нужно подождать 3−5 дней. А если отправляете почтой, то срок получения ответа затянется. Ответ придёт на электронную почту, которую вы укажете в заявлении. Также в заявлении можно указать, что вам нужны бумажные копии, подтверждающие регистрацию бизнеса.
Иногда предпринимателям не удаётся оформить ИП с первого раза. Налоговая инспекция может отказать по двум основным причинам:
У гражданина есть ограничения на ведение бизнеса. Например, решение суда.
Гражданин собрал неполный пакет документов или заполнил их неверно.
Вторая причина — наиболее частая. Дело в том, что налоговая служба устанавливает жёсткие правила заполнения заявления по форме №Р21001. Например, недопустимы исправления, ошибки, лишние точки или пробелы. Заполнение каждой строчки регламентировано, любая неточность приводит к отказу в регистрации.
Альфа-Банк решил проблему сбора и заполнения документации. Он предлагает автоматизированное решение — онлайн-сервис для регистрации ИП.
С помощью сервиса от Альфа-Банка можно открывать бизнес онлайн. Вот как работает сервис:
Вы заполняете анкету на сайте банка. Анкета состоит из нескольких шагов. На каждом из них нужно ввести данные о вас и вашем бизнесе или ответить на вопросы. Анкета нужна для сбора информации и последующего формирования документов для ИФНС.
Онлайн-сервис формирует документы — в соответствии с требованиями ИФНС.
Банк заказывает КЭП в удостоверяющем центре. Для этого он использует данные из анкеты. Ответ от удостоверяющего центра поступает в среднем в течение часа.
Сотрудник Альфа-Банка привозит документы на КЭП — на дом или в офис — и помогает отправить заявление в налоговую. Документы заверяются с помощью КЭП и отправляются в ИФНС в электронном виде.
Вы получаете ответ от налоговой на вашу электронную почту. Если налоговая зарегистрировала бизнес, вы получаете выписку ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт. Этих электронных документов достаточно для начала работы. Бумажные копии не обязательны.
Оформление бизнеса через Альфа-Банк даёт пенсионерам сразу несколько преимуществ:
Не нужно никуда ходить. Вам не придётся посещать отделение банка, а также любые другие инстанции: налоговую инспекцию, МФЦ, удостоверяющий центр, кабинет нотариуса или юриста. Всё можно сделать онлайн в режиме «одного окна» на сайте Альфа-Банка.
Не нужно платить. Вы освобождаетесь от госпошлины, оплаты цифровой подписи, расходов на почтовую пересылку и услуги нотариуса.
Не нужно долго ждать. От подачи заявки до получения статуса предпринимателя в среднем проходит 3−5 дней.
ИФНС обычно открывает ИП с первого раза. Это возможно благодаря тому, что все документы заполнены правильно и отправлены в полном объёме.
Также у онлайн-сервиса от Альфа-Банка есть преимущества перед другими способами онлайн-регистрации.
География доступности. Онлайн-регистрация через Альфа-Банк доступна в 140 городах России. Это значит, что предприниматели могут оформлять бизнес бесплатно практически в любом крупном городе.
Удобство сервиса. Услугу можно получить с любого устройства — телефона, планшета, ноутбука — или в банковском отделении, где сотрудники всё заполнят за вас.
Равные условия для всех. Не нужно быть клиентом Альфа-Банка, чтобы воспользоваться услугой. Регистрация доступна любому человеку.
Удобство. В одном окне можно не только открыть бизнес, но и при желании выбрать тариф для будущего расчётного счёта.
Качественная помощь при заполнении анкеты. На каждом этапе заполнения система даёт подсказки. Даже если вы запутаетесь, менеджер банка увидит это, позвонит и поможет.
Все предложения для бизнеса
Расчётный счёт
Открыть валютный расчётный счёт для ООО
Выгодный расчётный счёт для ООО
Быстрое открытие расчётного счёта для ООО
Бесплатное открытие счёта для ООО
Выгодный расчётный счёт для ИП
РКО
Тарифы на РКО
По региону
Регистрация бизнеса по региону
ВЭД и валютный контроль
Депозиты и накопительные продукты
Карты для бизнеса
Кредиты и гарантии
Эквайринг
Эквайринг для курьеров и служб доставки
Автоплатежи для вашего бизнеса
Эквайринг в городах
Дополнительная информация
Снятие и внесение наличных
Сервисы
Полезная информация
Дата публикации: 22.12.2022