Рассказываем об оформлении ИП для пенсионеров: кто может открыть ИП, какие документы нужно собрать, есть ли льготы, как бесплатно и быстро зарегистрироваться и как предпринимательская деятельность отразится на размере пенсии.
По закону гражданин может заниматься предпринимательством без образования юрлица. Для этого ему нужно стать индивидуальным предпринимателем, о чём сказано в статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стать ИП может любой дееспособный гражданин, у которого нет прямого запрета на предпринимательскую деятельность. Под дееспособностью имеется в виду возможность гражданина в полной мере осуществлять гражданские права и обязанности. Полная дееспособность наступает с совершеннолетием, а в некоторых случаях раньше. Но дееспособность можно утратить по решению суда, например из-за болезни. Понятие «дееспособность», а также связанные с ним нюансы раскрываются в статье 21 ГК РФ.
Статья 23 ГК РФ распространяется на пенсионеров, не устанавливая для предпринимательства предельного возраста в сторону увеличения. В законе № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также нет ограничений или запретов для пенсионеров. Поэтому гражданин на пенсии может стать предпринимателем, однако для него остаётся актуальным пункт о дееспособности.
Человек может лишиться дееспособности, если в суде будет доказано, например, что у него есть психическое заболевание. Об этом сказано в статье 29 ГК РФ. Если такого решения нет, гражданин, в том числе пенсионер, считается дееспособным, а значит, может оформляться в качестве индивидуального предпринимателя.
Пенсионер-предприниматель одновременно ведёт деятельность и получает от государства пенсию. Эта ситуация влияет на размер пенсионных выплат. Поскольку такой гражданин считается работающим, его пенсия перестаёт индексироваться, что является минусом. Но плюс в том, что, как только гражданин закроет ИП, пенсия проиндексируется до того размера, каким он был бы у неработающего пенсионера.
Работающий пенсионер должен платить налоги, делать отчисления в пенсионный фонд. Здесь для него нет никаких льгот или послаблений. Правда, есть отдельные ситуации, когда любой предприниматель освобождается от уплаты страховых взносов с сохранением стажа для начисления страховой пенсии:
если он ухаживает за ребёнком до полутора лет или за лицом старше 80 лет;
если он проживает за границей с супругом, который направлен туда в рамках дипломатической деятельности.
Эти ситуации перечислены в законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ещё один минус предпринимательства — что гражданин должен платить страховые взносы, даже если он фактически не ведёт предпринимательскую деятельность, например из-за болезни. Здесь для пенсионеров тоже нет льгот. Поэтому, если намечается пауза, лучше закрыть дело. Плюсом является то, что гражданин может закрывать или открывать ИП сколько угодно раз. Делается это достаточно просто и занимает не очень много времени.
Для самостоятельной регистрации необходимо пройти несколько шагов:
Выбрать отделение налоговой инспекции.
Заполнить заявление на регистрацию.
Собрать документы.
Подать пакет документов в налоговую инспекцию.
Получить ответ от ИФНС.
Рассмотрим каждый шаг подробнее.
Если у гражданина в паспорте есть отметка о регистрации по месту жительства, документы на ИП нужно подавать в ту налоговую инспекцию, которая относится к месту его жительства. Если отметки в паспорте нет, тогда можно подавать заявление в налоговую по месту фактического проживания будущего предпринимателя.
Необходимо заполнить заявление по форме №Р21001. Оно есть на сайте налоговой инспекции. При заполнении нужно руководствоваться правилами, которые прописаны в Приказе ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@.
Помимо заявления на регистрацию, нужно подготовить паспорт, его копию, а также уведомление о выборе налогового спецрежима, если предприниматель не планирует оставаться на ОСНО. Могут понадобиться другие бумаги, например нотариальная доверенность, если пенсионер поручает регистрацию ИП своему законному представителю.
В выбранную ИФНС документы можно подать двумя способами: в бумажном или электронном виде.
При подаче в бумажном виде нужно уплатить госпошлину 800 рублей. Подавать можно лично, через представителя или почтой. Если вы подаёте документы не лично, то их нужно заверить у нотариуса. При почтовой пересылке необходимо оплатить стоимость пересылки заказным письмом.
При подаче в электронном виде платить госпошлину не нужно. Электронная документация — это бумаги, отсканированные и заверенные с помощью КЭП, квалифицированной электронной подписи. Если у вас есть такая подпись, можно отправить пакет документов через сайт ФНС в разделе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Если подписи нет, можно воспользоваться услугами нотариуса или обратиться в МФЦ. Нотариус заверит документы собственной подписью, но придётся оплатить эту услугу. В МФЦ работник заверит всё бесплатно и сам отправит в ИФНС. Но нужно уточнить, предоставляет ли МФЦ вашего города такую услугу.
Налоговая должна рассмотреть вашу заявку в течение трёх рабочих дней с её получения. Поэтому, если вы отправляете документы лично или онлайн, нужно подождать 3−5 дней. А если отправляете почтой, то срок получения ответа затянется. Ответ придёт на электронную почту, которую вы укажете в заявлении. Также в заявлении можно указать, что вам нужны бумажные копии, подтверждающие регистрацию бизнеса.
Иногда предпринимателям не удаётся оформить ИП с первого раза. Налоговая инспекция может отказать по двум основным причинам:
У гражданина есть ограничения на ведение бизнеса. Например, решение суда.
Гражданин собрал неполный пакет документов или заполнил их неверно.
Вторая причина — наиболее частая. Дело в том, что налоговая служба устанавливает жёсткие правила заполнения заявления по форме №Р21001. Например, недопустимы исправления, ошибки, лишние точки или пробелы. Заполнение каждой строчки регламентировано, любая неточность приводит к отказу в регистрации.
Альфа-Банк решил проблему сбора и заполнения документации. Он предлагает автоматизированное решение — онлайн-сервис для регистрации ИП.
С помощью сервиса от Альфа-Банка можно открывать бизнес онлайн. Вот как работает сервис:
Вы заполняете анкету на сайте банка. Анкета состоит из нескольких шагов. На каждом из них нужно ввести данные о вас и вашем бизнесе или ответить на вопросы. Анкета нужна для сбора информации и последующего формирования документов для ИФНС.
Онлайн-сервис формирует документы — в соответствии с требованиями ИФНС.
Банк заказывает КЭП в удостоверяющем центре. Для этого он использует данные из анкеты. Ответ от удостоверяющего центра поступает в среднем в течение часа.
Сотрудник Альфа-Банка привозит документы на КЭП — на дом или в офис — и помогает отправить заявление в налоговую. Документы заверяются с помощью КЭП и отправляются в ИФНС в электронном виде.
Вы получаете ответ от налоговой на вашу электронную почту. Если налоговая зарегистрировала бизнес, вы получаете выписку ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт. Этих электронных документов достаточно для начала работы. Бумажные копии не обязательны.
Оформление бизнеса через Альфа-Банк даёт пенсионерам сразу несколько преимуществ:
Не нужно никуда ходить. Вам не придётся посещать отделение банка, а также любые другие инстанции: налоговую инспекцию, МФЦ, удостоверяющий центр, кабинет нотариуса или юриста. Всё можно сделать онлайн в режиме «одного окна» на сайте Альфа-Банка.
Не нужно платить. Вы освобождаетесь от госпошлины, оплаты цифровой подписи, расходов на почтовую пересылку и услуги нотариуса.
Не нужно долго ждать. От подачи заявки до получения статуса предпринимателя в среднем проходит 3−5 дней.
ИФНС обычно открывает ИП с первого раза. Это возможно благодаря тому, что все документы заполнены правильно и отправлены в полном объёме.
Также у онлайн-сервиса от Альфа-Банка есть преимущества перед другими способами онлайн-регистрации.
География доступности. Онлайн-регистрация через Альфа-Банк доступна в 140 городах России. Это значит, что предприниматели могут оформлять бизнес бесплатно практически в любом крупном городе.
Удобство сервиса. Услугу можно получить с любого устройства — телефона, планшета, ноутбука — или в банковском отделении, где сотрудники всё заполнят за вас.
Равные условия для всех. Не нужно быть клиентом Альфа-Банка, чтобы воспользоваться услугой. Регистрация доступна любому человеку.
Удобство. В одном окне можно не только открыть бизнес, но и при желании выбрать тариф для будущего расчётного счёта.
Качественная помощь при заполнении анкеты. На каждом этапе заполнения система даёт подсказки. Даже если вы запутаетесь, менеджер банка увидит это, позвонит и поможет.
Дата публикации: 22.12.2022