В этом материале мы раскроем преимущества и недостатки ИП и ООО при открытии салона красоты, расскажем, как выбрать налоговый режим, подобрать коды ОКВЭД и зарегистрировать бизнес.
Перед регистрацией бизнеса необходимо определиться с его правовой формой. Наиболее популярные формы — это индивидуальное предпринимательство (ИП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Каждый вариант имеет свои преимущества, рассмотрим их подробнее.
Статус юридического лица. Юрлицо может без ограничений на равных работать с другими юрлицами, что важно при расширении бизнеса.
Возможность создать бизнес на двоих или более участников. Инструменты ООО позволяют заранее прописать все нюансы: как будут входить и выходить участники, как будет распределяться прибыль, как будут улаживаться возможные споры.
При этом нельзя просто так вывести деньги из оборота организации и использовать их на личные нужды учредителей. Для этого необходимо выплатить дивиденды учредителям и зарплаты работникам, уплатив двойной налог — с прибыли юрлица и с прибыли физлиц. Чтобы закрыть организацию, потребуется около трёх месяцев.
Минимум документов и времени для регистрации или ликвидации статуса индивидуального предпринимателя. Возможность при надобности в любой момент закрыть ИП и учредить ООО.
Свободное распоряжение деньгами. Индивидуальный предприниматель платит фиксированный налог согласно выбранному налоговому режиму. Всю оставшуюся прибыль он может тратить как угодно.
Если выбрать не основную систему налогообложения, а один из спецрежимов, то не нужно вести бухгалтерский учёт. Есть спецрежимы, где даже не нужно вести налоговый учёт.
При этом индивидуальный предприниматель обязан работать в одиночку. Он может нанимать сотрудников и платить им зарплату, но не может делить бизнес с кем-то ещё. Для статуса ИП законом не предусмотрены возможности для привлечения инвесторов, распределения прибыли и ответственности между партнёрами.
Бизнесмену выгоднее зарегистрировать ИП, если салон красоты открывается впервые, если у бизнеса будет только один владелец, если пока не планируется открытие филиалов. Простота в регистрации и ведении учёта даёт возможность развить бизнес с самого нуля.
Далее рассмотрим вариант открытия салона красоты посредством регистрации ИП. Но перед регистрацией необходимо определиться с налоговым режимом и выбрать коды ОКВЭД.
Для салона красоты походят насколько налоговых режимов: ОСНО, ПСН, УСН, АУСН. Чтобы выбрать подходящий, нужно изучить нюансы и просчитать налоги с учётом особенностей вашего бизнеса. Рассмотрим подробнее каждый из налоговых режимов.
Основная система налогообложения.
На неё автоматически переходят все вновь зарегистрированные ИП и ООО. Но эта система не подходит для старта бизнеса из-за того, что бизнесмену придётся платить много налогов и вести сложный учёт. При этом ОСНО не ставит ограничений на размер прибыли и количество сотрудников. Поэтому она выгодна тем организациям, для которых важно отсутствие таких ограничений.
Для малого бизнеса больше подходят спецрежимы. Хотя они и устанавливают лимит на размер прибыли и количество сотрудников, но налоговой нагрузки и отчётности там меньше. Чтобы уйти с ОСНО, нужно в течение 30 дней с момента регистрации салона красоты направить в ИФНС уведомление о выборе одного из спецрежимов.
Патентная система налогообложения.
Налоговая ставка. Налог равен стоимости патента и рассчитывается исходя из теоретических расходов для определённой сферы деятельности. Можно купить патент на один месяц, на несколько месяцев, на год.
Ограничения. Не более 15 работников, не более 60 млн рублей годового дохода.
Особенности. Распространяется на один выбранный вид деятельности. Действует на определённой территории. Не требуется сдавать налоговые декларации. Можно совмещать с другими налоговыми режимами.
Упрощённая система налогообложения.
Налоговая ставка. Налог 6% с объекта налогообложения «Доходы» или 15% с объекта «Доходы минус расходы». В регионах ставки могут быть ниже: например, с объекта «Доходы» — от 1%, а с объекта «Доходы минус расходы» — от 5%.
Ограничения. Годовой доход предпринимателя не должен превышать 219,2 млн рублей, а численность сотрудников — 130 человек.
Особенности. Налоговую декларацию нужно сдавать раз в год.
Автоматизированная упрощённая система налогообложения.
Налоговая ставка. Налог 6% с объекта налогообложения «Доходы» или 15% с объекта «Доходы минус расходы».
Ограничения. Годовой доход с деятельности салона красоты не должен превышать 60 млн рублей, а численность сотрудников — 5 человек.
Особенности. Это новый, экспериментальный налоговый режим. Ставки и прочие условия зафиксированы до 2030 года. Отчётность частично автоматизирована.
В России всем разрешённым видам деятельности присвоен уникальный цифровой код (от 2 до 5 цифр). Коды и названия видов деятельности собраны в специальном классификаторе — ОКВЭД 2 (это вторая и действующая в 2022 году редакция справочника).
Выбор кодировок ОКВЭД — это обязательный этап при регистрации бизнеса. Кодировки указываются в заявлении на регистрацию. Если они не будут указаны или будут указаны неверно, ИФНС откажет в регистрации.
В заявлении есть поля для основного и вспомогательных видов деятельности. Основной вид деятельности может быть только один. Дополнительных видов деятельности может быть неограниченное количество или не быть совсем. Любые кодировки, указываемые в заявлении, должны содержать не менее четырёх цифр.
Для салона красоты основным может быть код 96.02 — «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты».
Все бьюти-салоны разные и предоставляют различный спектр услуг: от обычных стрижек до массажа, спа, пластической хирургии, торговли косметикой или фармацевтическими товарами. Поэтому дополнительные коды деятельности стоит подбирать в соответствии с услугами конкретного бизнеса. Например, в качестве дополнительных можно использовать следующие коды:
96.04 — «Деятельность физкультурно-оздоровительная»;
96.02.2 — «Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты»;
86.90 — «Деятельность в области медицины прочая»;
86.90.3 — «Деятельность массажных салонов».
Шаг 1. Заполните заявление по форме № Р21001. Это заявление о государственной регистрации физлица в качестве индивидуального предпринимателя. Его можно скачать с сайта ФНС. Стандарты по его заполнению, прописаны в Приказе ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.
Шаг 2. Соберите сопутствующую документацию. Чаще всего это минимум документов: паспорт гражданина РФ, копия паспорта и уведомление о переходе на налоговый спецрежим. В некоторых ситуациях документов может быть больше. Например, если предприниматель направляет в налоговую службу своего представителя, то на представителя нужна нотариальная доверенность. Поскольку предприниматель передаёт документы не лично, необходимо также нотариально заверить копию его паспорта и подписи в заявлении и уведомлении.
Шаг 3. Выберите нужное отделение ФНС. Имея в паспорте отметку о месте регистрации, бизнесмену необходимо обращаться в отделение ФНС, которое обслуживает данный район. Если отметки о регистрации в паспорте нет, то можно зарегистрировать ИП в налоговом органе по месту пребывания.
Шаг 4. Выберите вид подачи документов. Документацию можно подать в бумажном или электронном варианте. Если вы выбираете бумажный вариант, то необходимо оплатить госпошлину. В 2022 году госпошлина для ИП составляет 800 рублей. Квитанцию для оплаты можно сформировать на сайте налоговой службы в разделе «Уплата госпошлины». Квитанцию и чек необходимо приложить ко всем документам. Если вы выбираете электронный вариант, то госпошлину платить не нужно. Но электронная документация должна быть завершена квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Шаг 5. Подайте документы в ИФНС. Если подаёте в бумажном варианте, то необходимо принести их лично, передать через законного представителя или отправить заказным письмом. Если вы выбрали электронную пересылку, то это можно сделать через нотариуса или МФЦ. Если у вас есть КЭП для заверения электронных документов, то можно отправить их через портал «Госуслуги» или через сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Налоговая должна рассмотреть заявку в течение трёх дней с момента получения. При почтовой пересылке время ожидания увеличится.
Шаг 6. Дождитесь ответа от ИФНС. В течение трёх дней с момента получения ваших документов налоговая инспекция их рассмотрит и вынесет решение, регистрировать бизнес или нет. Если всё хорошо и бизнес зарегистрирован, электронные документы придут на email, который вы указывали в заявлении. Среди них — выписка из ЕГРИП и уведомление о постановке вашего ИП на налоговый учёт. Также для вас подготовят бумажные версии, если в заявлении вы прописали такую необходимость. Если бизнес не зарегистрировали, ИФНС пришлёт отказ.
Основные сложности, с которыми сталкиваются бизнесмены при регистрации своего дела, связаны со сбором и подачей документации. Например, для того, чтобы правильно заполнить заявление по форме № Р21001, необходимо соблюдать следующие правила:
использовать определённый цвет ручки при заполнении бумаг или определённый шрифт при заполнении онлайн;
использовать только утверждённые сокращения слов и только там, где это нужно;
избегать ошибок, помарок, исправлений, лишних пробелов и знаков препинания;
заполнять только необходимые поля.
Вторая сложность — это процесс подачи документов, так как он связан с затратами времени и денег. Бесплатно можно зарегистрироваться только через МФЦ, но лучше заранее узнать, предоставляет ли ваш центр такую услугу. Остальные способы платные, поэтому в зависимости от ситуации потребуется оплатить госпошлину или выпуск КЭП, а в некоторых случаях услуги нотариуса.
Альфа-Банк разработал онлайн-сервис, который позволяет будущим предпринимателям бесплатно оформить ИП для салона красоты. Весь процесс займёт 3−5 дней, и вам даже не придётся выходить из дома.
Как работает онлайн-сервис для регистрации бизнеса:
Вы заполняете на сайте банка анкету. При этом на бесплатную регистрацию могут рассчитывать как клиенты Альфа-Банка, так и те, кто клиентами банка не является. Анкета нужна для сбора информации, на основе которой сервис автоматически сформирует весь пакет документов для ФНС. Во время заполнения анкеты система даёт подсказки, процесс занимает около 15 минут. Если вы не справитесь с заполнением, менеджер банка увидит, на каком шаге возникли сложности, и перезвонит, чтобы помочь.
Онлайн-сервис моментально формирует все необходимые документы. Их можно распечатать и отнести в налоговую. Либо можно воспользоваться услугой регистрации бизнеса под ключ.
Банк заказывает для вас изготовление КЭП. Квалифицированная электронная подпись физлица нужна для того, чтобы заверить сформированные документы. Для других целей она не применяется. Вы получите КЭП, не выходя из дома. Сотрудник банка привезёт документы из Удостоверяющего центра, поможет активировать подпись, а также подписать и отправить документы в налоговую инспекцию.
Вы получаете ответ от ИФНС на электронную почту. Ожидание может занять до трёх рабочих дней. Если у вас нет ограничений для ведения предпринимательской деятельности, то вы получите пакет электронных документов, среди которых будут лист записи ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт.
Онлайн-сервис Альфа-Банка помогает снизить риск отказа от ФНС благодаря тому, что документы оформляются в полном объёме, согласно требованиям законодательства. В итоге вы открываете ИП быстро, без посещения каких-либо инстанций и полностью бесплатно.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Подробные условия по тарифам
Стоимость обслуживания в месяц | 1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | Бесплатно |
Переводы на счета физлиц | До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽: — 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 2 млн ₽ — бесплатно, далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 0 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 3 перевода, далее — 99 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | 2% + 99 ₽ за внутренний перевод 2,3% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 100 000 ₽ — бесплатно, далее — 2% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 1690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 25 переводов, далее — 59 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | Внутрибанковские переводы 0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ Платежи в другие банки 0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 300 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽ |
Стоимость обслуживания в месяц | 3690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 50 переводов, далее — 39 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | До 200 000 ₽ бесплатно Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 600 000 ₽ 1,3% — свыше 600 000 ₽ |
Дата публикации: 7.11.2022