Расчётный счётНачало бизнесаКредитыВклады и счетаКартыЭквайрингЕщё

ИП для общепита


Хотите открыть собственную кофейню, семейное кафе, ресторан авторской кухни или, может быть, уютную столовую с полезной домашней едой? Рассказываем, как начать такой бизнес с нуля: какую систему налогообложения выбрать и какие документы нужно оформить для запуска заведения общественного питания.


Выбираем форму собственности: ИП или ООО

В РФ есть две организационно-правовые формы, наиболее удобные для ведения малого бизнеса в сфере общепита, — это ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью). Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Если говорить об открытии кафе или ресторана, то оформление ИП имеет ряд преимуществ. В их числе — простая регистрация, отсутствие требований к сумме уставного капитала, невысокие штрафы за административные правонарушения (по сравнению с ООО).

Один из главных недостатков оформления ИП для общепита — запрет на торговлю крепкими спиртными напитками (выше 6%). Из алкоголя в меню заведения можно включить только пиво и пивные напитки. Индивидуальный предприниматель не может вести совместный бизнес с партнёром, привлекать инвестиции со стороны, открывать филиалы в других городах. По всем обязательствам бизнеса ИП отвечает своим имуществом.

Какие преимущества у ООО в сфере общепита:

  • возможность получения лицензии на торговлю крепким алкоголем;

  • неприкосновенность имущества собственника — по обязательствам ООО учредители не отвечают своим имуществом;

  • возможность присоединения бизнеса к другой компании или его продажи целиком;

  • более лояльное отношение банков в части получения кредитных средств;

  • возможность совместного ведения бизнеса и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, более эффективное управление заведением.

Минусы: сложная процедура регистрации, необходимость соблюдения кассовой дисциплины, требования к ведению бухучёта и сдаче бухгалтерской отчётности, высокие штрафы за административные правонарушения.


Виды деятельности и ОКВЭД

Прежде чем регистрировать ИП, нужно определиться, какой вид деятельности будет указан в документах. Для этого необходимо узнать, какие коды ОКВЭД соответствуют ресторанному бизнесу.

ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это справочник, в котором перечислены и квалифицированы все разрешённые в России виды экономической деятельности.

Для кафе и ресторанов, согласно ОКВЭД, как основной код подходит 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». В этот вид деятельности входят:

  • питание потребителей в заведениях общепита, заказ еды навынос или доставка пищи на дом;

  • приготовление и подача еды с транспорта (например, фудтрак);

  • приготовление еды в торговых палатках.

Также для предприятий общепита, согласно ОКВЭД, могут быть использованы следующие коды (в том числе в качестве дополнительного вида деятельности):

  • 56.30 — «Подача напитков» (подойдёт для кофейни);

  • 56.21 — «Деятельность предприятий общественного питания для обслуживания торжественных мероприятий»;

  • 56.29.2, 56.29.3, 56.29.4 — коды для заведений, работающих при учреждениях.


Как зарегистрировать ИП

Для оформления ИП необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации. При отсутствии постоянной прописки можно зарегистрировать ИП по месту жительства.

Процедура оформления включает следующие этапы:

  1. Заполнение заявления по форме Р21001 (в письменном виде или в электронной форме). Образец заполненного бланка есть на сайте налоговой.

  2. Подача документов. Это можно сделать через сайт ФНС или Госуслуги, при личном визите в отделение налоговой, через МФЦ, выслать по почте заказным письмом, передать через законного представителя или через нотариуса.

  3. Оплата госпошлины в размере 800 рублей. Обратите внимание, что оплачивать данную сумму необходимо только в том случае, если вы предоставляете документацию в бумажном виде. При оформлении ИП через Госуслуги, сайт ФНС или через МФЦ пошлину платить не нужно.

  4. Получение ответа от ФНС. Если все бумаги в порядке, заявителю на электронную почту придёт выписка из ЕГРИП и уведомление о постановке ИП на налоговый учёт. При наличии ошибок в документации или ограничений на открытие ИП налоговая пришлёт уведомление об отказе в регистрации с указанием причины.


Бесплатная регистрация ИП и ООО

Без поездки в офис или налоговую

Какую форму налогообложения выбрать

В РФ есть три системы налогообложения, которые больше всего подходят для предприятий общепита — упрощённая (УСН), патентная (ПСН) и общая (ОСНО).

УСН

В рамках УСН ставка налога будет зависеть от выбранного объекта налогообложения:

  • доходы — 6%;

  • доходы минус расходы — 15%.

Изменить объект можно только со следующего года.

Если ожидаемые доходы небольшие, то выгоднее выбрать упрощёнку со ставкой 6%. Обратите внимание, что на этом режиме годовая выручка предприятия не может превышать 150 млн рублей, число сотрудников — не более 100 человек.

ПСН

Этот режим подходит только для ИП. Ставка налога не зависит от размера дохода и составляет 6%. Отчётности нет, но при этом есть требования к площади помещения (не более 50 кв. м). Годовая выручка — до 60 млн рублей, максимальное число сотрудников — 15 человек.

ОСНО

Общий режим предполагает полную налоговую нагрузку — 20% НДС и 13% НДФЛ. По сумме годовой выручки и количеству сотрудников ограничений нет.

Для ресторанов, кафе, фастфуда и доставки

Скидки для заведений на эквайринг и автоматизацию. Подключите всё сразу или только то, что нужно

Подключить решение
 

Продажа алкоголя

Наличие алкогольных напитков в меню заведения, как правило, увеличивает число его потенциальных посетителей. Чтобы продавать алкоголь, потребуется получить лицензию Федеральной службы (Росалкогольрегулирования).

Для этого необходимо обратиться в администрацию области, края или республики и предоставить следующие документы:

  • заявление о выдаче лицензии;

  • ИНН;

  • свидетельство о регистрации юридического лица;

  • учредительные документы;

  • документы о регистрации контрольно-кассовой техники;

  • документы на помещение или договор аренды (на срок от 12 месяцев);

  • квитанция об уплате госпошлины (сумма может меняться);

  • справка из налоговой об отсутствии задолженности по уплате налогов.

Лицензия выдаётся на срок до 5 лет.


Заключение СЭС

Если в арендуемом помещении ранее уже было другое заведение общественного питания, то заключение санитарно-эпидемиологической службы получать не нужно. В противном случае потребуется предоставить в ведомство следующие документы:

  • заявление собственника;

  • свидетельство о госрегистрации;

  • договор купли-продажи иди аренды помещения;

  • справку из БТИ;

  • проект со схемой кондиционирования и вентиляции;

  • перечень реализуемой продукции;

  • договоры на вывоз мусора, дезинсекцию, очистку вентиляции;

  • санитарные паспорта, медкнижки персонала.


Какие ещё нужны документы

При проверках вашего заведения органами государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора также потребуется предоставить договоры на услуги по вывозу мусора, дезинсекции, дератизации, план помещения с указанием пожарных сетей и системы вентиляции, санитарные книжки сотрудников.


Как бесплатно оформить ИП для общепита в Альфа-Банке

Открыть ИП можно удалённо без поездки в офис и налоговую с помощью бесплатного онлайн‑сервиса от Альфа‑Банка.

Как это работает:

  1. Вы заполняете анкету на сайте. В заявке потребуется указать личные данные и информацию о будущем ИП. Из документов потребуются паспорт и СНИЛС. Заполнение анкеты занимает 15 минут.

  2. Сервис автоматически обработает данные и сформирует документацию для подачи в налоговую (заявление по форме Р21001, уведомление о применении УСН), а также закажет для вас изготовление квалифицированной электронной подписи (КЭП).

  3. После подписания документов (дистанционно, с помощью КЭП) банк сам направит её в органы ФНС. Ответ налоговой поступит на вашу электронную почту.


Тарифы для бизнеса

Не можете определиться?

Задайте параметры, и мы подберём выгодный тариф под ваши цели

* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев

Подробные условия по тарифам

Стоимость обслуживания в месяц

1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽

Переводы на счета юрлиц и ИП

Бесплатно

Переводы на счета физлиц

До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽:

— 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод

Переводы со счёта ИП на личный счёт

До 2 млн ₽ — бесплатно,

далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод

Стоимость обслуживания в месяц

0 ₽

Переводы на счета юрлиц и ИП

0 ₽ — первые 3 перевода,

далее — 99 ₽ за перевод

Переводы на счета физлиц

2% + 99 ₽ за внутренний перевод

2,3% + 99 ₽ за внешний перевод

Переводы со счёта ИП на личный счёт

До 100 000 ₽ — бесплатно,

далее — 2% + 99 ₽ за перевод

Стоимость обслуживания в месяц

1690 ₽

Переводы на счета юрлиц и ИП

0 ₽ — первые 25 переводов,

далее — 59 ₽ за перевод

Переводы на счета физлиц

Внутрибанковские переводы

0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽

Платежи в другие банки

0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽

Переводы со счёта ИП на личный счёт

0% — до 300 000 ₽

1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽

Стоимость обслуживания в месяц

3690 ₽

Переводы на счета юрлиц и ИП

0 ₽ — первые 50 переводов,

далее — 39 ₽ за перевод

Переводы на счета физлиц

До 200 000 ₽ бесплатно

Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод

Переводы со счёта ИП на личный счёт

0% — до 600 000 ₽

1,3% — свыше 600 000 ₽

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Банк для бизнеса

О чём не говорят бизнесмены. Готовы ли вы ментально открыть онлайн-бизнес?

Мы часто не замечаем, как прокачиваем предпринимательские навыки в обычной жизни. Проверим, как это работает?

Дата публикации: 7.11.2022