Хотите открыть собственную кофейню, семейное кафе, ресторан авторской кухни или, может быть, уютную столовую с полезной домашней едой? Рассказываем, как начать такой бизнес с нуля: какую систему налогообложения выбрать и какие документы нужно оформить для запуска заведения общественного питания.
В РФ есть две организационно-правовые формы, наиболее удобные для ведения малого бизнеса в сфере общепита, — это ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью). Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.
Если говорить об открытии кафе или ресторана, то оформление ИП имеет ряд преимуществ. В их числе — простая регистрация, отсутствие требований к сумме уставного капитала, невысокие штрафы за административные правонарушения (по сравнению с ООО).
Один из главных недостатков оформления ИП для общепита — запрет на торговлю крепкими спиртными напитками (выше 6%). Из алкоголя в меню заведения можно включить только пиво и пивные напитки. Индивидуальный предприниматель не может вести совместный бизнес с партнёром, привлекать инвестиции со стороны, открывать филиалы в других городах. По всем обязательствам бизнеса ИП отвечает своим имуществом.
Какие преимущества у ООО в сфере общепита:
возможность получения лицензии на торговлю крепким алкоголем;
неприкосновенность имущества собственника — по обязательствам ООО учредители не отвечают своим имуществом;
возможность присоединения бизнеса к другой компании или его продажи целиком;
более лояльное отношение банков в части получения кредитных средств;
возможность совместного ведения бизнеса и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, более эффективное управление заведением.
Минусы: сложная процедура регистрации, необходимость соблюдения кассовой дисциплины, требования к ведению бухучёта и сдаче бухгалтерской отчётности, высокие штрафы за административные правонарушения.
Прежде чем регистрировать ИП, нужно определиться, какой вид деятельности будет указан в документах. Для этого необходимо узнать, какие коды ОКВЭД соответствуют ресторанному бизнесу.
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это справочник, в котором перечислены и квалифицированы все разрешённые в России виды экономической деятельности.
Для кафе и ресторанов, согласно ОКВЭД, как основной код подходит 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». В этот вид деятельности входят:
питание потребителей в заведениях общепита, заказ еды навынос или доставка пищи на дом;
приготовление и подача еды с транспорта (например, фудтрак);
приготовление еды в торговых палатках.
Также для предприятий общепита, согласно ОКВЭД, могут быть использованы следующие коды (в том числе в качестве дополнительного вида деятельности):
56.30 — «Подача напитков» (подойдёт для кофейни);
56.21 — «Деятельность предприятий общественного питания для обслуживания торжественных мероприятий»;
56.29.2, 56.29.3, 56.29.4 — коды для заведений, работающих при учреждениях.
Для оформления ИП необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации. При отсутствии постоянной прописки можно зарегистрировать ИП по месту жительства.
Процедура оформления включает следующие этапы:
Заполнение заявления по форме Р21001 (в письменном виде или в электронной форме). Образец заполненного бланка есть на сайте налоговой.
Подача документов. Это можно сделать через сайт ФНС или Госуслуги, при личном визите в отделение налоговой, через МФЦ, выслать по почте заказным письмом, передать через законного представителя или через нотариуса.
Оплата госпошлины в размере 800 рублей. Обратите внимание, что оплачивать данную сумму необходимо только в том случае, если вы предоставляете документацию в бумажном виде. При оформлении ИП через Госуслуги, сайт ФНС или через МФЦ пошлину платить не нужно.
Получение ответа от ФНС. Если все бумаги в порядке, заявителю на электронную почту придёт выписка из ЕГРИП и уведомление о постановке ИП на налоговый учёт. При наличии ошибок в документации или ограничений на открытие ИП налоговая пришлёт уведомление об отказе в регистрации с указанием причины.
В РФ есть три системы налогообложения, которые больше всего подходят для предприятий общепита — упрощённая (УСН), патентная (ПСН) и общая (ОСНО).
В рамках УСН ставка налога будет зависеть от выбранного объекта налогообложения:
доходы — 6%;
доходы минус расходы — 15%.
Изменить объект можно только со следующего года.
Если ожидаемые доходы небольшие, то выгоднее выбрать упрощёнку со ставкой 6%. Обратите внимание, что на этом режиме годовая выручка предприятия не может превышать 150 млн рублей, число сотрудников — не более 100 человек.
Этот режим подходит только для ИП. Ставка налога не зависит от размера дохода и составляет 6%. Отчётности нет, но при этом есть требования к площади помещения (не более 50 кв. м). Годовая выручка — до 60 млн рублей, максимальное число сотрудников — 15 человек.
Общий режим предполагает полную налоговую нагрузку — 20% НДС и 13% НДФЛ. По сумме годовой выручки и количеству сотрудников ограничений нет.
Наличие алкогольных напитков в меню заведения, как правило, увеличивает число его потенциальных посетителей. Чтобы продавать алкоголь, потребуется получить лицензию Федеральной службы (Росалкогольрегулирования).
Для этого необходимо обратиться в администрацию области, края или республики и предоставить следующие документы:
заявление о выдаче лицензии;
ИНН;
свидетельство о регистрации юридического лица;
учредительные документы;
документы о регистрации контрольно-кассовой техники;
документы на помещение или договор аренды (на срок от 12 месяцев);
квитанция об уплате госпошлины (сумма может меняться);
справка из налоговой об отсутствии задолженности по уплате налогов.
Лицензия выдаётся на срок до 5 лет.
Если в арендуемом помещении ранее уже было другое заведение общественного питания, то заключение санитарно-эпидемиологической службы получать не нужно. В противном случае потребуется предоставить в ведомство следующие документы:
заявление собственника;
свидетельство о госрегистрации;
договор купли-продажи иди аренды помещения;
справку из БТИ;
проект со схемой кондиционирования и вентиляции;
перечень реализуемой продукции;
договоры на вывоз мусора, дезинсекцию, очистку вентиляции;
санитарные паспорта, медкнижки персонала.
При проверках вашего заведения органами государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора также потребуется предоставить договоры на услуги по вывозу мусора, дезинсекции, дератизации, план помещения с указанием пожарных сетей и системы вентиляции, санитарные книжки сотрудников.
Открыть ИП можно удалённо без поездки в офис и налоговую с помощью бесплатного онлайн‑сервиса от Альфа‑Банка.
Как это работает:
Вы заполняете анкету на сайте. В заявке потребуется указать личные данные и информацию о будущем ИП. Из документов потребуются паспорт и СНИЛС. Заполнение анкеты занимает 15 минут.
Сервис автоматически обработает данные и сформирует документацию для подачи в налоговую (заявление по форме Р21001, уведомление о применении УСН), а также закажет для вас изготовление квалифицированной электронной подписи (КЭП).
После подписания документов (дистанционно, с помощью КЭП) банк сам направит её в органы ФНС. Ответ налоговой поступит на вашу электронную почту.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Стоимость обслуживания в месяц | 1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | Бесплатно |
Переводы на счета физлиц | До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽: — 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 2 млн ₽ — бесплатно, далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 0 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 3 перевода, далее — 99 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | 2% + 99 ₽ за внутренний перевод 2,3% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 100 000 ₽ — бесплатно, далее — 2% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 1690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 25 переводов, далее — 59 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | Внутрибанковские переводы 0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ Платежи в другие банки 0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 300 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽ |
Стоимость обслуживания в месяц | 3690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 50 переводов, далее — 39 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | До 200 000 ₽ бесплатно Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 600 000 ₽ 1,3% — свыше 600 000 ₽ |
Все предложения для бизнеса
Расчётный счёт
Открыть валютный расчётный счёт для ООО
Выгодный расчётный счёт для ООО
Быстрое открытие расчётного счёта для ООО
Бесплатное открытие счёта для ООО
Выгодный расчётный счёт для ИП
РКО
Тарифы на РКО
По региону
Регистрация бизнеса по региону
ВЭД и валютный контроль
Депозиты и накопительные продукты
Карты для бизнеса
Кредиты и гарантии
Эквайринг
Эквайринг для курьеров и служб доставки
Автоплатежи для вашего бизнеса
Эквайринг в городах
Дополнительная информация
Снятие и внесение наличных
Сервисы
Полезная информация
Дата публикации: 7.11.2022
Дата обновления: 24.01.2025