Хотите открыть собственную кофейню, семейное кафе, ресторан авторской кухни или, может быть, уютную столовую с полезной домашней едой? Рассказываем, как начать такой бизнес с нуля: какую систему налогообложения выбрать и какие документы нужно оформить для запуска заведения общественного питания.
В РФ есть две организационно-правовые формы, наиболее удобные для ведения малого бизнеса в сфере общепита, — это ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью). Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.
Если говорить об открытии кафе или ресторана, то оформление ИП имеет ряд преимуществ. В их числе — простая регистрация, отсутствие требований к сумме уставного капитала, невысокие штрафы за административные правонарушения (по сравнению с ООО).
Один из главных недостатков оформления ИП для общепита — запрет на торговлю крепкими спиртными напитками (выше 6%). Из алкоголя в меню заведения можно включить только пиво и пивные напитки. Индивидуальный предприниматель не может вести совместный бизнес с партнёром, привлекать инвестиции со стороны, открывать филиалы в других городах. По всем обязательствам бизнеса ИП отвечает своим имуществом.
Какие преимущества у ООО в сфере общепита:
возможность получения лицензии на торговлю крепким алкоголем;
неприкосновенность имущества собственника — по обязательствам ООО учредители не отвечают своим имуществом;
возможность присоединения бизнеса к другой компании или его продажи целиком;
более лояльное отношение банков в части получения кредитных средств;
возможность совместного ведения бизнеса и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, более эффективное управление заведением.
Минусы: сложная процедура регистрации, необходимость соблюдения кассовой дисциплины, требования к ведению бухучёта и сдаче бухгалтерской отчётности, высокие штрафы за административные правонарушения.
Прежде чем регистрировать ИП, нужно определиться, какой вид деятельности будет указан в документах. Для этого необходимо узнать, какие коды ОКВЭД соответствуют ресторанному бизнесу.
ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) — это справочник, в котором перечислены и квалифицированы все разрешённые в России виды экономической деятельности.
Для кафе и ресторанов, согласно ОКВЭД, как основной код подходит 56.10 — «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». В этот вид деятельности входят:
питание потребителей в заведениях общепита, заказ еды навынос или доставка пищи на дом;
приготовление и подача еды с транспорта (например, фудтрак);
приготовление еды в торговых палатках.
Также для предприятий общепита, согласно ОКВЭД, могут быть использованы следующие коды (в том числе в качестве дополнительного вида деятельности):
56.30 — «Подача напитков» (подойдёт для кофейни);
56.21 — «Деятельность предприятий общественного питания для обслуживания торжественных мероприятий»;
56.29.2, 56.29.3, 56.29.4 — коды для заведений, работающих при учреждениях.
Для оформления ИП необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации. При отсутствии постоянной прописки можно зарегистрировать ИП по месту жительства.
Процедура оформления включает следующие этапы:
Заполнение заявления по форме Р21001 (в письменном виде или в электронной форме). Образец заполненного бланка есть на сайте налоговой.
Подача документов. Это можно сделать через сайт ФНС или Госуслуги, при личном визите в отделение налоговой, через МФЦ, выслать по почте заказным письмом, передать через законного представителя или через нотариуса.
Оплата госпошлины в размере 800 рублей. Обратите внимание, что оплачивать данную сумму необходимо только в том случае, если вы предоставляете документацию в бумажном виде. При оформлении ИП через Госуслуги, сайт ФНС или через МФЦ пошлину платить не нужно.
Получение ответа от ФНС. Если все бумаги в порядке, заявителю на электронную почту придёт выписка из ЕГРИП и уведомление о постановке ИП на налоговый учёт. При наличии ошибок в документации или ограничений на открытие ИП налоговая пришлёт уведомление об отказе в регистрации с указанием причины.
В РФ есть три системы налогообложения, которые больше всего подходят для предприятий общепита — упрощённая (УСН), патентная (ПСН) и общая (ОСНО).
В рамках УСН ставка налога будет зависеть от выбранного объекта налогообложения:
доходы — 6%;
доходы минус расходы — 15%.
Изменить объект можно только со следующего года.
Если ожидаемые доходы небольшие, то выгоднее выбрать упрощёнку со ставкой 6%. Обратите внимание, что на этом режиме годовая выручка предприятия не может превышать 150 млн рублей, число сотрудников — не более 100 человек.
Этот режим подходит только для ИП. Ставка налога не зависит от размера дохода и составляет 6%. Отчётности нет, но при этом есть требования к площади помещения (не более 50 кв. м). Годовая выручка — до 60 млн рублей, максимальное число сотрудников — 15 человек.
Общий режим предполагает полную налоговую нагрузку — 20% НДС и 13% НДФЛ. По сумме годовой выручки и количеству сотрудников ограничений нет.
Наличие алкогольных напитков в меню заведения, как правило, увеличивает число его потенциальных посетителей. Чтобы продавать алкоголь, потребуется получить лицензию Федеральной службы (Росалкогольрегулирования).
Для этого необходимо обратиться в администрацию области, края или республики и предоставить следующие документы:
заявление о выдаче лицензии;
ИНН;
свидетельство о регистрации юридического лица;
учредительные документы;
документы о регистрации контрольно-кассовой техники;
документы на помещение или договор аренды (на срок от 12 месяцев);
квитанция об уплате госпошлины (сумма может меняться);
справка из налоговой об отсутствии задолженности по уплате налогов.
Лицензия выдаётся на срок до 5 лет.
Если в арендуемом помещении ранее уже было другое заведение общественного питания, то заключение санитарно-эпидемиологической службы получать не нужно. В противном случае потребуется предоставить в ведомство следующие документы:
заявление собственника;
свидетельство о госрегистрации;
договор купли-продажи иди аренды помещения;
справку из БТИ;
проект со схемой кондиционирования и вентиляции;
перечень реализуемой продукции;
договоры на вывоз мусора, дезинсекцию, очистку вентиляции;
санитарные паспорта, медкнижки персонала.
При проверках вашего заведения органами государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора также потребуется предоставить договоры на услуги по вывозу мусора, дезинсекции, дератизации, план помещения с указанием пожарных сетей и системы вентиляции, санитарные книжки сотрудников.
Открыть ИП можно удалённо без поездки в офис и налоговую с помощью бесплатного онлайн‑сервиса от Альфа‑Банка.
Как это работает:
Вы заполняете анкету на сайте. В заявке потребуется указать личные данные и информацию о будущем ИП. Из документов потребуются паспорт и СНИЛС. Заполнение анкеты занимает 15 минут.
Сервис автоматически обработает данные и сформирует документацию для подачи в налоговую (заявление по форме Р21001, уведомление о применении УСН), а также закажет для вас изготовление квалифицированной электронной подписи (КЭП).
После подписания документов (дистанционно, с помощью КЭП) банк сам направит её в органы ФНС. Ответ налоговой поступит на вашу электронную почту.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Подробные условия по тарифам
Стоимость обслуживания в месяц | 1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | Бесплатно |
Переводы на счета физлиц | До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽: — 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 2 млн ₽ — бесплатно, далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 0 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 3 перевода, далее — 99 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | 2% + 99 ₽ за внутренний перевод 2,3% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 100 000 ₽ — бесплатно, далее — 2% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 1690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 25 переводов, далее — 59 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | Внутрибанковские переводы 0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ Платежи в другие банки 0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 300 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽ |
Стоимость обслуживания в месяц | 3690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 50 переводов, далее — 39 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | До 200 000 ₽ бесплатно Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 600 000 ₽ 1,3% — свыше 600 000 ₽ |
Дата публикации: 7.11.2022