Расчётный счёт
Начало бизнеса
Кредиты
Депозиты
Карты
Эквайринг
Ещё

Как зарегистрировать ИП для открытия аптеки

Картинка баннера

Чтобы открыть аптеку, нужно зарегистрировать ООО или ИП. В этой статье даём пошаговую инструкцию, как получить статус индивидуального предпринимателя для открытия аптечной организации.


Какие виды аптек существуют

Классификацию можно найти в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 года № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций»:

  • Аптека. Торговая точка, которая может находиться вне медицинской организации в любом удобном месте. Может продавать готовые лекарственные средства по рецепту и без, иметь право изготавливать лекарственные и асептические препараты.

  • Аптека при медицинской организации. Торговая точка, являющаяся структурным подразделением медицинской организации. Может продавать готовые лекарственные средства по рецепту и без. Может иметь право изготавливать лекарственные, асептические и радиофармацевтические препараты.

  • Аптечный пункт. Может находиться при медицинской организации и являться её структурным подразделением. Также может располагаться вне медицинской организации. Согласно статье 32 закона № 86-ФЗ, может торговать лекарственными препаратами по рецепту.

  • Аптечный киоск. Торговая точка, находящаяся просто в удобном и проходимом месте. Согласно статье 32 закона № 86-ФЗ, аптечный киоск может торговать только лекарственными препаратами, отпускающимися без рецепта.


Может ли ИП без специального образования открыть аптеку

Для открытия аптеки любого вида нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции — стать ИП (индивидуальным предпринимателем) или создать ООО (общество с ограниченной ответственностью). Статус предпринимателя зарегистрировать проще: нужно минимум документов для открытия, можно свободно распоряжаться прибылью, а ещё ИП можно в любой момент закрыть.

Для аптечного дела обязательно нужна лицензия. Её выдаёт Росздравнадзор или другой компетентный орган в вашем городе. Индивидуальный предприниматель может получить такую лицензию, но для этого он должен иметь:

  • высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее трёх лет или среднее фармацевтическое образование и стаж работы не менее пяти лет;

  • сертификат специалиста;

  • как минимум одного наёмного работника, соответствующего требованиям выше.

Чтобы получить лицензию, ИП должен соответствовать всем этим условиям.

За лицензию на фармацевтическую деятельность нужно уплатить госпошлину 7500 рублей. Требования, которые предъявляются к потенциальному лицензиату, перечислены в Постановлении Правительства от 22 декабря 2011 года № 1081. Возможно, чтобы разобраться в этих требованиях и выполнить их, придётся привлекать юристов.


Как ИП выбрать систему налогообложения для аптеки

В России есть несколько налоговых режимов, подходящих для аптечного дела:

  • ОСНО — основная система налогообложения;

  • УСН — упрощённая система налогообложения;

  • АУСН — автоматизированная упрощённая система налогообложения.

Чтобы выбрать подходящий режим, нужно знать их особенности.

Особенности ОСНО

Подходит для среднего и крупного бизнеса, потому что не устанавливает ограничений на годовой доход и количество работников. Её минус — высокая налоговая нагрузка: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, используемое в бизнесе. Нужно вести бухгалтерскую и налоговую отчётность.

Особенности УСН

Это хороший вариант для малого бизнеса, потому что налоговая ставка низкая: 6% с доходов или 15% с доходов за вычетом расходов. Но есть ограничения: количество работников не должно быть более 130, а годовой доход — выше 219,2 млн рублей. ИП на упрощёнке не обязан вести бухгалтерскую отчётность, но нужно раз в год сдавать налоговую декларацию.

Особенности АУСН

Подходит для малого бизнеса, потому что предусматривает частично автоматизированную отчётность. Процентная ставка едина для всех регионов: 8% с доходов или 20% с доходов за вычетом расходов. АУСН — это экспериментальный спецрежим, на момент написания статьи (в декабре 2022 года) он действует только в четырёх регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане.


Как ИП выбрать коды ОКВЭД для аптечного дела

Коды ОКВЭД — это специальные наборы цифр, которыми обозначают разрешённые в России виды деятельности. Каждый код может иметь от двух до шести знаков. Все комбинации и расшифровки к ним собраны в справочнике ОКВЭД — Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.

При открытии ИП, в том числе для аптеки, нужно вписать коды ОКВЭД в заявление на регистрацию бизнеса. Для заявления выбирайте комбинации длиной от четырёх до шести цифр. Обязательно нужно выбрать один основной вид деятельности. Дополнительных может быть сколько угодно или не быть совсем, они расширяют сферу деятельности или уточняют её.

В качестве основного для аптеки подходит код 47.73 — розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Помимо лекарственных препаратов, аптечные организации торгуют и другими товарами. В зависимости от вида аптеки и её ассортимента дополнительными могут быть следующие коды:

  • 21.20.1 — производство лекарственных препаратов»;

  • 47.74.2 — торговля розничная ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;

  • 47.75.1 — торговля розничная косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла, в специализированных магазинах;

  • 47.75.3 — торговля розничная предметами личной гигиены в специализированных магазинах;

  • 47.74 — торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах;

  • 47.75 — торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах.


Как самостоятельно открыть ИП для аптеки

Процедура регистрации ИП стандартная для всех видов бизнеса. Она состоит из нескольких шагов:

  1. Заполнение заявления на регистрацию. Заявление по форме № Р21001 можно скачать на сайте налоговой. Заполнять его нужно вручную или на компьютере в соответствии с правилами, которые прописаны в Приказе ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.

  2. Сбор документов. Помимо заявления, потребуются паспорт и его копия. Если не планируете оставаться на ОСНО, нужно сразу подготовить уведомление о переходе на один из налоговых спецрежимов. Если вы передаёте документы через представителя, необходимо оформить нотариальную доверенность.

  3. Выбор отделения ИФНС для отправки документов. Если в паспорте есть штамп о постоянной регистрации по месту жительства, то для открытия бизнеса необходимо обращаться в отделение налоговой, которое обслуживает этот адрес. Если штампа нет, можно выбрать отделение ИФНС по месту пребывания.

  4. Выбор способа отправки документов. Их можно направить в налоговую в бумажном или электронном виде. В первом случае — лично, через представителя или почтой. Электронные документы — это сканы, заверенные с помощью КЭП (квалифицированной электронной подписи). Можно использовать собственную КЭП — подписать сканы и отправить через сервис на сайте ФНС. Если собственной электронной подписи нет, есть вариант заверить сканы у нотариуса с помощью его КЭП или воспользоваться подобной услугой в МФЦ.

  5. Получение ответа от ИФНС. Налоговая инспекция рассмотрит ваше обращение в течение трёх рабочих дней. Ответ придёт электронным письмом на вашу почту.

В процессе сбора и отправки документов вас могут ожидать следующие расходы:

  • уплата госпошлины 800 рублей, если отправляете бумажные версии;

  • оплата услуг юристов, если у вас не получается правильно заполнить заявление на регистрацию самостоятельно;

  • оплата услуг нотариуса, если вы делегируете ему заверение и отправку сканов, отсылаете документы почтой, передаёте их через представителя;

  • оплата собственной КЭП, если вы оформляете её для заверения сканов.


Как открыть ИП через банк

Альфа⁠-⁠Банк решил проблему со сбором, заполнением и отправкой документов. Чтобы не тратить на это время, деньги и силы, зарегистрируйте ИП через онлайн-сервис от Альфа-Банка. Для этого нужно заполнить специальную анкету на сайте. Она позволяет собрать данные о вас и вашем бизнесе, чтобы потом за секунды сформировать документы для налоговой инспекции. Во время заполнения анкеты система даёт подсказки: например, откуда брать нужные данные или как выбрать коды ОКВЭД. Обычно будущие владельцы бизнеса заполняют анкету за 15 минут. Если возникнут сложности, менеджер банка позвонит и поможет.

После заполнения анкеты:

  1. Альфа⁠-⁠Банк заказывает КЭП в удостоверяющем центре вашего города.

  2. К вам домой или в офис приезжает наш сотрудник с документами на квалифицированную электронную подпись.

  3. Он помогает активировать КЭП, подписать документы и отправить их в налоговую.

Налоговая пришлёт ответ на электронную почту. В итоге вы бесплатно регистрируете ИП за срок от трёх дней.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт.

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Решения для бизнеса

Регистрация бизнеса

Регистрация бизнеса

Оформим документы и отправим в налоговую

Бесплатный счёт для бизнеса

Бесплатный счёт для бизнеса

Откроем за один день

Бесплатная бухгалтерия

Бесплатная бухгалтерия

Упростим общение с налоговой

Малый бизнес и ИП

Регистрация бизнеса

Как зарегистрировать ИП для открытия аптеки