Один из обязательных документов для регистрации ООО — устав. В нём прописывают роли участников, порядок разделения прибыли, принятия решений, ведения отчётности и т. д.
С 2020 года учредитель может не заниматься созданием текста самостоятельно, а выбрать одну из 36 готовых форм.
Об их плюсах и минусах, порядке использования расскажем в статье.
В 2018 году Минэкономразвития составило 36 типовых текстов для учредителей ООО. Использовать их начали в 2020 году. Цель нововведения — уберечь предпринимателей от лишних трат на старте и сэкономить время при открытии бизнеса.
Все тексты доступны на сайте налоговой службы: учредитель может зайти туда, ознакомиться с каждым и выбрать подходящий для себя. Типовой устав не нужно передавать в ФНС при подаче документов на регистрацию бизнеса, достаточно указать его номер в заявлении.
Министерство планирует разрабатывать новые версии документов, так что выбор будет шире. Так, в июне 2023 года Министерство юстиции утвердило типовые формы для некоммерческих организаций.
Типовой устав подойдёт не всем, но небольшим фирмам, которые только начинают своё дело, он облегчит старт. Чем он хорош:
Бесплатный. Учредителю не нужно платить юристам и нотариусу за составление текста документа и его заверку.
Законный. Устав написан с учётом всех норм законодательства, поэтому ФНС не откажет в создании бизнеса из-за несоответствия документа нормативно-правовым актам.
Не нужно иметь в бумажном виде. При стандартной регистрации учредитель печатает документ и передаёт его в ФНС вместе с заявлением. Более того, он должен хранить один экземпляр с остальными бумагами, передавать его контрагентам при заключении договоров. Типовой устав размещён в свободном доступе, его не нужно печатать и хранить, а в заявлении на регистрацию ООО по форме № Р11001 достаточно указать его номер.
Не нужно исправлять при смене реквизитов. В самостоятельно написанном уставе указывают название компании, ИНН, ОГРН и т. д. В типовом содержатся только общие формулировки.
Но у документа есть и минусы:
Нельзя вносить правки. Типовой устав может менять только Минэкономразвития. Если он перестанет подходить компании, придётся создать индивидуальный документ.
Не для всех. Не подойдёт компаниям с ревизионной комиссией, советом директоров.
Нельзя работать с печатью. С 2015 года ООО в большинстве случаев не обязаны её использовать, но иногда она нужна — например, при работе с акцизами или если фирма занимается оценочной деятельностью.
Предусматривает только два способа утверждения общих решений: нотариальный и протокол с подписями всех присутствующих.
Министерство может внести правки в любой момент без согласования с компаниями. Нужно регулярно следить за изменением законодательства.
Все документы фирмы должны быть составлены по тексту выбранного документа.
Простой способ найти подходящий документ — воспользоваться сервисом подбора на сайте ФНС. В нём нужно ответить на семь вопросов, после чего система автоматически выведет текст устава.
В целом текст документов похож, различаются семь положений:
Может ли участник выйти из общества.
Как доля может переходить между участниками: с согласия остальных или без.
Как доля переходит к третьим лицам: с согласия, без согласия.
Есть ли у участников преимущество перед сторонними людьми при выкупе доли.
Как наследуется доля.
Кто директор: один выбранный человек или каждый участник — единоличный руководитель.
Как заверяются решения: нотариусом или протоколом с подписями всех участников собрания.
Типовой устав не подойдёт в следующих случаях:
Для ООО с ревизионной комиссией. Раньше её обязательно должны были собирать компании, где 15 и более участников. Но в марте 2022 года внесли правки в п. 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ. Теперь собирать комиссию можно по желанию. Её наличие поможет крупным фирмам укрепить лояльность контрагентов: она избирается из незаинтересованных людей и проверяет финансово-хозяйственную деятельность компании. Порядок сбора и работы, количество членов, срок действия комиссии закрепляются в уставе.
Для ООО с советом директоров. Его наличие тоже необязательно по закону, но крупный бизнес часто прибегает к такому решению. Деятельность совета и порядок избрания членов тоже описываются в уставе.
Для ведения деятельности, требующей лицензирования. В этом случае ООО с типовым уставом зарегистрируют, но могут возникнуть сложности при получении лицензии. Например, при получении документов для ведения образовательной деятельности устав будут проверять на соответствие закону № 273-ФЗ «Об образовании». В статье 25 прописаны пункты, которые обязательно должны быть в уставе.
Компаниям, использующим печать. ООО могут не использовать печать, но до сих пор остаются отдельные законы, по которым она необходима. Например, если фирма работает с бланками строгой отчётности или акцизами, выдаёт документы об образовании. Законодательство постоянно меняется, поэтому перед регистрацией ООО по этому вопросу лучше проконсультироваться с юристом.
Для изменения устава нужно скорректировать все уставные документы в соответствии с выбранным типовым документом, после чего заверить решение о переходе на собрании участников и подать заявление в ФНС по форме № Р13014. Госпошлина в этом случае не взимается.
Если ООО решит вернуться к индивидуальному уставу, порядок действий будет таким же, но нужно будет заплатить госпошлину.
Типовой устав — решение для малого бизнеса, который только начинает работу. Нужно учитывать его недостатки при регистрации, чтобы при работе не возникло проблем.
Типовой документ всегда можно изменить на индивидуальный. Если организация поймёт, что типовой документ не подходит, нужно создать новый, утвердить переход на собрании участников и подать заявление в налоговую.
Дата публикации: 22.01.2024