Есть несколько электронных цифровых подписей для разных целей. Рассказываем, какая ЭЦП нужна для участия в торгах и как её получить.
Часто для обозначения электронной цифровой подписи используют аббревиатуру ЭЦП. При этом аббревиатура ЭЦП не является юридически значимой с 2014 года. Но это название настолько привычное, что его до сих пор используют.
В России есть три вида ЭЦП, у каждого свои функции и цели:
ЭП — простая электронная подпись. Идентифицирует автора и подтверждает сам факт подписания документа. Используется в основном для внутреннего документооборота.
НЭП — усиленная неквалифицированная электронная подпись. Идентифицирует подписавшего и даёт возможность проверить, изменялся ли документ. Используется для внешнего документооборота, например при обмене документацией с контрагентами.
КЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись. Защищена ключом шифрования на основе криптографии. КЭП не только идентифицирует подписавшего и защищает документ от подделки, но и приравнивает электронный документ к бумажному, подписанному от руки. Подлинность такой подписи обеспечивает специальный сертификат. Его выдают ФНС и коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры.
Перед тем как заказывать ЭЦП, предприниматель должен приобрести физический носитель — специальную флешку, или токен. На него записываются следующие данные:
сама электронная подпись в виде уникального цифрового кода;
сертификат, содержащий данные об электронной подписи и её владельце.
Когда предприниматель хочет воспользоваться ЭЦП, он должен вставить флешку в компьютер, открыть программу «КриптоПро CSP», загрузить документ для подписи, подписать его и отправить адресату. Программу «КриптоПро CSP» или другую аналогичную необходимо установить на компьютер заранее.
В пункте 3 части 1 статьи 4 закона № 44-ФЗ сказано, что участие в госторгах и коммерческих тендерах возможно только с КЭП. Большинство таких торгов проходит на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП).
Без КЭП не получится зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Но именно с помощью этой системы подрядчики узнаю́т о торгах, которые проводятся сразу на всех торговых площадках. Поэтому предпринимателю необходимо зарегистрироваться в ЕИС, чтобы находить подходящие торги и принимать в них участие.
Также КЭП нужна для того, чтобы идентифицировать участника торгов, подавать заявки на участие, а при выигрыше — подписывать с заказчиками контракты.
Физические лица в статусе индивидуального предпринимателя также имеют право на участие в торгах на электронных площадках. Бо́льшая часть государственных и коммерческих тендеров регулируется законом № 44-ФЗ, а вот торги для малого и среднего бизнеса (в том числе и для ИП) регулируются законом № 223-ФЗ.
Поскольку большинство торгов по закону № 223-ФЗ проходят в электронном виде, то для участия в них предпринимателю требуется квалифицированная электронная подпись.
В редких случаях ИП может участвовать торгах без КЭП. Такие торги не проводятся на электронных площадках. Они оформляются на бумаге и фактически не являются конкурсами, аукционами или торгами, так как закупка товаров или услуг происходит у единственного заранее известного поставщика.
Кроме участия в торгах, ИП может использовать квалифицированную электронную подпись для других задач:
чтобы вести электронный документооборот при сотрудничестве с партнёрами или подрядчиками;
чтобы сдавать налоговую отчётность в электронной форме;
чтобы передавать электронные документы госорганам, например через Госуслуги или Росреестр.
Все документы, заверенные КЭП, имеют такую же юридическую силу, как если бы предприниматель подписал их от руки на бумаге.
Чтобы получить квалифицированную электронную подпись в 2022 году, индивидуальный предприниматель должен обратиться в удостоверяющий центр ФНС России или в коммерческий удостоверяющий центр (УЦ), которому ФНС присвоил статус доверенного.
До 2021 года квалифицированные электронные подписи выдавали только коммерческие удостоверяющие центры и за эту услугу нужно было платить. С июля 2021 года индивидуальные предприниматели могут получить КЭП бесплатно при обращении в ФНС.
Выдача КЭП регулируется Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 года № 63-ФЗ. В 2019 году правительство приняло поправки к этому закону. Они вступают в силу поэтапно в течение 2021–2022 годов. Главное изменение заключается в том, что до 1 июля 2021 года все коммерческие удостоверяющие центры должны были аккредитоваться по новым правилам, а с 1 января 2022 года перестали действовать те подписи, которые выдавали УЦ.
Кроме ИП, в ФНС рассчитывать на получение квалифицированной подписи могут нотариусы и юридические лица, которые действуют от своего имени (без доверенности). Срок действия КЭП — один год, после чего сертификат нужно продлевать.
Чтобы сделать квалифицированную электронную подпись для торгов, нужно подать заявление в налоговую. Это можно сделать двумя способами: записаться на приём в налоговую инспекцию или сделать всё удалённо через личный кабинет ИП на сайте ФНС.
Если предприниматель посещает налоговую лично, понадобится паспорт, ИНН, СНИЛС. Сотрудник налоговой проверяет документы, ИП подписывает заявление. Также нужно принести токен, на который работник налоговой инспекции запишет сертификат.
При удалённом оформлении заявления в личном кабинете нужно выбрать вкладку «Заявление на получение КЭП», и оно сформируется автоматически. Все остальные данные налоговая также получит из личного кабинета. Но за сертификатом всё равно придётся прийти лично с документами и токеном.
В 2022 году индивидуальный предприниматель может получить КЭП бесплатно или платно.
Чтобы получить подпись бесплатно, нужно подать документы в ФНС лично. Индивидуальный предприниматель не может оформить нотариальную доверенность и поручить получение подписи своему представителю через удостоверяющий центр ФНС.
Если необходимо получить КЭП по доверенности, нужно обратиться в коммерческий удостоверяющий центр, одобренный ФНС. В этом случае получение подписи платное, стоимость устанавливает УЦ.
Независимо от того, выдана подпись платно или бесплатно, необходимо купить токен и оплатить лицензию на программу «КриптоПро CSP». Для каждого устройства, с которого предприниматель планирует подписывать документы, нужно покупать отдельную лицензию «КриптоПро CSP» (например, для рабочего и домашнего компьютера).
Дата публикации: 31.05.2022
Электронная подпись для торгов