Есть несколько электронных цифровых подписей для разных целей. Рассказываем, какая ЭЦП нужна для участия в торгах и как её получить.
Хотя аббревиатура ЭЦП не является юридически значимой с 2014 года, это название настолько привычное, что его используют до сих пор. В РФ есть три вида ЭЦП, у каждого — свои функции и цели.
ПЭП (или ЭП) — простая электронная подпись. Идентифицирует человека, подтверждает, что сообщение сформировано и отправлено им. ПЭП представляет собой сочетание логина, пароля и иногда проверочного кода из смс или пуш-уведомления. Например, заходя на Госуслуги, человек использует уникальную пару «логин — пароль». Если вход происходит с нового устройства, которое не использовалось раньше, в целях безопасности и конфиденциальности система высылает пользователю одноразовый код на телефон или адрес его электронной почты. Этот код нужно ввести в специальное поле, чтобы завершить вход на портал.
НЭП — усиленная неквалифицированная электронная подпись. Создаётся специальной программой с использованием криптографической защиты. Криптография — это способ обеспечить конфиденциальность и целостность данных с помощью шифрования. НЭП идентифицирует подписавшего и даёт возможность проверить, изменялся ли документ. Чаще всего её используют во внутреннем электронном документообороте (ЭДО) компании. Для внешнего документооборота такой вид подписи может применяться, только если контрагенты заключили дополнительное соглашение об этом.
КЭП (или УКЭП) — усиленная квалифицированная электронная подпись. Защищена ключом шифрования на основе криптографии. КЭП не только идентифицирует подписавшего и защищает документ от подделки, но и приравнивает электронный документ к бумажному, подписанному от руки. Подлинность такой подписи гарантирует специальный сертификат, а безопасность данных обеспечивают алгоритмы шифрования, утверждённые ФСБ России. Сертификат выдают налоговая и коммерческие аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ). КЭП используется как при внутреннем документообороте, так и для организации внешнего ЭДО компании или ИП с клиентами, контрагентами, госорганами. Также электронная подпись нужна для участия в электронных торгах.
Тендерами, или торгами, называют конкурентные закупки на конкурсной основе. Это значит, что заказчик проводит конкурс и выбирает из нескольких поставщиков наиболее подходящего по цене. Большинство закупок проходят на электронных торговых площадках (ЭТП), где заказчикам и поставщикам нужна электронная подпись для участия.
Существуют следующие виды конкурентных закупок:
торги по 44-ФЗ;
торги по 223-ФЗ;
коммерческие торги;
гособоронзаказы;
торги банкротов.
Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует государственные торги. Госзаказчиками могут быть школы, детсады, вузы, больницы и другие бюджетные учреждения. Поставщиками могут быть юрлица, ИП, самозанятые ИП. Условия проведения торгов строго прописаны в законе.
Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» также регулирует государственные торги. Но в этих процедурах требования к поставщикам заказчики разрабатывают самостоятельно, и они могут быть не такими строгими, как при закупках по 44-ФЗ. Также по 223-ФЗ бывают неконкурентные закупки, когда заказчик мониторит условия и цены поставщиков, выбирает одного из них и предлагает сотрудничество.
Их проводят частные компании, выбирая для себя поставщиков на конкурсной основе. При этом заказчик сам устанавливает правила торгов, ориентируясь на собственные предпочтения, а также Гражданский кодекс РФ и закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заказчики могут размещать информацию о коммерческих закупках как на собственных сайтах, так и на федеральных торговых площадках.
Закон № 257-ФЗ «О государственном оборонном заказе» является дополнением к закону № 44-ФЗ и регулирует государственные торги, связанные с закупками государства в сфере обороны. Участвовать в таких торгах могут только организации — юридические лица.
Торги по реализации имущества банкротов регулирует закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Банкроты — это юридические лица (организации) или физические лица (ИП), имущество которых распродаётся для погашения их долгов. Иногда процедуру банкротства проходят государственные или муниципальные органы. На торгах по банкротству покупатель может приобрести недвижимость по заниженной цене.
Инициировать процедуру банкротства может как сам владелец ИП или организации, так и его кредитор или уполномоченные органы. Продажу имущества банкротов организуют в основном через государственные электронные площадки, поэтому для участия в электронных торгах по банкротству покупатель должен зарегистрироваться на ЭТП и приобрести КЭП.
Большинство торгов проходит на федеральных электронных торговых площадках, но существуют и частные площадки. Квалифицированная электронная подпись нужна для участников госзакупок, которые проводятся на государственных торговых площадках по 44-ФЗ, 257-ФЗ, 223-ФЗ. Необходимость использования КЭП прописана в пункте 3 части 1 статьи 4 закона № 44-ФЗ.
Частные торговые площадки имеют право устанавливать свои правила, согласно которым участники используют квалифицированную или неквалифицированную электронную подпись. Есть частные площадки, для которых требуется специальная подпись.
Без КЭП не получится зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС). С помощью этой системы подрядчики узнаю́т о торгах, которые проводятся сразу на всех торговых площадках. Поэтому предпринимателю необходимо зарегистрироваться в ЕИС, чтобы находить подходящие торги и принимать в них участие. Также КЭП нужна, чтобы идентифицировать участника торгов, подавать заявки на участие, а при выигрыше — подписывать с заказчиками контракты.
Для работы на некоторых ЭТП, помимо электронной подписи, могут понадобиться платные расширения — объективные идентификаторы (OlD), содержащие дополнительную информацию, необходимую площадкам. OID можно внести в сертификат при выпуске новой КЭП или добавить позже в сертификат имеющейся.
Физические лица в статусе индивидуального предпринимателя имеют право на участие в торгах. Чаще всего это электронные торги по № 223-ФЗ, для которых предпринимателю требуется квалифицированная электронная подпись. В редких случаях ИП может участвовать в закупках без КЭП (например, у единственного заранее известного поставщика), если они проводятся не на электронных площадках, а оформляются на бумаге.
Кроме участия в торгах, ИП может использовать КЭП для других задач:
вести электронный документооборот с партнёрами или подрядчиками;
сдавать налоговую отчётность;
передавать документы госорганам — например, через Госуслуги или Росреестр.
Чтобы получить квалифицированную электронную подпись в 2024 году, индивидуальный предприниматель должен обратиться в удостоверяющий центр налоговой или в коммерческий удостоверяющий центр, которому налоговая присвоила статус доверенного. Кроме ИП, рассчитывать на получение квалифицированной подписи в налоговой могут нотариусы и юридические лица — руководители организаций, которые действуют от своего имени (без доверенности).
Перед заказом ЭЦП предприниматель должен приобрести физический носитель — специальную флешку, или токен. На него записываются следующие данные:
сама электронная подпись в виде уникального цифрового кода;
сертификат, содержащий данные об электронной подписи и её владельце.
Срок действия КЭП — один год, после чего сертификат нужно продлевать.
Чтобы воспользоваться ЭЦП, достаточно вставить флешку в компьютер, открыть программу «КриптоПро CSP», загрузить документ для подписи, подписать его и отправить адресату. Программу «КриптоПро CSP» или другую аналогичную необходимо установить заранее.
В 2024 году индивидуальный предприниматель или руководитель организации может получить КЭП бесплатно или платно.
Чтобы получить подпись бесплатно, нужно подать документы в налоговую лично.
Для получения КЭП по нотариально оформленной доверенности нужно обратиться в коммерческий удостоверяющий центр, одобренный налоговой. В этом случае получение подписи платное, стоимость устанавливает УЦ.
Независимо от того, как выдана подпись, необходимо купить токен и оплатить лицензию на программу «КриптоПро CSP». Для каждого устройства, с которого предприниматель планирует подписывать документы, требуется отдельная лицензия — например, для рабочего и домашнего компьютера.
Чтобы бесплатно получить квалифицированную электронную подпись для торгов, нужно подать в налоговую заявление — лично или через кабинет налогоплательщика на сайте nalog.gov.ru.
Если ИП или руководитель организации посещает налоговую лично, ему понадобятся паспорт и СНИЛС. Сотрудник налоговой проверяет документы, заявитель подписывает заявление. Также нужно принести токен, на который запишут сертификат.
При удалённом оформлении в личном кабинете нужно выбрать вкладку «Заявление на получение КЭП» — и заявление сформируется автоматически. Остальные данные налоговая получит из личного кабинета. Но за сертификатом всё равно придётся прийти лично с документами и токеном.
Чтобы получить КЭП платно в доверенном УЦ, потребуется сдача нескольких документов:
заявление;
паспорт;
СНИЛС;
ИНН;
выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
приказ о назначении руководителя, если фактические данные не совпадают с данными ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
нотариально заверенная доверенность, если подпись получает доверенное лицо.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Дата публикации: 31.05.2022 Дата обновления: 07.05.2024
Все предложения для бизнеса
Услуги для бизнеса
Расчётный счёт для бизнеса
Расчётный счёт для ИП
Расчетный счет для ООО
Расчётно-кассовое обслуживание
Открытие расчётного счёта в городах
Тарифы на РКО
Регистрация бизнеса
Регистрация бизнеса в городах
Отраслевые решения для бизнеса
ВЭД
Полезные сервисы и документы