Открытие и ведение счёта
Кредиты
Депозиты
Эквайринг
ВЭД
Ещё

Что такое расчётный счёт

Картинка баннера

В соответствии с существующими требованиями законодательства все расчёты между организациями, сумма которых превышает 100 000 ₽, должны проводиться только в безналичной форме. Именно поэтому ведение бизнеса сегодня практически всегда предполагает открытие расчётного счёта (р/с). Что это за инструмент и зачем он нужен, рассказываем в сегодняшней статье.


Зачем нужен расчётный счёт

Расчётный счёт — это банковский счёт, который открывается индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу для проведения финансовых операций. Он относится к обязательным реквизитам компании наряду с другими данными: ИНН, ОГРН, БИК и юридическим адресом.

Собственные средства клиента, размещённые на р/с, по первому его требованию могут быть перечислены на счета других банков.

Законом не ограничено количество расчётных счетов предприятия. Организация вправе решать, сколько счетов и в каких банках ей необходимо открыть.


Какие операции проводятся с помощью расчётного счёта

  1. Расчёты с контрагентами, партнёрами, покупателями и продавцами. Осуществляются как приходные, так и расходные операции. К примеру, сегодня на счёт ООО или ИП поступили деньги за отгрузку товара, а завтра предприниматель использовал эти средства, чтобы оплатить поставку оборудования.

  2. Оплата труда сотрудников.

  3. Зачисление выручки, в том числе с помощью самоинкассации, а также торгового 
и интернет-эквайринга.

  4. Расчёты за коммунальные услуги.

  5. Оплата налогов, штрафов, обязательных взносов в фонды социального и медицинского страхования.

  6. Списание платежей по кредитам, банковским гарантиям.

  7. Снятие наличных в кассе банка или в банкомате с использованием привязанной бизнес-карты.

Кроме этого, р/с позволяет предпринимателю в режиме онлайн оперативно отслеживать движение средств, формировать выписки за определённый период, принимать грамотные и своевременные управленческие решения. Также наличие р/с является обязательным условием для участия организации 
в тендерах.


Стоимость ведения расчётного счёта

За ведение р/с, как правило, предусмотрена комиссия. Стоимость расчётно-кассового обслуживания зависит от тарифной политики банка и в среднем составляет от 400 до 2500 ₽ в месяц. Есть банки, предоставляющие бесплатные услуги РКО. Для этого обычно требуется выполнение определенных условий со стороны клиента, например наличие неснижаемого остатка.


Виды расчётных счетов

  1. Основной. Используется для расчётов с контрагентами и государственными структурами. Здесь находятся оборотные средства компании.

  2. Карточный. К нему привязывается бизнес-карта, с помощью которой можно снимать наличные 
и зачислять выручку через банкомат без посещения отделения банка в любое время суток.

  3. Депозитный. Предполагает размещение средств для получения процентного дохода. Как правило, по таким счетам не предусмотрено совершение расходных операций в течение определённого срока.

  4. Лицевой. Используется для хранения финансовых резервов предприятия, зачисления заёмных средств. Также с его помощью можно осуществлять оплату труда сотрудников.

  5. Бюджетный. Сюда зачисляются средства, которые были выделены предприятию из муниципального или федерального бюджета (гранты, субсидии, предоставляемые в рамках программ господдержки). Расходные операции в данном случае строго проверяются на предмет целевого использования.

  6. Аккредитивный. Используется для безопасных расчётов между контрагентами. Покупатель вносит 
на аккредитив средства, которые поступают на счёт поставщика только после выполнения условий контракта.


Чем лицевой счёт отличается от расчётного

Несмотря на то что по функциональным признакам, целям и выполняемым задачам р/с имеет много общего с лицевым, они всё же различаются.

Первый используется для зачисления средств от контрагентов или для оплаты товаров и услуг. Лицевой же счёт предполагает только хранение средств для получения процентного дохода, перечисление заработной платы сотрудникам и зачисление кредитов.

В целом, понятие лицевого счёта более широкое. Как правило, оно используется для обозначения внутреннего номера пользователя в какой-то организации. Например, в банке лицевым счётом называют последние шесть цифр расчётного.


Какие документы нужны, чтобы открыть расчётный счёт

Если операция проводится индивидуальным предпринимателем, то нужно предоставить паспорт, ИНН, ОГРН, номер телефона и адрес электронной почты.

Пакет документов, необходимый для открытия счёта юридическому лицу, включает:

  • Действующий паспорт гражданина РФ, который является ответственным или уполномоченным лицом, действующим от лица компании. Обычно это генеральный директор или главный бухгалтер.

  • Выписку из реестра ЕГРИП, ЕГРЮЛ, актуальную на момент подачи заявления в банк. Срок действия такой выписки — не более 10 дней. В этой выписке указываются юридический и фактический адрес компании, данные о персональном составе менеджмента. Фактически это документ, удостоверяющий правомерность регистрации компании и правомочность её деятельности на территории РФ (статус административного и налогового резидентства).

  • Образцы подписей, в том числе и в формате ЭЦП (электронной цифровой подписи), оформленные в соответствии с требованиями банка, в котором открывается счёт. Это могут быть карточки образцов подписей, биометрия данных, двухфакторная модель безопасности.

  • ИНН, ОГРН, копия устава организации, лицензии и прочие разрешения на осуществление данной коммерческой деятельности. Для некоммерческих, общественных организаций это могут быть постановления Правительства РФ, региональных или муниципальных органов власти о деятельности организации.

  • Заявление, составленное по форме банка. Такие заявления можно заранее распечатать или даже заполнить в онлайн-формате на сайте банка. Это позволит сэкономить время при открытии счёта.


Как открыть расчётный счёт

Пошаговая инструкция открытия р/с включает следующие этапы:

  1. Выбор банка. При принятии решения необходимо учитывать цели и задачи бизнеса, формат взаимодействия с клиентами и партнёрами (в том числе с иностранными контрагентами), надёжность организации, размер комиссии за расчётно-кассовое обслуживание, перечень предлагаемых услуг и возможностей.

  2. Подготовка документов. Список лучше уточнить в организации, но можно ориентироваться на перечень, указанный выше.

  3. Оформление заявления на открытие счёта. Заявление подаётся вместе с документами, и если в них не обнаружится каких-либо неточностей, то заявка будет принята к исполнению. Срок обработки — максимум три рабочих дня. На практике всё можно сделать и за один день.

После одобрения заявки между банком и организацией заключается договор на РКО.


Как узнать свой расчётный счёт

Номер можно посмотреть:

  • в документах на открытие расчётно-кассового обслуживания (выдаются банком);

  • в личном кабинете онлайн-банка или в мобильном приложении;

  • в отделении банка с паспортом.


Как закрыть расчётный счёт

Для этого необходимо подать соответствующее заявление в банк. Средств на остатке должно хватить для списания задолженностей и комиссий, а разницу следует вывести на другие счета.

Порядок действий будет таким:

  1. Подача заявления в банк.

  2. Погашение текущей задолженности за оплату услуг банка.

  3. Вывод остатка.

  4. Передача чековых книжек и банковских карт, привязанных к закрываемому счёту.

После этого клиент получит подтверждающий документ.

Подгружаем данные

Решения для бизнеса

Регистрация бизнеса

Регистрация бизнеса

Оформим документы и отправим в налоговую

Бесплатный счёт для бизнеса

Бесплатный счёт для бизнеса

Откроем за один день

Бесплатная бухгалтерия

Бесплатная бухгалтерия

Упростим общение с налоговой