По закону организации и предприниматели не обязаны работать с печатью. Для ИП это прописано в ФЗ № 129 от 08.08.2001 года, для ООО — в ФЗ № 82 от 06.04.2015 года. Но существуют такие документы, в которых одной подписи руководителя недостаточно, и без соответствующего оттиска они будут считаться недействительными.
Заверять подпись руководителя печатью требуется в следующих ситуациях:
при оформлении доверенности. Но есть альтернативный вариант: заверить доверенность у нотариуса;
для открытия расчётного счёта. Некоторые банки, руководствуясь собственными правилами, могут в обязательном порядке потребовать от ИП или общества с ограниченной ответственностью заверения документов печатью. Обойти этот запрет можно, выбрав другое финансовое учреждение. Например, в Альфа-Банке есть возможность открыть расчётный счёт прямо на сайте;
при увольнении сотрудника. В этом случае работодатель обязан внести соответствующую запись об изменении статуса сотрудника в трудовую книжку. Необходимо указать период работы и поставить печать, заверив запись подписями сотрудника и директора. Данное правило не касается электронных трудовых книжек;
при составлении приходного кассового ордера. Этот документ подтверждает получение наличных денег в кассу ИП или ООО. Наличие печати в нём обязательно;
во время подачи заявки на выполнение госзаказа. В правилах госзакупок сказано, что печать нужна для заверения заявки на участие в тендере. Но это требование можно обойти: достаточно подать заявку с электронной цифровой подписью руководителя;
при работе с партнёрами. Для серьёзного бизнеса печать на документах гарантирует подлинность сделки и защиту от мошенничества. Вместо бумажных документов с печатью можно использовать электронный документооборот.
В российском законодательстве нет нормативных актов, которые регламентировали бы эту ответственность. По закону никто не вправе штрафовать организацию или предпринимателя за отсутствие печати. Причина — наличие печати не носит обязательный характер.
Использование печати влечёт за собой следующее:
если она есть, то использовать её нужно всегда. То есть ставить на всех документах, где есть подпись руководителя или бухгалтера. Иначе контрагент может обжаловать сделку через суд и признать договор недействительным;
дополнительные расходы. Стоимость изготовления составляет около 1000 рублей;
риск потери. Если печать попадёт в руки мошенников, они смогут подделать важные документы. Это может привести к непредвиденным последствиям, вплоть до приостановления деятельности. Придётся также потратиться на изготовление нового экземпляра.
Если предприниматель, общество с ограниченной ответственностью или иная организация работает без печати, это может привести к:
срыву контракта или сделки. Некоторые компании готовы сотрудничать только с теми, у кого есть печать;
потере доверия контрагента. В бизнесе фиксируется много случаев мошенничества. Поэтому каждый хочет защититься от возможных финансовых последствий, заверяя все документы. Отсутствие печати на документах снижает доверие к предпринимателю.
Но если бухгалтерские бумаги и договоры оформляются через электронный документооборот, то риски мошенничества практически сведены к нулю.
Единого регламента по оформлению оттиска не существует. Но лучше заказывать стандартный вариант — в форме круга.
В печати указываются:
Ф.И.О. предпринимателя;
место регистрации предпринимательской деятельности;
ИНН;
ОГРНИП;
указание ИП.
По закону вся информация обязательно должна быть на русском языке.
Регистрировать печать в государственных органах не требуется. Но в целях безопасности рекомендуется отправить уведомление о её наличии в налоговую службу, ОВД и торгово-промышленную региональную палату. Вдобавок можно попросить изготовителя указать данные об оттиске в его реестре. Таким образом предприниматель может защититься от возможных подделок штампа.
Дата публикации: 13.04.2022