Расчётный счёт
Начало бизнеса
Кредиты
Депозиты
Карты
Эквайринг
Ещё

Оформление ИП для пенсионеров в 2022 году

Картинка баннера

Рассказываем об оформлении ИП для пенсионеров: кто может открыть ИП, какие документы нужно собрать, есть ли льготы, как бесплатно и быстро зарегистрироваться и как предпринимательская деятельность отразится на размере пенсии.


В каких случаях пенсионер может оформить ИП

По закону гражданин может заниматься предпринимательством без образования юрлица. Для этого ему нужно стать индивидуальным предпринимателем, о чём сказано в статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Стать ИП может любой дееспособный гражданин, у которого нет прямого запрета на предпринимательскую деятельность. Под дееспособностью имеется в виду возможность гражданина в полной мере осуществлять гражданские права и обязанности. Полная дееспособность наступает с совершеннолетием, а в некоторых случаях раньше. Но дееспособность можно утратить по решению суда, например из-за болезни. Понятие «дееспособность», а также связанные с ним нюансы раскрываются в статье 21 ГК РФ.

Статья 23 ГК РФ распространяется на пенсионеров, не устанавливая для предпринимательства предельного возраста в сторону увеличения. В законе № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также нет ограничений или запретов для пенсионеров. Поэтому гражданин на пенсии может стать предпринимателем, однако для него остаётся актуальным пункт о дееспособности.

Человек может лишиться дееспособности, если в суде будет доказано, например, что у него есть психическое заболевание. Об этом сказано в статье 29 ГК РФ. Если такого решения нет, гражданин, в том числе пенсионер, считается дееспособным, а значит, может оформляться в качестве индивидуального предпринимателя.


Каковы особенности регистрации пенсионера в качестве ИП

Пенсионер-предприниматель одновременно ведёт деятельность и получает от государства пенсию. Эта ситуация влияет на размер пенсионных выплат. Поскольку такой гражданин считается работающим, его пенсия перестаёт индексироваться, что является минусом. Но плюс в том, что, как только гражданин закроет ИП, пенсия проиндексируется до того размера, каким он был бы у неработающего пенсионера.

Работающий пенсионер должен платить налоги, делать отчисления в пенсионный фонд. Здесь для него нет никаких льгот или послаблений. Правда, есть отдельные ситуации, когда любой предприниматель освобождается от уплаты страховых взносов с сохранением стажа для начисления страховой пенсии:

  • если он ухаживает за ребёнком до полутора лет или за лицом старше 80 лет;

  • если он проживает за границей с супругом, который направлен туда в рамках дипломатической деятельности.

Эти ситуации перечислены в законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ещё один минус предпринимательства — что гражданин должен платить страховые взносы, даже если он фактически не ведёт предпринимательскую деятельность, например из-за болезни. Здесь для пенсионеров тоже нет льгот. Поэтому, если намечается пауза, лучше закрыть дело. Плюсом является то, что гражданин может закрывать или открывать ИП сколько угодно раз. Делается это достаточно просто и занимает не очень много времени.


Как самостоятельно зарегистрировать ИП в 2022 году

Для самостоятельной регистрации необходимо пройти несколько шагов:

  1. Выбрать отделение налоговой инспекции.

  2. Заполнить заявление на регистрацию.

  3. Собрать документы.

  4. Подать пакет документов в налоговую инспекцию.

  5. Получить ответ от ИФНС.

Рассмотрим каждый шаг подробнее.

Выбор отделения налоговой инспекции

Если у гражданина в паспорте есть отметка о регистрации по месту жительства, документы на ИП нужно подавать в ту налоговую инспекцию, которая относится к месту его жительства. Если отметки в паспорте нет, тогда можно подавать заявление в налоговую по месту фактического проживания будущего предпринимателя.

Заполнение заявления на регистрацию

Необходимо заполнить заявление по форме №Р21001. Оно есть на сайте налоговой инспекции. При заполнении нужно руководствоваться правилами, которые прописаны в Приказе ФНС России от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@.

Сбор недостающей документации

Помимо заявления на регистрацию, нужно подготовить паспорт, его копию, а также уведомление о выборе налогового спецрежима, если предприниматель не планирует оставаться на ОСНО. Могут понадобиться другие бумаги, например нотариальная доверенность, если пенсионер поручает регистрацию ИП своему законному представителю.

Подача пакета документов в налоговую инспекцию

В выбранную ИФНС документы можно подать двумя способами: в бумажном или электронном виде.

При подаче в бумажном виде нужно уплатить госпошлину 800 рублей. Подавать можно лично, через представителя или почтой. Если вы подаёте документы не лично, то их нужно заверить у нотариуса. При почтовой пересылке необходимо оплатить стоимость пересылки заказным письмом.

При подаче в электронном виде платить госпошлину не нужно. Электронная документация — это бумаги, отсканированные и заверенные с помощью КЭП, квалифицированной электронной подписи. Если у вас есть такая подпись, можно отправить пакет документов через сайт ФНС в разделе «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Если подписи нет, можно воспользоваться услугами нотариуса или обратиться в МФЦ. Нотариус заверит документы собственной подписью, но придётся оплатить эту услугу. В МФЦ работник заверит всё бесплатно и сам отправит в ИФНС. Но нужно уточнить, предоставляет ли МФЦ вашего города такую услугу.

Получение ответа от ИФНС

Налоговая должна рассмотреть вашу заявку в течение трёх рабочих дней с её получения. Поэтому, если вы отправляете документы лично или онлайн, нужно подождать 3−5 дней. А если отправляете почтой, то срок получения ответа затянется. Ответ придёт на электронную почту, которую вы укажете в заявлении. Также в заявлении можно указать, что вам нужны бумажные копии, подтверждающие регистрацию бизнеса.


В каких случаях налоговая может отказать в регистрации

Иногда предпринимателям не удаётся оформить ИП с первого раза. Налоговая инспекция может отказать по двум основным причинам:

  1. У гражданина есть ограничения на ведение бизнеса. Например, решение суда.

  2. Гражданин собрал неполный пакет документов или заполнил их неверно.

Вторая причина — наиболее частая. Дело в том, что налоговая служба устанавливает жёсткие правила заполнения заявления по форме №Р21001. Например, недопустимы исправления, ошибки, лишние точки или пробелы. Заполнение каждой строчки регламентировано, любая неточность приводит к отказу в регистрации.

Альфа⁠-⁠Банк решил проблему сбора и заполнения документации. Он предлагает автоматизированное решение — онлайн-сервис для регистрации ИП.


Как пенсионеру оформить ИП через банк

С помощью сервиса от Альфа-Банка можно открывать бизнес онлайн. Вот как работает сервис:

  • Вы заполняете анкету на сайте банка. Анкета состоит из нескольких шагов. На каждом из них нужно ввести данные о вас и вашем бизнесе или ответить на вопросы. Анкета нужна для сбора информации и последующего формирования документов для ИФНС.

  • Онлайн-сервис формирует документы — в соответствии с требованиями ИФНС.

  • Банк заказывает КЭП в удостоверяющем центре. Для этого он использует данные из анкеты. Ответ от удостоверяющего центра поступает в среднем в течение часа.

  • Сотрудник Альфа-Банка привозит документы на КЭП — на дом или в офис — и помогает отправить заявление в налоговую. Документы заверяются с помощью КЭП и отправляются в ИФНС в электронном виде.

  • Вы получаете ответ от налоговой на вашу электронную почту. Если налоговая зарегистрировала бизнес, вы получаете выписку ЕГРИП и уведомление о постановке на налоговый учёт. Этих электронных документов достаточно для начала работы. Бумажные копии не обязательны.


Какие льготы получает предприниматель при регистрации через банк

Оформление бизнеса через Альфа⁠-⁠Банк даёт пенсионерам сразу несколько преимуществ:

  1. Не нужно никуда ходить. Вам не придётся посещать отделение банка, а также любые другие инстанции: налоговую инспекцию, МФЦ, удостоверяющий центр, кабинет нотариуса или юриста. Всё можно сделать онлайн в режиме «одного окна» на сайте Альфа-Банка.

  2. Не нужно платить. Вы освобождаетесь от госпошлины, оплаты цифровой подписи, расходов на почтовую пересылку и услуги нотариуса.

  3. Не нужно долго ждать. От подачи заявки до получения статуса предпринимателя в среднем проходит 3−5 дней.

  4. ИФНС обычно открывает ИП с первого раза. Это возможно благодаря тому, что все документы заполнены правильно и отправлены в полном объёме.

Также у онлайн-сервиса от Альфа-Банка есть преимущества перед другими способами онлайн-регистрации.

  1. География доступности. Онлайн-регистрация через Альфа⁠-⁠Банк доступна в 140 городах России. Это значит, что предприниматели могут оформлять бизнес бесплатно практически в любом крупном городе.

  2. Удобство сервиса. Услугу можно получить с любого устройства — телефона, планшета, ноутбука — или в банковском отделении, где сотрудники всё заполнят за вас.

  3. Равные условия для всех. Не нужно быть клиентом Альфа-Банка, чтобы воспользоваться услугой. Регистрация доступна любому человеку.

  4. Удобство. В одном окне можно не только открыть бизнес, но и при желании выбрать тариф для будущего расчётного счёта.

  5. Качественная помощь при заполнении анкеты. На каждом этапе заполнения система даёт подсказки. Даже если вы запутаетесь, менеджер банка увидит это, позвонит и поможет.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт.

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Решения для бизнеса

Регистрация бизнеса

Регистрация бизнеса

Оформим документы и отправим в налоговую

Бесплатный счёт для бизнеса

Бесплатный счёт для бизнеса

Откроем за один день

Бесплатная бухгалтерия

Бесплатная бухгалтерия

Упростим общение с налоговой

Малый бизнес и ИП

Регистрация бизнеса

Оформление ИП для пенсионеров в 2022 году