Что ИП должен сделать после регистрации в налоговых органах 2024 году? Эксперты Альфа-Банка подготовили подробную инструкцию.
Если вы собираетесь открыть бизнес в 2024 году, бесплатно зарегистрируйте ИП через Альфа-Банк. Вся процедура происходит онлайн, и личный визит в ФНС не потребуется. Альфа-Банк откроет расчётный счёт, подготовит необходимые документы для регистрации, подключит бухгалтерию и подарит бонусы на развитие бизнеса. От вас потребуется только представить СНИЛС и паспорт. Заполните заявку онлайн, и через 3 дня всё будет готово.
После того, как ИП получил документы о регистрации, нужно выполнить следующие действия:
выбрать подходящий налоговый режим;
организовать работу кассы;
заказать печать — если она предусмотрена уставом;
заключить договоры с работниками;
отправить необходимые сведения в государственные фонды;
открыть расчётный счёт — если в планах получать оплату от юридических лиц и совершать безналичные переводы.
При регистрации предприниматель определяет, по какой системе будут начисляться налоги. Нужно выбрать одну из систем:
ОРН — общий режим налогообложения;
УСН — упрощённая система налогообложения;
АУСН — автоматизированная упрощённая система налогообложения;
ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
ПСН — патентная система налогообложения;
НПД — налог на профессиональный доход.
Некоторые из них можно совмещать. Например, ОСНО или УСН с ПСН. Нельзя сочетать ОСНО и УСН, а НПД используется только отдельно от других систем.
У каждой из налоговых систем есть свои плюсы и минусы.
ИП на ОРН платит:
НДС в размере 0%, 10%, 20% — в зависимости от вида деятельности;
НДФЛ — 13% от суммы дохода;
налог на имущество физических лиц — 2% от кадастровой стоимости.
ОРН назначается автоматически при открытии ИП, если предприниматель не подал заявление о переходе на один из специальных режимов сразу с документами на регистрацию.
Минусы ОРН:
много статей, по которым начисляются налоги;
сложность ведения бухгалтерского учёта.
Плюсы ОРН:
нет ограничений по числу работников в штате, видам деятельности, суммам дохода;
возможность снизить налоговую нагрузку — уменьшить налогооблагаемый доход за счёт налоговых вычетов.
ОСН выбирают предприниматели, которые не могут применять специальные режимы. Например, нельзя перейти на упрощённую систему, если в штате больше 130 человек, доходы за год больше 200 млн рублей или если компания производит подакцизные товары.
ОСН выгоден тем, кто импортирует товары, часто взаимодействует с контрагентами, плательщиками НДС и принимает этот налог к вычету либо подпадает под льготы по налогу на прибыль.
Важно! Если вам не подходит ОСН, нужно успеть отправить в ФНС документы на смену системы налогообложения в срок до 30 дней после внесения записи в ЕГРИП, или вас переведут на спецрежим только с 1 января нового календарного года.
ИП на УСН платит на выбор:
6% или 8% в зависимости от размера от доходов;
15% с разницы сумм доходов и расходов.
На упрощённой системе предприниматель освобождается от:
НДФЛ;
НДС, кроме таможенного налога на имущество.
Плюсы УСН:
небольшая налоговая нагрузка на предпринимателя;
простой бухучёт — достаточно вести книгу прибылей и убытков;
не нужно сдавать отчётность в ФНС. Декларацию нужно подавать 1 раз в квартал.
Минусы УСН:
подходит не для всех видов деятельности. Например, её не могут использовать нотариусы, адвокаты и производители подакцизных товаров. Все организации перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ;
количество сотрудников может быть не более 130, а доход — не более 200 млн рублей в год;
наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога — 1% от суммы доходов.
При работе на АУСН налоги рассчитываются автоматически, а плательщик получает уведомление о них. В период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года данная система применяется в четырёх регионах РФ.
ЕСХН — почти то же самое, что и УСН, только для тех, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продаёт сельскохозяйственную продукцию.
ИП на ЕСХН платит 6% с разницы между доходами и тратами. Законами субъектов РФ налоговая ставка может быть уменьшена до 0%.
Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытка, полученного в предыдущих годах (п. 5 ст. 346.6 НК).
Предприниматель покупает патент на срок от 1 до 12 месяцев и ведёт книгу учёта доходов.
ИП на патенте освобождается от налогов:
НДФЛ в части деятельности, которая подпадает под действие патента;
налога на имущество физических лиц;
НДС, за исключением импортных операций и при исполнении обязанности налогового агента.
Плюсы ПСН:
облегчённая налоговая нагрузка;
простота отчётности: подаются только сведения о сотрудниках, их зарплате и отчислениях. Не нужно подавать декларации.
Минусы ПСН:
ПСН можно выбрать, только если в штате не более 15 работников, а доход в год не превышает 60 млн рублей;
деятельность ограничивается регионом, в котором выдан патент;
применять налоговый режим могут только ИП с определёнными видами деятельности.
Подпадаете ли вы под патентную систему налогообложения по виду деятельности — можно посмотреть в перечне пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.
Эта налоговая система была разработана специально для самозанятых — тех, кто работает сам на себя и не нанимает сотрудников.
Ставки НПД:
4% от дохода от сделок с физическими лицами;
6% от дохода от сделок с юридическими лицами.
Предприниматель без работников тоже может выбрать этот вид налогообложения, если:
оказывает услуги или реализует товары собственного производства;
его годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.
Плюсы налога на профессиональный доход:
не нужно делать взносы в СФР (Социальный фонд России). Пенсионные отчисления можно делать самостоятельно;
в ставку налога уже включены взносы в систему ОМС;
если нет дохода, предприниматель ничего не платит;
просто оформлять платёжные документы: вы формируете чеки и раз в месяц оплачиваете налог через мобильное приложение.
Минусы налога на профессиональный доход:
существует ряд ограничений по видам деятельности. Например, предприниматель не может доставлять или продавать товары, купленные у поставщиков;
налог всегда считается с доходов. Уменьшать налоговую базу на сумму расходов нельзя.
Если вы вкладываете много денег, чтобы произвести свой продукт, для вас может быть выгоднее УСН. А если оказываете услуги с небольшими текущими затратами и не хотите платить взносы в фонды, вам подойдёт НПД.
С 1 июля 2020 года ИП, независимо от применяемого налогового режима, должны иметь кассовый аппарат и выдавать чеки. Исключение — если ИП на НПД.
Кроме того, есть виды деятельности, для которых применять кассу не обязательно. Это торговля на розничных рынках, разносная торговля, торговля в киосках мороженым, в розлив безалкогольными напитками, ремонт и окраска обуви и другие виды из закрытого перечня статьи закона 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…».
Контрольно-кассовую технику необходимо поставить на учёт в ФНС, где проходила регистрация ИП.
Важно! Можно использовать только те модели кассовых аппаратов, которые учтены в государственном реестре. Проверить можно по голографической наклейке на корпусе или в самом реестре.
Интернет-магазины обязаны иметь онлайн-кассы.
Этот пункт не является обязательным. По закону ИП может работать без печати. Однако многие предприниматели заказывают печать, потому что это важный деловой атрибут. Кроме того, печать необходима, если ИП:
собирается открыть расчётный счёт — некоторые банки требуют печать согласно внутренним правилам;
оформляет маршрутные листы и кассовые ордеры;
получает платежи наличными от граждан и не имеет кассового аппарата;
участвует в тендерах.
Заказать печать можно после регистрации в компании по изготовлению печатей. Регистрировать её не нужно.
На печати может быть название, фамилия ИП, любое изображение, логотип, товарный знак. Запрещается размещать на штампах запатентованные логотипы и знаки, государственную, региональную и муниципальную символику. Регистрация печати или уведомление налоговых органов о ее заказе не требуется.
Договоры ИП с работниками должны быть заключены с соблюдением их прав и по нормам ТК РФ. Можно принимать людей на постоянную или временную работу по трудовому договору или по договору ГПХ — если работа или услуга разовая и вам не нужен сотрудник в штате.
Если ИП работает на УСН, то нанимать можно не больше 130 человек. На патенте — не более 15. Для общего режима ограничений нет.
Каждый сотрудник должен ознакомиться и подписать локальные документы: трудовой распорядок, должностные инструкции, положения о персональных данных, оплате труда и другие. Издайте приказ о приёме работника по форме № Т-1 и оформите личную карточку по форме № Т. Все типовые кадровые формы можно скачать на портале Роструда. Внесите запись в трудовую книжку.
Если ИП нанимает работников, в течение 30 дней после заключения первого трудового договора он обязан встать на учёт в Социальном фонде России в качестве работодателя. Для этого подайте в СФР:
заявление (бланк есть на официальном сайте СФР);
свидетельство о регистрации ИП;
паспорт РФ;
ИНН;
трудовой договор с первым работником.
Открывать расчётный счёт после регистрации или нет — предприниматель решает сам. По закону это не обязательно. Но если ИП планирует получать платежи от юридических лиц, счёт в банке нужен: организации проводят оплату по безналу, а личный счёт физлица для расчётов не подходит.
Открытие счёта даёт ряд преимуществ. Предприниматель сможет:
производить крупные расчёты — от 100 000 рублей по одному договору;
отказаться от установки контрольно-кассовой техники.
Альфа-Банк даёт возможность бесплатно открыть счёт для ИП после регистрации и получать кэшбэк до 5% по карте Альфа-Бизнес за бизнес-расходы, до 3% на остаток по счёту и бонусы на развитие бизнеса от наших партнёров на сумму свыше 300 000 рублей. Заполните заявку на открытие счёта ИП в 2024 году и получите 7 бесплатных опций:
открытие и обслуживание расчётного счёта бизнеса;
подключение эквайринга и аренда терминалов;
переводы на личный счёт в банке до 100 000 рублей в месяц;
интернет-банк и мобильное приложение;
выпуск карты Alfa-Cash для работы с наличными;
переводы бизнес-клиентам Альфа-Банка;
платежи в бюджет.
* Акция действительна для новых клиентов. При подключении тарифов Быстрое развитие и Активные расчёты дарим скидку 50% на обслуживание в течение первых 6 месяцев
Подробные условия по тарифам
Стоимость обслуживания в месяц | 1% — от поступлений до 750 000 ₽ 2% — до 2 млн ₽ 3% — свыше 2 млн ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | Бесплатно |
Переводы на счета физлиц | До 1 млн ₽ — бесплатно Более 1 млн ₽: — 2,5% + 99 ₽ за внутренний перевод — 2,8% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 2 млн ₽ — бесплатно, далее — 2,5% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 0 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 3 перевода, далее — 99 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | 2% + 99 ₽ за внутренний перевод 2,3% + 99 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | До 100 000 ₽ — бесплатно, далее — 2% + 99 ₽ за перевод |
Стоимость обслуживания в месяц | 1690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 25 переводов, далее — 59 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | Внутрибанковские переводы 0% — до 100 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ Платежи в другие банки 0% — до 100 000 ₽ 1,8% + 59 ₽ — от 100 000 ₽ |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 300 000 ₽ 1,5% + 59 ₽ — свыше 300 000 ₽ |
Стоимость обслуживания в месяц | 3690 ₽ |
Переводы на счета юрлиц и ИП | 0 ₽ — первые 50 переводов, далее — 39 ₽ за перевод |
Переводы на счета физлиц | До 200 000 ₽ бесплатно Далее: — 1,3% + 39 ₽ за внутренний перевод — 1,6% + 39 ₽ за внешний перевод |
Переводы со счёта ИП на личный счёт | 0% — до 600 000 ₽ 1,3% — свыше 600 000 ₽ |
Дата публикации: 13.04.2022 Дата обновления: 9.07.2024