КартыВкладыКредитыИпотекаИнвестицииAlfa OnlyСамозанятостьAlfa StudentsЕщё

Самозанятость: как сформировать чек

Собрали главное, что нужно знать

11.09.2024

Время чтения 8 мин.


Чтобы работать законно, самозанятый обязан создавать чеки в специальном приложении «Мой налог» и направлять их клиентам. В статье расскажем, как правильно сформировать документ, зачем он нужен и можно ли его корректировать.


Зачем самозанятому чеки

Чек — документ, который исполнитель обязан выдать заказчику после того, как оказал услугу и получил оплату. Организациям и предпринимателям документы нужны для отчёта перед налоговой: они доказывают, что компания или ИП сотрудничают с самозанятым, а значит, не должны платить за него налоги и взносы. Отсутствие документа — это для заказчика необходимость доначисления обязательных платежей, риск пени и переквалификации отношений в трудовые.

Самозанятые не сдают отчёты. Федеральная налоговая служба (ФНС) отслеживает по чекам, какой доход получил человек за месяц. Налог рассчитывается исходя из размера платежа. А ещё документы нужны самозанятым, чтобы анализировать свой доход. Например, сравнить, на каком проекте заплатили больше денег, рассчитать бюджет и поставить цели на следующий год.

Выдача документов позволяет плательщику налога на профессиональный доход (НПД) расширить клиентскую базу. Например, многие бизнесмены предпочитают работать только с теми исполнителями, которые предоставляют чеки. Это позволяет избежать проблем с налоговой и упрощает процесс расчёта налогов.


Как сформировать чек в приложении «Мой налог»: пошаговая инструкция

«Мой налог» — официальное приложение налоговой службы для плательщиков НПД. Через него самозанятые могут принимать оплату от клиентов, формировать чеки и счета, уплачивать налог, формировать справки о доходах и выполнять другие действия.

За каждый оплаченный заказ исполнитель должен предоставить заказчику чек. При этом неважно, как человек получил оплату — на карту, наличными или на счёт в банке. Если покупатель — юридическое лицо, то перед тем, как создать документ, следует запросить у него ИНН и название фирмы. Чек можно сформировать через приложение «Мой налог» или через личный кабинет исполнителя на сайте налоговой. Вот как это сделать:

  1. Нажмите кнопку «Новая продажа».

  2. Внесите наименование товара или услуги, сумму платежа. Укажите подробно, что по факту сделали или продали. Например, не «за квартиру», а «за аренду квартиры с 1 по 31 августа 2024 года». Если услуг или товаров было два и более, нажмите кнопку «Добавить». Сформированный документ остаётся в сервисе, что позволяет применять его как шаблон при работе с тем же заказчиком.

  3. Заполните информацию о клиенте:

    • если платёж поступил от компании или предпринимателя, нужно выбрать пункт «Юридическому лицу или ИП», далее вписать ИНН и название организации;

    • если заказчик — физическое лицо, следует указать «Физическому лицу»;

    • если клиент — зарубежная компания, нужно нажать кнопку «Юридическому лицу или ИП» и установить переключатель «Иностранная организация».

  4. Укажите дату расчёта. Можно оставить дату заполнения или поменять вручную.

  5. Подтвердите операцию нажатием кнопки «Выдать чек», после чего сведения о документе будут направлены в налоговую.

Передать документ заказчику можно любым удобным способом:

  • отправить чек или скриншот по электронной почте, в мессенджере;

  • распечатать на бумаге и вручить лично, курьером или по почте;

  • предъявить QR‑код для считывания клиентом.

Если оплата прошла через партнёра налоговой, чек создаётся автоматически и направляется в личный кабинет плательщика НПД, а также в сервис партнёра. В приложении можно подключить автоматический платёж — тогда налог будет списываться с карты раз в месяц. Клиент может проверить подлинность чека с помощью QR‑кода — достаточно навести камеру телефона, и откроется оригинал документа на сайте налоговой службы.

Если документ не сформирован вовремя, налоговая может оштрафовать: за первое нарушение — в размере 20% от суммы платежа; за повторное нарушение, которое совершено в течение 6 месяцев, — 100% от суммы дохода.

Также при несвоевременной уплате налогов налоговая служба будет начислять пени — по 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки. Налоговая может узнать о пропущенных платежах от клиента. Если плательщик НПД не предоставил документ, клиент может подать жалобу на сайте налоговой.

Чек самозанятого: образец

Обязательные реквизиты документа перечислены в пункте 6 статьи 14 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Чек должен содержать:

  • название документа;

  • дату и время расчёта;

  • ФИО и ИНН самозанятого;

  • название льготного налогового режима — НПД;

  • наименование товара, работы или услуги;

  • размер вознаграждения;

  • ИНН заказчика, если доход получен от фирмы или ИП; QR‑код;

  • ИНН, название оператора электронной площадки или банка, если расчёты проводятся через них;

  • уникальный номер в системе налоговой — присваивается автоматически.

Так выглядит чек самозанятого

Как аннулировать чек

Плательщик НПД может скорректировать ранее предоставленные налоговой данные о доходах. Это допустимо в двух случаях:

  • Самозанятый допустил ошибку при формировании чека, например в названии товара, работы, услуги или в сумме платежа. Внести изменения в уже сформированный чек не получится — нужно сначала отменить старый документ, а затем создать новый на ту же дату.

  • Исполнитель возвращает деньги, полученные в счёт оплаты, например за товар, который вернул заказчик.

Отменить чек можно в приложении «Мой налог» или веб-версии на сайте налоговой службы. В разделе «Чеки» нужно выбрать документ, далее нажать кнопку «Аннулировать» и указать основание из предложенного списка: «Сформирован ошибочно» или «Возврат средств». Сервис отменит документ, пересчитает сумму дохода и налог. После этого можно сформировать новый чек с правильными данными. Если самозанятый случайно аннулировал документ, восстановить его не получится, придётся создавать новый.

В законе не указан срок, в течение которого можно обнулить чек. В приложении можно отменить любой документ, начиная с момента регистрации самозанятости. Кроме того, сервис позволяет заполнять сведения задним числом. Важно перед аннулированием сообщить об этом заказчику.


В какие сроки нужно пробивать чеки

Исполнитель должен заполнять чеки и передавать их заказчику:

  • В день расчёта, если клиент рассчитался наличными или с помощью электронных средств платежа, например переводом на банковскую карту либо с электронного кошелька. Допустим, у исполнителя приобрели за наличные игрушку ручной работы.

  • Не позднее 9‑го числа следующего месяца, если применялись иные формы безналичной оплаты. Например, организация 17 июля перевела программисту на счёт 80 000 рублей. Значит, самозанятый должен оформить документ до 9 августа.

Единственное исключение — если технически невозможно выдать документ. Допустим, приложение «Мой налог» зависло, личный кабинет плательщика НПД на сайте налоговой не открывается. Тогда чек можно оформить в течение дня после устранения неполадок.


Коротко о чеках самозанятых

Самозанятые обязаны выдавать чеки физическим и юридическим лицам за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Документы заполняются в сервисе «Мой налог» или на сайте налоговой, а за их непредоставление предусмотрен штраф. Чек можно направлять как в бумажном, так и в электронном формате. Если документ сформирован с ошибкой или заказчик требует вернуть деньги, исполнитель может его аннулировать.

Работа с чеками в приложении Альфа‑Банка

Быстрая выдача

Формируйте чеки без кассы — в разделе «Выдать чек» или через историю операций

Просмотр в любой момент

Получайте доступ ко всем чекам — даже оформленным в другом банке

Возможность отмены

Отменяйте чеки,
если это необходимо

Как стать самозанятым?

get-card-step-0

Заполните заявку

на бесплатную Альфа‑Карту
get-card-step-1

Получите карту

доставкой или в отделении
get-card-step-2

Зарегистрируйтесь

как самозанятый в приложении

Оформите карту и станьте самозанятым

Вы гражданин РФ?

Заполните ваши данные:

Укажите точно как в паспорте

Заказать карту можно только с 14 лет

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая «Продолжить», я подтверждаю, что ознакомлен с Памяткой об ЭДС, соглашаюсь на выпуск предоплаченной карты и заказ расчётной карты, соглашаюсь с условиями, договором, даю согласие

Собрали полезные статьи:
всё, что нужно знать самозанятому

Не нашли, что искали?

Частным лицам

Самозанятым

Полезные статьи

Самозанятость: как сформировать чек