Альфа-Банк
Полезное о продуктах
Чтобы принимать клиентов, некоторым самозанятым нужно отдельное рабочее место. Не у всех есть возможность обустроить кабинет дома. Может ли самозанятый арендовать помещение для рабочих нужд? На этот вопрос ответим в статье.
Правила оформления договоров между сторонами регулируются ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Юрлица и физлица имеют право заключить друг с другом любое соглашение, если его условия законны. Например, они могут заключить договор аренды нежилого помещения. Под физическими лицами в законе подразумеваются в том числе самозанятые.
Таким образом, самозанятый имеет право арендовать для своих нужд рабочее место, кабинет, офис или нежилое помещение целиком. Исключение, если для деятельности нужно получить специальную лицензию или разрешение от контролирующих органов — их выдают только для ИП или ООО.
Арендодателем помещения может выступать другое физлицо, ИП или организация. Главное — правильно оформить документы.
По закону, если недвижимость арендуют меньше чем на год, сумма договора меньше 10 тыс. рублей, а арендодатель — физлицо, договорённость может быть устной. Но лучше любую аренду закреплять документально.
Чтобы подписать договор между физическими лицами, нужны паспорта сторон. Если арендодатель — компания, потребуется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и документы представителя. Также нужны правоустанавливающие документы на объект, например выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где указан собственник помещения. Иногда отдельный кабинет или рабочее место сдают на условиях субаренды. В этом случае попросите посредника предъявить договор между владельцем и арендатором.
Перед подписанием соглашения проверьте, что информация указана корректно и в полном объёме. Что должно быть в документе:
данные сторон: паспорт и ФИО человека или реквизиты организации, номера телефона
что будете арендовать: адрес и площадь недвижимости
размер арендной платы, что в неё входит (нужно отдельно
договориться о том, кто оплачивает коммунальные услуги)
права и обязанности сторон
основания для расторжения договора
порядок действий в случае нарушения условий
Помимо договора, самозанятый должен подписать акт приёма-передачи. Этот документ описывает, в каком состоянии пользователь получил помещение, с каким имуществом.
Обратите внимание: договоры аренды сроком более чем на год нужно регистрировать в ЕГРН.
С каждой продажи самозанятые платят налог на профессиональный доход — НПД. Ставка налога зависит от того, кому оказывают услуги. Когда за работу платит ООО или ИП, налоговая высчитает 6%, если плательщик — физлицо, налоговая удержит 4%. Те, кто только встал на учёт в качестве самозанятого, получают бонус 10 000 рублей на уплату налога, благодаря чему ставка понижается до 4 и 3% соответственно. Льгота действует, пока сумма не израсходуется.
Весь доход от деятельности за месяц — это налогооблагаемая база. При этом понятия «расходы» у самозанятого нет. Даже если он тратил деньги на аренду, закупку материалов или другие рабочие нужды, налоговая это не зачтёт и налогооблагаемую базу не уменьшит.
Например, самозанятая Марина работает психологом. Для приёма клиентов она арендует кабинет по часам. За час приёма Марина получает 2100 рублей, из них 700 отдаёт за аренду. Когда девушка формирует клиенту чек, она указывает всю сумму, налог тоже платит с полной стоимости услуги.
У самозанятого есть лимит на доход — 2,4 млн в год. Здесь расходы тоже не учитываются. Если Марина заработает 3 млн за год, но треть отдаст за аренду, она всё равно превысит лимит. В этом случае она не может больше формировать чеки как плательщик НПД. Как только доход Марины достигнет 2,4 млн, она должна приостановить свою деятельность или перейти на другой налоговый режим.
Аренда помещения — это двустороннее соглашение, и у собственника недвижимости тоже есть определённые обязательства. Чтобы избежать недобросовестного отношения и даже мошенничества со стороны арендодателя, важно исключить все риски ещё до подписания документов.
Сфотографируйте все недостатки помещения, которые есть. Если собственник обвинит вас в поломке, вы сможете доказать свою непричастность.
Обсудите с арендодателем, кто и за чей счёт делает мелкий ремонт. В процессе эксплуатации помещения может сломаться смеситель или кресло. Если это естественный износ, а не намеренное причинение вреда, самозанятый не обязан нести расходы.
Проверьте в договоре срок, в который нужно освободить недвижимость. Нередко арендодатели используют типовые документы, где на выселение даётся всего три дня. Если владелец помещения по какой-то причине захочет расторгнуть соглашение, вам придётся отменять или переносить записи, срочно собирать вещи, арендовать новое место. Оптимально, чтобы на выселение давали не меньше одной-двух недель.
Чтобы избежать разногласий с арендодателем, можно прибегнуть к услугам риелторов. Они не только проверяют документы и готовят юридически корректный договор, но и улаживают разногласия между сторонами, возникшие в процессе пользования недвижимостью. Правда, за спокойствие придётся заплатить: за свои услуги риелтор берёт фиксированную плату или процент от стоимости аренды помещения за месяц.
Оформите карту и станьте самозанятым
Другие предложения для самозанятых