Как собственный опыт в такси помогает победить конкурентов
Владелец трёх бизнесов в Вологде рассказывает, как вырастил таксопарк в 100 автомобилей, что помогает ему преодолевать кризисы и почему важно простое человеческое отношение к сотрудникам.
Александр, Вологда
Основное направление бизнеса связано с «Яндекс Такси». Заходил в бизнес таксистом, а теперь владеет самым крупным таксопарком в городе.
Открывали бизнес с другом, у которого уже было около 10 машин, а я работал таксистом. Я открыл таксопарк, он поставил свои машины. Когда стала популярна аренда автомобилей, занялся этим: сначала покупал «битыши», восстанавливал и сдавал в аренду таксистам, затем перешёл на новые автомобили. Мы всё автоматизировали, чтобы аренда автоматически списывалась и за водителями не было долгов, следили за ними. Теперь у меня уже больше 100 автомобилей, для нашего города это очень много.
«Первая прибыль пошла через три года»
Главная финансовая трудность вначале была связана с оборотом денег. Яндекс платит водителям таксопарков с задержкой: когда я открывался — до 10 дней, сейчас — до 5–7 дней. Деньги, которые пассажир заплатил, водитель видит сразу у себя на балансе в программе, но таксопарк получает их в течение пяти дней. Я запустился без кредитов, но, когда водителей стало больше, пришлось взять небольшой кредит. Чтобы наработать оборотные активы, вовремя платить водителям и чтобы не было кассовых разрывов. Первые два года работы таксопарка я не вынимал из него прибыль, а оставлял в обороте и продолжал работать в такси, чтобы было на что жить. Первая прибыль от таксопарка пошла через три года: тогда я почувствовал, что могу не работать в такси. Сейчас я уже живу за счёт оборота.
«Чтобы понимать проблемы водителей, езжу сам»
Конкурентов «победил», потому что сам был таксистом и прекрасно понимал, что таксистам нужно. Исходя из своего опыта, я целенаправленно работал с водителями, делал самые лояльные условия для них, регулярные розыгрыши проводил, поставил самую низкую комиссию за аренду в городе. У меня нет задержек с деньгами, зато есть простое человеческое отношение. Я продолжаю периодически работать в такси, чтобы понимать проблемы водителей. Например, иногда водитель сам не может объяснить, что у него с программой случилось, но есть какая-то ошибка, и, чтобы разобраться, я еду сам. Есть свободное время раз в квартал — приехал на часик-другой, посмотрел, пообщался с водителями. Общение с ними — это крайне важно. Главный совет тем, кто хотел бы открыть такой же бизнес, — работать. Я реально работаю, и чем больше машин, тем больше работы. Я бы даже сказал, что надо пахать как лошадь.
«Вложил полтора миллиона, чтобы сохранить бизнес»
Когда началась специальная военная операция и пошла мобилизация, у нас из регионов забрали много водителей. Я очень сильно почувствовал этот удар. Водителей не хватало, машины вставали, тарифы почему-то резко обрушились по Яндексу. Тогда пришлось «кубышечку раздраконить» и вложить в бизнес деньги. У меня были инвестиции в криптовалюту и акции, я всё это продал и за два месяца вложил порядка 1,5 млн в лизинговые платежи, чтобы сохранить бизнес на плаву.
«Семья сильно помогает в преодолении кризисов»
Я очень благодарен своей супруге, что она меня не гнобит и не пилит за то, что я работаю допоздна. Обижается только, если я возвращаюсь с работы, но продолжаю отвечать на сообщения водителей. Просит отложить телефон и заниматься этим в рабочее время. Но вообще, она у меня очень понимающая, всегда во всём поддерживает. Если мне надо в воскресенье рано утром выйти на работу, то она мне ничего дурного не скажет, кривое лицо не сделает, не наворчит. Но когда только запускался, она меня не поддержала, потому что до этого был бизнес по грузоперевозкам, который развалился.
«Купил бар во время пандемии»
У меня ещё есть бар и бизнес по аренде экскаваторов и спецтехники. Бар купил прямо во время пандемии коронавируса. Увидел объявление на Авито, а собственник оказался моим знакомым. Мне понравилась идея для бизнеса: это было что-то новое для меня, хотелось поэкспериментировать. К тому же очень привлекла цена: с товарным остатком, со всем оборудованием и действующей лицензией на год или полтора — около 450 тысяч рублей. Мы встретились, мне сразу обрисовали все риски. Я сказал, что прекрасно понимаю, что в пандемию покупаю заведомо убыточный бизнес, но мне очень хотелось — и я его взял. А когда купил, то реально ударило: наше местное правительство запретило барам и ресторанам работать после 23:00, и получилось, что я работал в минус. Аренда была дорогая. Я решил бар закрыть. Распродал всё оборудование и переделал помещение в 150 квадратов под офис таксопарка с комнатой отдыха для водителей. Я уже планировал что-то другое на этом месте открывать. Пункт выдачи Wildberries рассматривал, но они мне не согласовали, потому что рядом была их точка. Хотел открыть пункт выдачи Ozon, который тоже не согласовали. А потом закончилась пандемия, барам разрешили нормально работать. И я обратно его же и открыл: закупил алкоголь, продукты, сделал небольшую рекламу — рассылку по почтовым ящикам. Сейчас всё работает и даже выходит на неплохие обороты.
Альфа-Банк — надёжный партнёр
500 000 клиентов — предпринимателей
каждый пятый бизнес в России выбирает нас
Лучший банк для малого и среднего бизнеса
по версии Euromoney
Лучший банк в России
по версии международного журнала Global Finance
Самый большой таксопарк в маленьком городе