Альфа-Банк
Полезное о продуктах
Если человек продаёт продукцию собственного изготовления или оказывает услуги на территории РФ, он обязан легализовать свой бизнес. Есть разные способы отчитываться в налоговую — открыть ООО, ИП. Но для большинства видов деятельности достаточно самозанятости. Она подходит не только для россиян, но и для некоторых иностранцев. В статье расскажем, что такое самозанятость, кому она подойдёт и как поможет с налоговой отчётностью.
Самозанятость — это специальный режим налогообложения для граждан, работающих на себя. Он подходит почти для любой деятельности, но есть исключения:
перепродажа готовой продукции
торговля подакцизными и маркированными товарами
добыча и продажа полезных ископаемых
нотариальная, адвокатская, детективная деятельность
сдача в аренду нежилых помещений и земли
Помимо этого, нельзя отчитываться как самозанятый за доход, выигранный в лотерею, полученный в казино и по вкладам. А ещё самозанятому запрещено нанимать сотрудников — это могут делать только ИП и организации.
Порядок применения специального налогового режима регулируется Федеральным законом № 422-ФЗ. Согласно документу, стать самозанятым могут не только россияне, но и граждане Украины и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Казахстана, Армении, Беларуси и Кыргызской республики. Получить статус самозанятого можно после 16 лет.
Для постановки на учёт в налоговой нужен идентификационный номер налогоплательщика — ИНН. Чтобы его получить, иностранцу необходимы:
документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в РФ
документ, подтверждающий право пребывания или проживания на территории РФ, — например, вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства в РФ
Для получения ИНН нужно обратиться в отделение налоговой с документами и заполнить заявление по форме № 2-2-Учёт. Также стоит запросить у сотрудников логин и пароль для входа в личный кабинет на сайте налоговой — данные пригодятся для оформления самозанятости.
Права и обязанности у иностранных граждан с самозанятостью такие же, как у российских.
Самозанятые должны встать на учёт в налоговой как плательщики налога на профессиональный доход. Порядок регистрации отличается от того, который предусмотрен для ИП и ООО. Всё можно сделать онлайн, достаточно установить одно из специальных приложений.
Клиенты Альфа‑Банка могут встать на учёт и вести отчётность в личном кабинете Альфа‑Онлайн благодаря тому, что банк напрямую передаёт данные в налоговую. Чтобы направить заявку, необходимо выбрать в настройках сервиса раздел для самозанятых. Заполнять данные не нужно — система сама подставит необходимую информацию. Заявителю останется подтвердить действие и дождаться сообщения о регистрации.
Если самозанятый ещё не клиент Альфа‑Банка, то легко можете им стать, оформив бесплатную дебетовую Альфа‑Карту. С её помощью можно не только принимать платежи от заказчиков, но и расплачиваться за покупки, делать переводы близким, снимать наличные. Иностранные граждане могут оформить Альфа‑Карту для самозанятых в ближайшем отделении банка.
В официальном приложении налоговой есть всё для самозанятых — от регистрации до уплаты налогов. Чтобы подать заявку и получить статус, нужно авторизоваться через учётную запись налоговой службы или отсканировать свой паспорт и сделать фото.
Рассмотрение заявки обычно занимает несколько минут, максимальный срок — 6 рабочих дней. Если всё в порядке, налоговая поставит гражданина на учёт и пришлёт ему уведомление.
При постановке на учёт система попросит указать регион, в котором заявитель будет вести бизнес. Если человек оказывает услуги лично, то ему нужно вписать свой населённый пункт, например если это самозанятый мастер по ремонту холодильников из Самары.
Если человек оказывает услуги или продаёт товары дистанционно, можно вписать регион, в котором он зарегистрирован. Также разрешается указать субъект России, в котором проживает заказчик. Например, если иностранный гражданин оформил самозанятость и работает с заказчиками из России, находясь в своей стране.
Самозанятые, которые планируют оказывать услуги в разных регионах, указывают любой из них. Например, если водитель планирует доставлять грузы по Сибири, ему можно выбрать любой город по пути следования.
Исключение — участники программы переселения. По условиям программы они должны в течение трёх лет после вселения вести бизнес в городе, который указан в РВП. Благодаря этому налоги будут поступать в бюджет конкретного региона. Если указать другое место ведения деятельности, переселенец может потерять все льготы и получить штраф.
Самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД). Его ставка зависит от статуса заказчика:
если клиент — физлицо, налог составит 4% от дохода
если клиент — ИП или юрлицо, налог — 6% от дохода
Ставка сохраняется, если самозанятый ведёт разрешённый вид деятельности и соблюдает ограничения по доходу. Он не должен превышать 2,4 млн рублей в год, иначе плательщик НПД потеряет свой статус. Если это произойдёт, налоги на превышающую сумму пересчитают по ставке НДФЛ.
Налоговая высчитывает налоги со всего дохода, который самозанятый провёл через сервис. Поэтому на каждую проданную услугу или товар необходимо формировать чек. В платёжном документе указывают дату продажи, сумму, наименование услуги, данные плательщика. Если заказчик — организация или ИП, нужны ИНН либо название. Не бойтесь, если при оформлении чека допустили ошибку, — неправильный документ можно аннулировать.
Доходами считаются все поступления, которые самозанятый получил за свою деятельность. Переводы от близких и другие личные зачисления проводить через приложение не нужно. Например, если вам подарили деньги к празднику или вернули старый долг. Всевозможные пособия и государственные выплаты тоже не учитываются при уплате налога.
Налоговая фиксирует каждый оформленный чек, автоматически применяет нужную ставку и рассчитывает сумму налога. И так весь месяц, пока не закончится расчётный период. До 12-го числа в следующем месяце налоговая рассчитает итог и пришлёт самозанятому счёт на оплату.
Внести деньги нужно до 28-го числа. Если просрочить платёж, начнут капать пени. Чтобы не пропускать дату, можно привязать банковскую карту через сервис и настроить автоплатёж. При получении налогового уведомления система будет автоматически перечислять в налоговую нужную сумму.
Самозанятый может в любой момент приостановить свой бизнес, например если он захочет взять отпуск или достигнет лимита по доходу. В этом случае достаточно перестать оказывать услуги, брать оплату и формировать чеки. Отменять статус плательщика НПД не нужно. Если в отчётном периоде доходов не было, налоговая не выставит счёт.
На самозанятом нет пенсионных и других обязательных отчислений, стаж за работу тоже не идёт. Но самозанятые могут заключить договор с Социальным фондом России о добровольном пенсионном обеспечении — это право закреплено в ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ. В этом случае иностранный гражданин сможет уплачивать взносы и формировать будущую пенсию самостоятельно. Её он сможет получать при постоянном проживании в России.
Если иностранный гражданин нарушает законы, ему грозит административная ответственность, власти могут даже принять решение о выдворении. В этом случае человек не сможет вернуться в Россию в течение пяти лет, а при повторном выдворении — в течение десяти.
Вести бизнес в чужой стране лучше легально. Но найти официальную работу иностранцу сложнее: не все работодатели готовы к сотрудничеству. Самозанятость расширяет возможности для иностранных граждан. Список разрешённой деятельности охватывает почти все сферы, каждый обязательно найдёт себе прибыльное дело по душе. Самозанятые иностранцы могут открыто рекламировать свой бизнес, не боясь проверяющих органов.
Всем плательщикам НПД государство предоставляет бонус в размере 10 000 рублей. Это хорошая помощь для тех, кто только начинает своё дело. Пока действует бонус, налог рассчитывается по сниженной ставке:
3%, если заказчик — физлицо
4%, если заказчик — ИП или юрлицо
Например, самозанятый Марат из Казахстана устроился работать в курьерскую службу. За первый месяц компания выплатила ему за заказы 64 000 рублей. Налог без бонуса составил бы 3840 рублей. Но пока у Марата есть скидка, он уплатит всего 2560 рублей. Льготная ставка сохраняется, пока бонус не заканчивается.
Самозанятые в любой момент могут обратиться в налоговую, чтобы подтвердить свой заработок. Справка о доходах может понадобиться, если гражданин захочет оформить в банке кредит.
Самозанятость разрешено совмещать с трудовым договором. Если иностранного гражданина официально оформили в штат, он всё равно сможет получить статус плательщика НПД и подрабатывать в свободное время.
Оформите карту и станьте самозанятым
Другие предложения для самозанятых