Расчётный счётНачало бизнесаКредитыВклады и счетаКартыЭквайрингЕщё

Как написать устав ООО


Изменение данных ИП и ООО в налоговой онлайн

Изменяйте ОКВЭД и другие данные бизнеса, указанные в ЕГРИП и ЕГРЮЛ. Сервис доступен в интернет-банке

Полный пакет документов

Подготовим документы в соответствии с требованиями налоговой

Без посещения налоговой

Документы можно отправить онлайн с помощью электронной подписи

Весь процесс за 15 минут

Просто заполните ваши данные, без поиска и изучения бланков ФНС


Решив зарегистрировать юридическое лицо, в налоговую вместе с остальными документами нужно подать устав будущей организации. Важно составить его правильно: прописать основные принципы работы компании. Как это сделать? Ответы в нашей статье.


Зачем компании нужен устав ООО

В соответствии с законодательством РФ, общество с ограниченной ответственностью (ООО) — одна из форм юридического лица. У ООО обязательно должен быть устав — учредительный документ, описывающий особенности существования этой организации и взаимодействия её участников. Учредители, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица, готовят документ ещё до официальной регистрации бизнеса. Составление устава — непростая задача для тех, кто ранее не сталкивался с оформлением учредительных документов. Лучше заранее ознакомиться с примерами, размещёнными в свободном доступе.

Устав необходим не только на этапе создания ООО. Он регламентирует деятельность предприятия на протяжении всего периода существования. Документ определяет правовой статус и структуру управления организации, а также правила взаимодействия с физическими или юридическими лицами и государственными органами.


Содержание устава

Требования к составлению устава юридического лица прописаны в федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Нужно написать:

  • полное и сокращённое наименование организации, юридический адрес, виды деятельности;

  • размер и доли участников, процесс отчуждения и наследования этих долей;

  • требования к проведению собраний собственников ООО: как часто могут проводиться, какие вопросы будут обсуждаться, как будут приниматься решения;

  • способ управления предприятием: утверждение генерального директора, совета директоров;

  • права и обязанности участников, правила выхода из ООО;

  • порядок распределения прибыли и выплаты дивидендов;

  • вопросы аудита, ведения отчётности, хранения документов, коммерческой тайны;

  • правила использования печати, информацию о филиалах.

Если в документе отсутствуют обязательные пункты, налоговая может отказать в регистрации ООО. Можно написать в этом документе коды ОКВЭД. Если организация в будущем решит изменить сферу деятельности или освоить новые направления бизнеса, потребуется разработка новых учредительных документов.

Устав для ООО оформляется на бумаге, нумерация начинается со второй страницы. Прошивать документ не нужно, так как налоговый инспектор переведёт его в электронный вид.


Образец устава ООО в 2024 году

Большая часть положений отражает требования Федерального закона РФ об ООО. В последние годы тенденция писать многостраничные уставы с дословным цитированием указанного нормативного акта уходит в прошлое.

Новый тренд — разработка учредительного документа объёмом на две-три страницы. В тексте фиксируются только диспозитивные нормы, которые учредители принимают по своему усмотрению. Примеры можно посмотреть на специализированных сайтах.

Устав полностью регулирует деятельность организации, поэтому стоит заранее ознакомиться с примерами оформления этого документа. Тридцать шесть образцов устава опубликованы на официальном сайте налоговой. Их можно скачать бесплатно.

В зависимости от количества учредителей в уставе будут освещены разные аспекты.

Если учредитель один

Такой устав выглядит проще, чем учредительные документы фирмы с несколькими учредителями. Если собственник ООО один, все основополагающие вопросы он решает единолично. Из документа исключаются пункты про собрания, взаимодействие участников, распределение прибыли. Не требуется разработка блока, касающегося выхода из ООО, так как единственный учредитель может только продать свою долю другому лицу.

Если учредителей два и более

Если учредителей ООО несколько, необходимо написать в уставе порядок их взаимодействия и способы урегулирования разногласий. Нужно учесть интересы всех собственников предприятия.

При составлении документа важное место отводится описанию состава органов управления, особенностям проведения собраний, тонкостям передачи долей и выхода из состава ООО.

Когда учредителей несколько, устав принимается на общем собрании, о чём говорит надпись на титульном листе: «Утверждён решением общего собрания участников».


Что такое типовой устав

В 2024 году перед регистрацией организации учредителям нужно сделать выбор: будут они утверждать индивидуальный устав или воспользуются типовым.

Федеральная налоговая служба совместно с Министерством экономического развития разработала сервис по составлению типового устава. Всего есть 36 шаблонов, которые отличаются друг от друга прописанными способами выхода из ООО, отчуждения и наследования долей, порядком образования исполнительных органов компании. Подобрать шаблон можно на официальном сайте налоговой, пройдя небольшой опрос.

У типового вида много плюсов:

  • вы экономите время на составление документа;

  • его не нужно утверждать внутри общества;

  • текст универсален — в нём нет сведений о конкретном ООО: наименование, уставный капитал и прочее;

  • при изменении данных предприятия не нужно вносить правки;

  • с документом может ознакомиться любой контрагент;

  • его не надо предоставлять в налоговую, достаточно указать порядковый номер в заявлении на регистрацию.

Однако есть и минусы:

  • сложно выбрать подходящий шаблон;

  • нужно привести в соответствие все остальные документы: названия должностей и прочие нюансы должны быть указаны одинаково.

Самостоятельно написать и скорректировать документ не получится: текст меняется только на федеральном уровне.


Что такое индивидуальный устав

Такой документ отвечает специфике конкретной организации. Учредители могут внести в него практически любой пункт, который ляжет в основу работы бизнеса. Составляя текст, собственники сами определяют, насколько строго этот учредительный документ будет регламентировать деятельность компании.

Плюсы разработки индивидуального устава:

  • опираясь на требования закона и существующие образцы, предприниматели сами определяют содержание;

  • руководители могут самостоятельно, независимо от федеральных органов власти, сделать корректировки, когда это необходимо компании.

Минусы:

  • чтобы написать устав, понадобится немало времени;

  • для разработки документа необходимы специальные знания и навыки: важно, чтобы текст был составлен юридически правильно;

  • если учредители обращаются за помощью к сторонним юристам, это сопряжено с дополнительными расходами.

Документ нужно заверить удостоверительной надписью и представить в налоговую вместе с заявлением о регистрации юридического лица.


Регистрация бизнеса и открытие счёта за 0 ₽

Без поездки в офис или налоговую

Зарегистрировать бизнес
 

Как выбрать тип устава

Чтобы выбрать типовой устав при первичном оформлении юридического лица, нужно сделать пометку в заявлении на регистрацию и протоколе собрания собственников или решении единственного учредителя, что ООО будет действовать на основании одной из предоставленных государством форм.

Если в новом предприятии решено использовать индивидуальный устав, тогда к заявлению о включении в реестр юридических лиц нужно приложить два экземпляра утверждённого документа.


Можно ли сменить тип устава организации

Можно. Для этого необходимо:

  • оформить решение учредителя или протокол собрания, где зафиксировано намерение о смене действующего устава ООО;

  • заполнить заявление по форме № Р13014 о внесении изменений в единый государственный реестр;

  • передать комплект документов на регистрацию в налоговую.

Компания может по своему усмотрению вносить изменения в индивидуальный устав в соответствии с правилами оформления. Ниже перечислены наиболее частые причины, которые требуют корректировки учредительных документов:

  • изменился юридический адрес юридического лица;

  • принято решение о расширении или сужении полномочий общего собрания участников;

  • поменялось наименование ООО;

  • увеличился или уменьшился размер уставного капитала.

О любых корректировках необходимо уведомить налоговую в течение трёх дней с момента принятия решения. В случае перехода с типового устава на индивидуальный или при внесении правок в последний к вышеуказанному комплекту добавляются:

  • два экземпляра нового устава общества;

  • квитанция об уплате госпошлины в 800 ₽, кроме случаев, когда документы подаются в электронном виде, а также через МФЦ или нотариуса.

Зарегистрировать ООО онлайн без уплаты госпошлины можно в Альфа-Банке. Сделать это просто: заполните заявку с любого устройства, а мы бесплатно подготовим за вас все необходимые документы, а также оформим КЭП для удалённой подачи документов в налоговую. Документы о регистрации придут на вашу электронную почту.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Банк для бизнеса

Самозанятость или ИП

Пройдите тест и узнайте, что вам больше подойдёт

Пройти тест
 

Дата публикации: 11.04.2024

Малый бизнес и ИП

Полезные статьи

Как написать устав ООО