Ведущий российский оператор электрозарядных станций — «Евротранс» выходит на IPO
Ведущий российский оператор электрозарядных станций — «Евротранс» выходит на IPO
В ноябре на Московскую биржу выходит одна из крупнейших независимых топливных российских компаний — ПАО «Евротранс», развивающая собственную сеть АЗС под брендом «ТРАССА». Сбор биржевых заявок на участие в IPO продлится до 20 ноября, а старт торгов запланирован на 21 ноября.
Крупный игрок на рынке. ПАО «ЕвроТранс» владеет сетью АЗС, состоящей из 55 автозаправочных комплексов (АЗК), расположенных на территории Москвы и Московской области. История компании насчитывает более 25 лет, а количество лояльных клиентов превышает 1 млн человек.
Эффективная бизнес-модель. Компания реализует весь спектр операций на топливном рынке от оптовой до розничной торговли нефтепродуктами. В последнее время «Евротранс» активно развивает нетопливный сегмент бизнеса, который уже сейчас составляет более 35% EBITDA при 10%-ной доле в выручке компании.
Уникальная история роста. Синергетический эффект создания сети «универсальных АЗК» на базе устойчивой платформы основного бизнеса компании, а также высокие темпы роста финансовых показателей позволяют рассматривать ПАО «Евротранс» как привлекательную инвестиционную идею роста.
Лидер на рынке быстрых ЭЗС. ПАО «Евротранс» занимает лидирующие позиции в Московском регионе на рынке быстрых электрозарядных станций мощностью не менее 150кВт. По данным компании, на текущий момент в Московском регионе установлены 14 быстрых ЭЗС, 11 из которых принадлежат Евротрансу.
Сильные финансовые показатели. За последние 4 года среднегодовые темпы роста выручки и EBITDA компании составили 22% и 50% соответственно, а рентабельность по EBITDA достигла 10% в 2022 году. По оценкам аналитиков Альфа-Банка, к 2032 году маржинальность бизнеса увеличится до 13,3%.
Привлекательная дивидендная политика. С 2023 по 2025 год менеджмент «Евротранс» планирует направлять на выплату дивидендов не менее 75% чистой прибыли, далее — не менее 40% чистой прибыли. Согласно прогнозам Альфа-Банка, дивидендная доходность (по цене IPO) компании увеличится с 4,6% в 2023 году до 13,9% в 2027 году.
Основным видом деятельности ПАО «Евротранс» является розничная торговля моторным топливом на базе собственной сети АЗС. По объему продажи топлива доля компании на розничном рынке Московского региона составляет 3%. В состав активов ПАО «Евротранс» также входят подразделение оптовой торговли, техцентр, парк бензовозов и собственная нефтебаза, где производятся премиальные марки топлива и автохимия.
В последние годы компания активно развивает нетопливный сегмент своего бизнеса. Так, все АЗК оборудованы супермаркетами (более 10 000 наименований товаров), а также зоной фаст-фуд и кафе, деятельность которых осуществляется на базе собственной фабрики-кухни. На территории четыре?х АЗК, расположенных в Московской области, функционируют рестораны площадью 800 кв. м. более чем на 160 посадочных мест, оборудованные парковкой до 150 машиномест с установленным модулем ЭЗС (электрозарядные станции).
Евротранс также осуществляет продажу топлива физическим и юридическим лицам через мобильное приложение и транспортные карты. Компания выступает ключевым игроком на рынке топливных карт в странах СНГ: в России ее карты принимаются на более чем 7500 АЗС (около 50% емкости рынка), в Белоруссии — 75 АЗС, в Казахстане — 191 АЗС. За последние 15 лет количество лояльных клиентов компании превысило более 1,2 млн человек.
На горизонте 2024–2026 гг. менеджмент Евротранса планирует расширить сеть АЗС, построив 8 АЗК в зоне ЦКАД, и развивать концепцию «универсального АЗК», предполагающую модернизацию действующих АЗС. На универсальных АЗК предусматривается заправка автомобилей всеми видами бензинов, дизельным топливом, всеми видами газа (пропан-бутан, трубный или сжиженный метан) и зарядка электричеством, а также осуществляется продажа товаров в супермаркетах и сети кафе.
Для реализации стратегии компания планирует:
существенно нарастить мощности собственной сети быстрыми ЭЗС до 63 модулей зарядки к 2026 г., что, по оценке менеджмента, позволит привлечь до 2,5 новых клиентов;
сформировать на 5 АЗК модули по заправке привозным газом и сжиженным газом;
установить на 21 АЗК модули по заправке трубным газом;
создать на всех АЗК ветряные электростанции с мощностью 10кВт.
Основной целью создания универсального АЗК менеджмент ПАО «Евротранс» видит расширение клиентской базы и максимизацию нетопливной выручки. По мнению компании, ввод новых ЭЗС будет иметь существенный позитивный эффект на финансовые результаты. Так, например, владелец автомобиля проводит на ЭЗС 20-30 минут, во время которых он сможет воспользоваться услугами кафе/ресторана или приобрести товар в магазине (средний чек 2000-2500 руб. на электромобиль).
Выручка. В 2022 году выручка ПАО «Евротранс» достигла 64,9 млрд руб., а среднегодовые темпы ее роста (CAGR) за 2019–2022 гг. составили 22,2%. В структуре выручки более 90% приходится на розничную продажу топлива и оптовую торговлю, тогда как нетопливный сегмент занимает чуть менее 10%. По оценкам аналитиков Альфа-Банка, на горизонте следующих 5 лет выручка ПАО «Евротранс» будет расти в среднем на 12,8% в год. При этом нетопливный сегмент компании обладает более высоким потенциалом роста (+17,5% CAGR 2023–2027 гг.).
Структура EBITDA и рентабельность. Показатель EBITDA компании в 2022 году составил 6,5 млрд руб., продемонстрировав двукратный рост год к году, что связано с увеличением выручки и ростом маржинальности бизнеса. С 2019 по 2022 гг. рентабельность деятельности ПАО «Евротранс» выросла с 2,9% до 10,5% по EBITDA.
В структуре EBITDA ключевым направлением Евротранса остается розничный сегмент с долей 57% и маржинальностью 24%, что формирует устойчивую основу бизнеса компании. Цены на АЗС практически не отстают от темпов инфляции и не зависят от цен на мировых рынках благодаря механизму демпфера и обратному акцизу на нефть в России.
По данным 2022 года, нетопливный сегмент занимает 33% в структуре EBITDA компании, где валовая маржинальность кафе и ресторанов достигает 69%, магазинов — 39%. Высокая маржинальность магазинов, кафе и ресторанов позволяет поддерживать общую рентабельность компании на приемлемом уровне, независимо от текущих цен на топливо.
По оценкам Альфа-Банка, в структуре EBITDA доля нетопливного сегмента ПАО «Евротранс» (включая долю ЭЗС и АГЗС) продолжит свой рост и увеличится до 66% к 2032 году за счет увеличения клиентской базы и открытия новых точек сети. Таким образом, на горизонте 10 лет среднегодовой темп роста EBITDA данного бизнеса может составить порядка 23% с рентабельностью почти 35%, что существенно превышает средние показатели розницы в Москве и Московской области.
Как правило, растущие компания не ставят приоритетной задачей выплату дивидендов. Однако менеджмент ПАО «Евротранс» намерен предложить инвесторам привлекательную дивидендную историю.
Текущая дивидендная политика компании предусматривает выплату дивидендов в размере не менее 40% от чистой прибыли с периодичностью не реже 4-х раз в год. При этом с 2023 по 2025 гг. менеджмент ПАО «Евротранс» намерен направить на выплату дивидендов не менее 75% от чистой прибыли с целью обеспечения доходности новым акционерам, которые примут участие в IPO. Ожидается, что первые дивиденды могут быть выплачены уже в конце 2023 — начале 2024 гг. в размере 8,88 руб. на акцию.
Согласно прогнозам Альфа-Банка, дивидендная доходность (по цене IPO) компании увеличится с 4,6% в 2023 году до 13,9% в 2027 году.
ПАО «Евротранс» планирует разместить 106 млн акций и привлечь 26,5 млрд руб. Объявленная цена для IPO составляет 250 руб. за одну акцию. Старт торгов акциями компании запланирован на 21 ноября.
Ранее, 20 июня 2023 года ПАО «Евротранс» объявило о запуске сбора внебиржевых заявок на участие в IPO. По состоянию на 2 ноября 2023 г. компания уже собрала более 19 млрд руб. Сбор внебиржевых заявок завершится в один день со сбором биржевых заявок 20 ноября 2023 г.
Для тех инвесторов, кто примет участие в IPO и сохранит акции в своей собственности, компания предоставляет право приобрести дополнительные акции по цене IPO. Для этого объявлена безотзывная оферта на дополнительную покупку акций.
Часть привлеченных средств (до 10 млрд руб.) руководство компании планирует направить на реализацию инвестиционной программы ПАО «Евротранс». Остальные средства будут направлены на досрочный выкуп АЗК из лизинга.
Для оценки акционерного капитала ПАО «Евротранс» был использован метод дисконтированных денежных потоков (ДДП или DCF), а также проведен сравнительный анализ мультипликаторов торгуемых компаний-аналогов на глобальном топливном рынке. По оценке аналитиков Альфа-Банка, диапазон справедливой стоимости бизнеса (FEV) компании составляет от 55,8 до 73,8 млрд руб., что, за вычетом чистого долга компании за 2022 год в размере 29,9 млрд руб., предполагает акционерный капитал от 26,9 до 44,9 млрд руб.
Таким образом, медианное значение мультипликатора FEV/EBITDA компании находится на уровне 8.0х, что не предполагает существенного дисконта к рынку относительно средневзвешенной EV/EBITDA конкурентов за 2023 г. (8.1х). По мнению аналитиков Альфа-Банка, при размещении 106 млн акций акционерный капитал компании может быть справедливо оценен в диапазоне от 255 до 425 руб. на акцию.
При инвестиционной оценке не стоит забывать о рисках, с которыми может столкнуться компания. На деятельности ПАО «Евротранс» могут негативно отразиться:
общее снижение покупательной способности населения;
ужесточение фискальной политики государства в отношении нефтеперерабатывающей промышленности;
увеличение конкуренции на топливном рынке;
рост долговой нагрузки компании при повышении процентных ставок.
Аналитики Альфа–Инвестиций имеют умеренно позитивный взгляд на IPO Евротранса. Компания обладает устойчивой бизнес-моделью в топливном сегменте и активно развивает нетопливный сегмент. По мнению аналитиков Альфа-Инвестиций, стремление руководства диверсифицировать источники дохода компании за счет новых, быстроразвивающихся направлений с высокой рентабельностью позволит существенно увеличить маржинальность продаж и в долгосрочной перспективе сбалансировать риски изменения конъюнктуры топливного рынка.
Более подробную информацию о компании можно узнать в развернутом обзоре от команды аналитиков Альфа-Банка.
Популярно сейчас
22 ноября в 08:37
Транснефть будет платить больше налогов. Что нужно знать инвесторам
21 ноября в 14:28
Пять акций с самыми высоким дивидендами
21 ноября в 08:02
Сегежа объявила о допэмиссии. Риск падения акций высокий
Читайте также
Понадобится всего несколько минут. Счёт откроется с базовым
Что такое акции и как на них можно заработать?
Акция — это часть компании, которую может купить каждый. Она дорожает, когда бизнес компании растёт, но может и дешеветь, если у компании проблемы. Когда компания получает прибыль, акционерам выплачивают дивиденды. Если удачно вложиться, можно увеличить свой капитал на десятки процентов
Что такое облигации и как на них заработать?
Облигации — это долговые обязательства, на которых можно заработать. Их выпускают компании или государства, которые обязуются вернуть стоимость бумаг в срок, а до тех пор регулярно платят проценты по долгу — купоны. Инвесторы могут покупать и продавать облигации на бирже. Их цена может меняться, но купонная выплата приносит гарантированный доход
Почему стоит покупать валюту на бирже?
На бирже самый выгодный курс валюты. Банки и обменные пункты закладывают в курс обмена свою комиссию и «запас» на случай изменения курса. На бирже каждый может покупать и продавать валюту без посредников по тому курсу, который есть на рынке прямо сейчас
Что такое фонды и как на них заработать?
Биржевой фонд — это готовый набор ценных бумаг. Инвестиционные компании собирают большой портфель привлекательных активов (фонд), делят его на доли (паи) и продают их на бирже инвесторам. Купить пай проще и выгоднее, чем собрать аналогичный портфель самому. Когда активы в фонде дорожают, дорожают и его паи, и инвесторы получают доход
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией