ВВП России снизился на 1,9% за январь-март
Что это значит — макроэкономика с Наталией Орловой
24.05.2023
Главное
Российский ВВП в I квартале сократился на 1,9% год к году, и это хороший результат. С марта экономическая активность лучше ожиданий, а ЦБ, похоже, будет дольше держать паузу по ставке. Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова оценила макростатистику за I квартал.
Выводы главного экономиста Альфа-банка
все изменения ниже — в годовом выражении.
ВВП -1,9%. Такой позитивный результат получился в основном благодаря росту выпуска промышленной продукции и строительства.
За ускоренным восстановлением экономики стоит бюджетная поддержка. За январь–апрель правительство тратило в среднем 2,8 трлн рублей каждый месяц. В итоге дефицит бюджета (3,4 трлн рублей) уже превысил план на весь год (2,9 трлн рублей). Однако правительство, вероятно, сможет приблизить годовой дефицит к изначальному плану.
Поддержку экономике оказывают и российские компании, которые наращивают инвестиции в развитие. Отчасти корпорации реагируют на введение налога на сверхприбыль. Также бизнес стал брать больше кредитов, особенно малый и средний, который меньше подвержен рискам западных ограничений.
Быстрый рост промышленного производства благоприятен для занятости — безработица в марте была на историческом минимуме в 3,5%. Реальные располагаемые доходы прибавили 0,1%, рост реальных зарплат по-прежнему опережает этот показатель. Правда, россияне предпочитают сберегать, а не тратить — оборот розничной торговли снизился на 7,3%.
Годовая инфляция в апреле составила всего 2,3%. Всё из-за спада цен на 0,3% в непродовольственном сегменте. По оценке Орловой, годовая инфляция до августа останется ниже цели ЦБ в 4%. Текущий уровень потребительских цен пока не позволит регулятору поднять ключевую ставку, поэтому пауза, возможно, затянется дольше, чем ожидалось.
Важный тренд, который может охладить инфляционные риски, — **очень быстрое восстановление импорта, особенно из Китая **(+70% за 4 месяца!). Больше всего это заметно в транспортном секторе: в апреле доля китайских брендов в продаже новых авто достигла 44%, в продаже новых грузовиков — 53%.
Больше новостей, аналитики и идей для вашего портфеля — в нашем Telegram