Расчётный счётНачало бизнесаКредитыДепозитыКартыЭквайрингЕщё

Что такое платёжное поручение для бизнеса

Картинка баннера

Платёжное поручение — это расчётный документ, в соответствии с которым банк должен перевести со счёта клиента на счёт контрагента определённую сумму. Оно необходимо для проведения транзакций между поставщиками и покупателями, налоговыми резидентами и ФНС, работодателями и работниками.

Рассмотрим одну из ситуаций, когда вам понадобится так называемая платёжка. Предположим, некое ООО заказывает у компании-производителя комплект кухонной мебели для офиса. Поставщик выставляет счёт на оплату товара, а заказчик должен эту оплату провести. Для этого он заполняет платёжное поручение и отправляет банку, обслуживающему его расчётный счёт. Если документ будет оформлен неправильно, финансовое учреждение может отказать в проведении транзакции, а сам нарушитель будет оштрафован.

Без платёжного поручения ООО или ИП не обойтись в следующих случаях:

  • оплата товаров и услуг,

  • уплата налогов,

  • перечисление сборов в различные фонды,

  • выплата заработной платы работникам,

  • погашение кредитов.

Таким образом, платёжное поручение обеспечивает легальное движение денег между счетами. Счета контрагентов необязательно должна обслуживать одна организация. Главное, чтобы все поля расчётного документа были заполнены верно.

В статье рассказываем, как правильно оформить платёжку с учётом требований, актуальных в 2023 году.


Виды поручений

Платёжные поручения принято классифицировать по форме подачи, дате платежа и периодичности исполнения.

По форме все платёжки подразделяются на бумажные (традиционные) и электронные. Последние можно подготовить при помощи специальных программ.

По дате платежа все поручения бывают следующих видов:

  • Срочные. Применяются при осуществлении авансовых платежей, которые производятся до отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, срочные поручения используются после выполнения договорных обязательств, а также при осуществлении частичных платежей по сделкам на небольшие суммы.

  • Досрочные. Применяются по договорённости контрагентов.

  • Отсроченные. Также используются по договорённости.

По периодичности исполнения платёжные поручения принято подразделять на:

  • одноразовые — для разовой оплаты товаров или услуг;

  • регулярные — исполняются в соответствии с установленным графиком.

Порядок исполнения платёжных поручений зависит от финансового учреждения. Все условия прописываются в договоре на расчётно-кассовое обслуживание.


Срок действия платёжного поручения

В большинстве случаев платёжное поручение исполняется в течение пяти рабочих дней. В документах могут использоваться другие формулировки, например «банковский» или «операционный» день.

Платёж может быть проведён и быстрее, если деньги будут переведены в пределах одного субъекта РФ. Согласно нормам закона, такие транзакции исполняются в течение двух рабочих дней. В некоторых банках платёжное поручение может быть исполнено в течение суток, если это предусмотрено условиями договора.

Также по закону зачисление средств на счёт контрагента не должно проводиться позднее следующего рабочего дня после поступления денег в финансовое учреждение. При этом следует учитывать очерёдность банковских дней. Если деньги поступили в банк в пятницу, то на счёт контрагента они могут попасть только в понедельник. Бывает, что платёжка попадает в очередь, если денег на расчётном счёте недостаточно для выполнения перевода.

Бесплатная регистрация ИП и ООО

Без поездки в офис или налоговую

Зарегистрировать бизнес
 

Поля для заполнения в 2023 году

С 2020 года при перечислении денег физлицам в платёжном поручении в поле 20 нужно указывать новый реквизит — код вида дохода. Он нужен, чтобы показать банку, с каких доходов человека нельзя удерживать долги, которые он обязан выплатить по решению суда. В соответствии с Положением Банка России № 762-П от 29 июня 2021 года (Приложение 1), таких кодов всего пять:

  • 1 — перечисление заработной платы или другого дохода, удержания из которого ограничены;

  • 2 — периодические выплаты, с которых нельзя удерживать суммы по исполнительным документам;

  • 3 — периодические выплаты, по которым не применяются ограничения по обращению взыскания;

  • 4 — разовые выплаты, с которых нельзя ничего удерживать;

  • 5 — разовые выплаты, с которых можно удерживать только алименты детям и возмещение вреда из-за смерти кормильца.

С 2020 года одной платёжкой нельзя переводить суммы, которые маркируются разными кодами.

Ещё одно изменение затрагивает порядок заполнения поля 24 «Назначение платежа» в поручениях на перечисление зарплаты и иных выплат работникам, с которых работодатель произвёл удержание по исполнительным документам. Как заполнить такое поле:

  1. Сначала пишется наименование выплаты.

  2. Далее — кому и за какой период она производится.

  3. Далее ставится знак «//», аббревиатура «ВЗС» и снова «//», указывается удержанная сумма и знак «//».

Вот как может выглядеть заполненное поле 24: «Перечисление заработной платы за март 2023 г. Ковалёву Ивану Петровичу // ВЗС // 11 400--00 //». Это означает, что производится выплата зарплаты после удержания из неё алиментов в сумме 11 400 рублей.


Расшифровка полей платёжного поручения

На образцах платёжных поручений каждая ячейка получает номер для удобной работы с документом. Заполнять его нужно последовательно, не пропуская обязательных полей:

  • 2. Код документа (0401060).

  • 3. Номер платёжки (до шести цифр). В специализированных программах он вписывается автоматически.

  • 4. Дата заполнения документа.

  • 5. Вид платежа — заполняется, если платёжка передаётся в банк в электронном виде.

  • 6. Сумма платежа — пишется прописью.

  • 7. Сумма платежа — проставляется цифрами.

  • 8. Здесь нужно указать плательщика — владельца счёта, который даёт поручение банку на перечисление средств. Юрлица указывают в этом поле наименование организации, а индивидуальные предприниматели пишут свои имя, фамилию, отчество (в скобках ставят пометку «ИП»), адрес регистрации по месту жительства или пребывания.

  • 9. Номер счёта плательщика.

  • 10–12. Информация о банке отправителя. Нужно указать полное наименование банка, адрес, БИК и номер корреспондентского счёта.

  • 13–15. Аналогичная информация о банке контрагента.

  • 16. Получатель платежа. В этом поле указывают сведения о контрагенте — название организации или Ф. И. О. предпринимателя (в скобках ставят пометку «ИП»), адрес.

  • 17. Номер счёта получателя.

  • 18. Вид операции. Шифр «01» означает, что перечисление проводится с помощью платёжного поручения, «02» — это платёжное требование, «03» — инкассовое поручение.

  • 19. Срок платежа — отправитель не заполняет.

  • 20. Здесь нужно указать код назначения платежа («1», «2» или «3»).

  • 21. Очередь платежа — нужно проставить цифру от 1 до 6.

  • 22. Уникальный идентификатор начислений — 20 цифр для физлиц и 25 для юрлиц.

  • 23. Это поле является резервным.

  • 24. Назначение платежа. Здесь нужно подробно расписать цель транзакции. Если речь идёт о перечислении зарплаты, а у работника есть долги, то работодатель может сделать отметку об удержании.

  • 43. Место для печати — это поле используют для проставления печати в случае с бумажным поручением.

  • 44. В этом поле уполномоченное лицо ставит подпись в бумажной версии или отметку в электронном поручении.

  • 45. Место для штампа банка.

  • 60. Идентификационный номер налогоплательщика.

  • 61. ИНН контрагента.

  • 62. Дата поступления платёжного поручения в банк — заполняет сотрудник банка.

  • 71. Дата выполнения перевода — заполняет сотрудник банка.

  • 101. * Статус плательщика — обозначается при помощи кода от «01» до «28». К примеру, кодом «01» обозначаются юрлица, «09» — индивидуальные предприниматели.

  • 102. Код КПП плательщика, состоит из девяти цифр. Юридические лица указывают код, а индивидуальные предприниматели ставят 0.

  • 103. КПП контрагента. Если получатель ИП, ничего не нужно ставить.

  • 104. Код бюджетной классификации — означает вид дохода. Состоит из 20 цифр.

  • 105. Код ОКТМО (Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований). Может состоять из 8 или 11 знаков.

  • 106. Основание для платежа. Код состоит из двух букв. К примеру, код «ОТ» означает погашение отсроченной задолженности. Если в перечне кодов плательщик не находит подходящего варианта, в поле проставляется ноль.

  • 107. Код, обозначающий налоговый период. Помимо букв, нужно также указать дату. Если платёж предназначен для таможенной инспекции, значит, нужно написать её код в ячейке.

  • 108. Номер основания платежа. В поле указывают номер документа в зависимости от кода в поле 107.

  • 109. Дата составления документа, послужившего основанием для платежа.

  • 110. В образцах это поле до сих пор есть, хотя правила заполнения изменились после 2015 года.

Поля 101–110 плательщик заполняет только при уплате налогов и пошлин. В большинстве случаев платёжное поручение составляют в четырёх экземплярах. Три из них хранятся в банках контрагентов, а один выдаётся плательщику.


Отличие платёжного поручения от ордера и требования

Иногда транзакции выполняются банком без оформления платёжного поручения. Финансовая операция может быть проведена в рамках так называемого платёжного ордера. Он отличается от обычной платёжки по следующим параметрам:

  • Назначение. Платёжное поручение используют для перевода полной суммы средств на расчётный счёт контрагента, а ордер — для перечисления части средств.

  • Составители. Платёжное поручение клиент банка формирует самостоятельно, а ордер создаёт сотрудник финансового учреждения на основании платёжки без участия клиента.

  • Форма бланка. Для платёжного поручения используется форма 0 401 060, а для ордера — 0 401 066.

Банк применяет ордер в зависимости от ситуации и целей списания. К примеру, он часто используется для оплаты процентов по кредиту.

Деньги также могут быть списаны со счёта по платёжному требованию, если у плательщика есть задолженности перед налоговой, таможней, судебными приставами или финансовой организацией. Для списания средств согласие ООО или ИП не требуется. Банку достаточно получить запрос на удержание денег со счёта. Финансовому учреждению приходит исполнительный лист, и средства списываются автоматически.


Что такое электронное платёжное поручение

Ещё 10 лет назад большинство платёжных поручений подавались в традиционном формате, но со временем их практически полностью вытеснили электронные версии. Теперь клиенты банков могут в личном кабинете заполнить бланк и подать его на рассмотрение.

Сформировать поручение можно при помощи специального программного обеспечения, которое позволит обеспечить защищённое соединение с сервисами банка. Документ формируется в автоматическом режиме после заверения электронной подписью.

Образец документа установлен Положением Банка России № 762-П от 29 июня 2021 года.

В поручении должны быть следующие реквизиты:

  • номер и дата выписки;

  • код формы для платёжных поручений 0 401 060;

  • имя заявителя;

  • название или имя контрагента, которому предназначается платёж;

  • ИНН, КПП и номера расчётных счетов контрагентов;

  • названия банков плательщика и контрагента;

  • идентификационные номера банков и счетов;

  • назначение перевода;

  • электронные подписи.

При заполнении интернет-формы в личном кабинете система автоматически блокирует подачу, если не все поля были заполнены корректно.

Кроме того, если реквизиты в платёжке указаны неверно, банк может отказать клиенту в проведении транзакции на основании положений статьи 864 ГК РФ. Переход на электронный документооборот с банком возможен после заключения дополнительного соглашения.


Что делать, если банк не принимает платёжку

В этом случае нужно убедиться, что:

  • все обязательные поля заполнены правильно;

  • на балансе достаточно денег для проведения транзакции;

  • на счёте нет блокировок от налоговой инспекции и судебных приставов;

  • указанный банковский идентификационный код является действительным;

  • разница между датой создания документа и датой проведения платежа составляет не менее 10 суток;

  • при заполнении формы соблюдены требования к количеству символов: назначение платежа — до 210 символов с пробелами, наименование контрагента — до 160 символов без пробелов.

После исправления всех ошибок и неточностей попробуйте сформировать поручение ещё раз. Иногда система зависает и отказывается генерировать документ, если пользователь потратил слишком много времени на его заполнение.


Можно ли разработать свой бланк платёжного поручения

По закону самостоятельное создание бланка платёжного поручения не предусмотрено. Утверждённый образец можно взять в банке или скачать по ссылке.

При создании электронной версии платёжки ничего скачивать не нужно, достаточно заполнить готовый бланк при подаче документа. Для этого необходимо воспользоваться бухгалтерской программой, например 1С, или зайти в личный кабинет в сервисе интернет-банкинга.

Заявка на регистрацию бизнеса

Введите номер телефона и код из SMS, чтобы зарегистрировать бизнес и открыть счёт.

Мы гарантируем безопасность и сохранность ваших данных

Нажимая кнопку «Продолжить», вы подтверждаете, что согласны на обработку персональных данных

Банк для бизнеса

Регистрация бизнеса

Регистрация бизнеса

Оформим документы и отправим в налоговую

Бесплатный счёт для бизнеса

Бесплатный счёт для бизнеса

Откроем за один день

Бесплатная бухгалтерия

Бесплатная бухгалтерия

Упростим общение с налоговой

Самозанятость или ИП

Пройдите тест и узнайте, что вам больше подойдёт

Пройти тест
 

Дата публикации: 23.05.2023

Малый бизнес и ИП

Полезные статьи

Что такое платёжное поручение для бизнеса