От крупного к мелкому

Эксперт, Москва, 07.10.2002

Александр Сильвестров, старший вице-президент Альфа-Банка, начальник управления кредитования крупного бизнеса.

– Крупный бизнес имеет возможность привлекать больше денег и на лучших условиях, а это означает, что среднее и тем более мелкое производство оказались в ущербной позиции в плане инвестиций.

– Да нет, я не думаю, что есть такая четкая грань и зависимость. Потому что крупные компании, привлекающие деньги на западных рынках, они же привлекают их не для того, чтобы, условно говоря, держать их у себя. Эти деньги поступают на рынок. У любой крупной компании есть десятки и сотни средних и мелких поставщиков, к которым эти деньги поступают. То есть происходит движение от крупного к мелкому. И конечно, это сказывается и на рынке кредитования. У нас снижение общих ставок происходит не только для категорий крупнейших заемщиков, а для всех участников рынка.

В принципе, если говорить о приоритетах развития кредитного портфеля, то после достижения определенного объема мы тоже понимаем, что, кредитуя только крупные компании, можно получить мгновенный рост, но выходить на долговременные тенденции роста все труднее и труднее. Поэтому одно из приоритетных направлений для нашего банка – кредитование именно средних компаний, мы достаточно активно этим занимаемся.

– Насколько это направление успешно? Нет ли проблем с готовностью среднего бизнеса эффективно распорядиться вашим кредитом?

– Достаточно успешно. На сегодняшний день кредитный портфель средних клиентов составляет более пятисот миллионов долларов США. Что касается второго вопроса, то я бы не назвал это проблемой. Хотя, действительно, у нас периодически бывают излишки ликвидности.

– Из-за чего это происходит?

– Долговременный и стабильный рост сейчас возможен прежде всего за счет развития средних клиентов, средних кредитов и портфелей банка. К сожалению, тем критериям, которые банки (я имею в виду ведущие банки) предъявляют к подобным компаниям, эти клиенты зачастую не отвечают. С крупными же компаниями, с одной стороны, проще работать с точки зрения размещения ресурсов, с другой стороны – сложнее. Но там более конкурентная среда, более, естественно, низкие ставки.

– Может быть, и средний бизнес следует стимулировать низкими ставками?

– Не всегда возможно. Мало того, что у среднего бизнеса сумма кредита меньше, но и наши затраты на подготовку сделки и ее оформление бывают больше. Уровень финансового менеджмента крупнейших российских компаний и средних компаний, несомненно, различен. В крупных компаниях обычно есть специальные департаменты, которые занимаются привлечением кредитов, они более профессиональны, там знают требования всех московских банков. С менее же подготовленным клиентом, естественно, приходится больше работать, больше собирать информации.

– А какова вероятность ошибки? Вам часто приходится иметь дело с невозвратом кредита?

– Бывают невозвраты. Не скажу, что в больших объемах, но бывают. Однако обычно это не отказ от выплат, а задержка где-то на срок не более двух-трех месяцев. Бывает, конечно, дело заканчивается и судебными заседаниями, взысканием на имущество компании. Но, к счастью, это происходит крайне редко.

Кстати, подбирая сотрудников на работу, я постоянно задаю вопрос: а были ли в прошлом опыте вашей работы невозвраты кредитов? Несомненно, это дает опыт, сотрудник после этого гораздо лучше ориентируется во взаимоотношениях с клиентом.

– Промышленность нуждается в средне– и долгосрочных инвестициях. Смогут ли банки удовлетворить эту потребность?

– Сейчас достаточно быстро растет доля долгосрочных кредитов. Так, даже при стабильной или чуть-чуть растущей экономике общий объем кредитования может расти примерно на десять-пятнадцать процентов в год, в лучшем случае – на пятнадцать-двадцать процентов. А вот объем долгосрочных кредитов вполне может увеличиться на тридцать, даже на пятьдесят процентов. То есть доля долгосрочных кредитов, связанных с капитальным ремонтом, заменой оборудования, будет расти.

Например, если говорить об импортном оборудовании, то мы активно используем экспортные агентства различных стран-поставщиков. И уже сейчас у нас довольно много больших сделок на срок до пяти лет.