«Пульс малого бизнеса»: работа на грани выживания

07.09.2020

Альфа-Банк представляет исследование «Пульс малого бизнеса», отражающее настроения предпринимателей в первой половине 2020 года. Совокупный индекс упал до рекордно низкой отметки за историю измерений — минус 39, опустившись ниже уровня посткризисного 2015 года (минус 38). Интересно, что уже в 2016 году последовало восстановление настроений предпринимателей — до минус 24, однако далее индекс неуклонно снижался и к концу 2019 составил минус 33.

2020 год характеризуется падением почти всех ключевых показателей, включая восприятие текущего положения в стране (с минус 69 до минус 76) и в компании (с минус 13 до рекордных минус 31). Благодаря снятию карантинных мер и мерам господдержки бизнес надеется на небольшое улучшение ситуации в стране (рост с минус 48 до минус 44). Однако положение своего бизнеса опрошенные оценивают как критическое, не рассчитывая пережить даже ближайшее полугодие (с нуля до рекордных минус 4). Вера компаний в свое выживание достигла отрицательной отметки впервые с 2015 года.

Наибольший удар по малому бизнесу нанесло снижение спроса и покупательской способности, признают 52% опрошенных. Второй острой проблемой стал недостаток финансовых средств (41%). Это связано с моделью малого бизнеса, который фактически не имеет резервов «на черный день» и в случае резкого сжатия потребительского спроса всего за пару месяцев оказывается на грани банкротства. На третьем месте — высокая налоговая нагрузка, ее выделили 38% респондентов.

Характерно, что даже при отсутствии запасов капитала малый бизнес проходит кризис с опорой на собственные силы. 57% предпринимателей платили зарплату сотрудникам, налоги и арендные платежи из личных средств. В туризме, гостиничном бизнесе и общепите доля компаний, использовавших личные вложения, достигала 71%, в то время как кредитами смогли воспользоваться лишь 16% представителей данных отраслей. 24% всех опрошенных нашли дополнительные средства у родственников и третьих лиц. 16% использовали банковские займы.

В начале кризиса 36% предпринимателей ждали уступок, скидок и финансовой помощи. Получить их они надеялись от государства (60%), банков (30%) и арендодателей (28%). Однако государственная поддержка достигла лишь 18% малого бизнеса. Из тех, кто смог воспользоваться государственными мерами, 68% получили субсидии на поддержание бизнеса, 48% — отсрочку по оплате налоговых платежей, 8% — отсрочку по оплате арендных платежей и 4% — помощь в кредитовании.

Договориться с арендодателями смогли 20% предпринимателей. Кроме того, 9% нашли компромисс с партнерами по бизнесу, 7% — с подрядчиками или поставщиками. Помощь от банков получили в общей сложности 6% из 24% заинтересованных респондентов.

При этом самым эффективным механизмом поддержки малого бизнеса оказались кредитные каникулы: из 38% подавших заявку каникулы получили 35% компаний. На втором месте — реструктуризация (ее получили 18% из такого же числа заинтересованных). Оформить кредит под 2% с субсидией государства удалось лишь 14% компаний из 40%. Беспроцентный займ на выплату заработных плат получили 10% опрошенных.

Особенностью коронакризиса стала ускоренная цифровизация малого бизнеса: 52% опрошенных сделали акцент на онлайн-продажи. Этот показатель еще выше в таких отраслях, как IT, образование, финансы (более 70%), бизнес-услуги и маркетинг (68%), розничная и оптовая торговля (63 и 61% соответственно, дизайн (63%).

Однако какой-либо стратегии выживания у предпринимателей, как правило, нет. Наиболее многочисленная группа — 32% респондентов — действует по обстоятельствам, продолжая адаптироваться к новой коронакризисной реальности. 12% компаний перешли в онлайн и разрабатывают новые продукты, 6% набирают заказы, 5% работают над сокращением издержек или столько же расширяют рынок своего присутствия. Кроме того, компании-импортеры дополнительно испытывают давление от ослабления рубля и роста цен: 17% из них планируют снизить долю импорта по сравнению с 11% полугодием ранее.

В числе ключевых факторов, которые могут помочь восстановлению малого бизнеса, респонденты называют снижение налоговой нагрузки (62%), повышение потребительского спроса (61%), смягчение кредитной политики банков по отношению к малому бизнесу (37%) и программы государственной поддержки МСБ (31%).