Альфа-Банк выпустил вторую волну исследования «Пульс малого бизнеса»

22.12.2015

По данным исследования, доля оптимистично настроенных предпринимателей постепенно снижается — бизнес настраивается на выживание в сложных экономических условиях и концентрируется на работе с издержками и удержании клиентов.

«Альфа-Банк активно работает с сегментом малого бизнеса пять лет, занимая к концу 2015 года около 4% рынка в среднем по России и около 10% — в крупнейших городах. Мы нашли свой путь к клиенту — стать партнером для бизнеса, помогать ему развиваться. Сейчас, в новых экономических условиях, это становится особенно актуальным, — говорит руководитель блока массового бизнеса Альфа-Банка Денис Осин. — Бизнесу нужны советы о том, как удержать клиентов, как экономить, как правильно управлять финансами компании и так далее. Ответы на эти вопросы мы даем в ходе бесплатных онлайн-семинаров и бизнес-конференций „Клуба Клиентов“ в городах России, выпускаем серию отраслевых брошюр „Сравни себя“. Еще один способ помочь предпринимателям — партнерский проект Клуба, в рамках которого компании сферы b2b предлагают нашим клиентам товары и услуги на льготных условиях. Исследование „Пульс малого бизнеса“ — это способ лучше понять наших клиентов, буквально, „держать руку на пульсе“».

Индекс настроений малого бизнеса, рассчитанный экспертами Альфа-Банка совместно с Международным Исследовательским Центром MARC по собственной методике, на конец ноября 2015 года снизился в 1,5 раза до (-38) пунктов. Полгода назад его значение составляло (-25) пунктов. «К концу 2015 года предприниматели перестали ждать быстрого восстановления спроса, сейчас они трезво оценивают экономическую ситуацию и не ожидают стремительных позитивных изменений в будущем. Главная задача для малого бизнеса на текущий момент — перестроить бизнес с учетом затяжной стагнации в экономике», — отмечают аналитики блока массового бизнеса Альфа-Банка по итогам второй волны исследования «Пульс малого бизнеса».

Оценка ситуации в экономике вносит наибольший отрицательный вклад в индекс и составляет (-78) пунктов, шесть месяцев назад значение было чуть выше — (-69) пунктов. «На восприятие влияет общий негативный информационный фон, при этом ситуацию в собственных компаниях предприниматели оценивают лучше», — отмечают эксперты Альфа-Банка. Индекс ожиданий по компании (прогноз по своему бизнесу на полгода) с 16 пунктов по итогам первой волны исследования в июне 2015 года снизился до (-1) пункта. Значение индекса, близкое к нулю, означает, что мнения относительно перспектив в своей компании разделились у опрошенных примерно 50/50, положительные и отрицательные прогнозы дает примерно одинаковое количество предпринимателей.

Для расчета Индекса настроений малого бизнеса и его составляющих были опрошены клиенты блока «Массовый бизнес» Альфа-Банка — индивидуальные предприниматели и компании с выручкой до 350 млн рублей в год. Банк занимает 4% этого рынка в среднем по стране и около 10% в крупнейших городах. Статистическая выборка составила 1405 компаний в 64 городах России: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Краснодар и другие. В ходе онлайн-опроса эксперты выясняли оценки изменений таких показателей, как прибыль, выручка, размер среднего чека, количество клиентов, частота покупок и других, задавали вопросы о планах развития компаний и критериях успеха. Получена оценка влияния изменений в экономике на малый бизнес и собраны прогнозы на будущее. Положительные значения индекса означают преобладание позитивных оценок, отрицательные значения — негативных настроений над позитивными. Диапазон индекса от 100 до (-100) процентных пунктов.

Итоговый Индекс настроений малого бизнеса формируют четыре промежуточных индекса, характеризующих оценку текущей ситуации в экономике / в собственном бизнесе и ожидания на следующие шесть месяцев в экономике / в собственном бизнесе:

  • Индекс текущей ситуации в экономике (-78), снижение на 9 пунктов;
  • Индекс ожиданий в экономике (-47), снижение на 22 пункта;
  • Индекс текущей ситуации по компании (-24), снижение на 2 пункта;
  • Индекс ожиданий по компании (-1), снижение на 17 пунктов.

Полная версия исследования представлена в приложенном файле.

Итоги первой волны исследования в июне 2015 г. доступны по ссылке на сайте банка.

Пульс малого бизнеса (2 полугодие 2015)
Pulse_dec_2015.pdf, 1,76 МБ