Газета «Время МН» попросила руководителей крупнейших банков поделиться своими прогнозами возможного развития банковской системы в 2000 г.

28.12.1999

Несмотря на довольно сдержанный тон комментариев и весьма умеренный оптимизм, следующий год все же можно назвать годом надежды на оздоровление банковской системы и повышение ее платежеспособности.

Специалисты полагают, что в будущем году у российских банков есть все шансы успешно завершить переговоры с западными кредиторами о реструктуризации долгов. Однако, по мнению банкиров, в итоге все будет зависеть от политической ситуации (особенно от исхода президентских выборов).

Хотя в этом году увеличился объем кредитования реального сектора, дальнейшее предоставление ссуд экономике зависит от того, насколько быстро и успешно будет проходить реструктуризация банковской системы (как, впрочем, и самой экономики). Прошедший год показал, что специально созданное для этого АРКО занимается в основном локальными проектами. Это связано как с установкой властей на усиление роли региональных банков, так и с ограниченным финансированием агентства со стороны государства.

Несмотря на скандал с Bank of New York, сильно подмочивший репутацию российского бизнеса на Западе, финансисты надеются, что в новом году Россия все же сможет выйти на мировой рынок капиталов. Но и в этом случае успех будет зависеть не столько от макроэкономики и конъюнктуры рынка, сколько от политической ситуации в стране.

Гендиректор Арко А.Турбанов:

«Перед Новым годом, а тем более в канун празднования нового тысячелетия нельзя быть пессимистом. В начале года были прогнозы, что реструктуризация банковской системы не пойдет дальше принятия законов. Мы рады, что эти ожидания не оправдались. В 2000 году процесс оздоровления банковской системы обязательно продолжится, и он будет неразрывно связан с общим подъемом экономики».

Главный управляющий директор Альфа-Банка А.Кнастер:

«Банковская система состоит из двух частей. Первая — собственно платежная — уже нормально функционирует, и в ней никаких существенных сдвигов не будет. Ну, может быть, начнут использовать интернет для осуществления платежей. Вторая — финансирование банками реального сектора экономики — здесь я не вижу никаких перспектив. Иностранцы серьезно пойдут в российскую банковскую систему (как в польскую или венгерскую) не раньше 2002 года».

Вице-президент Мост-Банка А.Краснощеков:

«Слишком много невыясненных факторов может повлиять на развитие событий в следующем году. Не ясно, каким будет характер будущей власти страны, в этот вопрос не внесли определенности и думские выборы. Все должны решить выборы президента. В худшем случае банковскую систему страны ожидает длительная стагнация (в состоянии которой собственно она и находилась весь прошедший год)».

Председатель Совета Импэксбанка О.Киселев:

«Банки будут рекапитализироваться и постепенно восстановят потерянные рынки внутри страны. Возрастет роль банков с частным капиталом. Будет запущен процесс реструктуризации долгов перед западными кредиторами, но надеяться на приток западных капиталов не приходится. После выборов президента увеличится значение банков федерального масштаба».

Председатель Правления Банка «Ингосстрах-Союз» А.Годов:

«Оптимистичный прогноз — дальнейший рост капитализации банковской системы, повышение платежеспособности банков, активное развитие региональных рынков, появление новых возможностей для кредитования и ликвидного размещения ресурсов, прирост частных вкладов. Однако темпы восстановления банковской системы будут ниже желаемых, и возможности для размещения ресурсов вряд ли существенно расширятся. Недостаточный прогресс в реструктуризации реального сектора экономики обусловит высокие риски кредитования, что может привести к ухудшению качества кредитного портфеля многих банков».

Заместитель Председателя Правления ПроБизнесБанка М.Кузовлев:

«Отдельные банки, видимо, смогут решить проблему реструктуризации внешнего долга. Сложатся условия для частичного возврата России на международные рынки капиталов, возможно, увеличится объем иностранных инвестиций. Продолжится процесс формирования нынешних трех «центров силы»: стабильные «средние» банки — государственные банки — вертикально интегрированные холдинги. Накопленный опыт скорее всего не позволит повторить создания «избранных» структур, хотя такая опасность для системы сохраняется. Участие банков в политических играх чревато тем, что в благодарность те или иные структуры получат «исключительное» право (и тогда мы повторим ошибки четырехлетней давности) или по итогам выборов к тем или иным банкам начнут приниматься «организационные» меры».