Стремление быть первым

Михаил Горшков
Комсомольская правда № 61-т, Москва, 27.04.2006

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Первая буква греческого алфавита в имени — символ начала и лидерства — просто обязывала рулевых Альфа-Банка с первых же дней его «плавания» открывать новые горизонты в неизученном финансовом море России, добиваться реализации самых амбициозных планов.

Сколько стоит имя

Для иностранных банков, имеющих за плечами несколько веков исторического опыта, работающих в русле давно сложившихся традиций, 15 лет — не самый долгий срок. Для российских банков, делавших в начале 90-х годов свои первые шаги, 15 лет — это целая эпоха. За эти годы они прошли через стремительные взлеты и головокружительные падения, кризисы и борьбу за место под солнцем.

Альфа-Банк начинался с небольшой организации с минимальной бюрократией и неформализованным коллективом. В первые годы своей деятельности занимал далеко не первое место в рейтингах — был в седьмом десятке среди отечественных банков. Но именно в это время формировались ключевые характеристики Альфа-Банка, позволившие ему со временем занять лидирующие позиции на финансовом рынке России, — корпоративная ответственность и корпоративная культура.

Альфа-Банк стал едва ли не единственным частным российским банком, который преодолел все кризисы, не сменив ни имени, ни регистрации и, самое главное, выполнив все обязательства перед своими клиентами и сохранив незапятнанной свою репутацию. Что и подтвердил кризис 98-го года. Когда многие финансовые «титаники» пошли ко дну, Альфа-Банк бесперебойно производил все операции, а его пластиковые карты без ограничений принимались во всех торговых точках и банкоматах. В те месяцы была разработана и введена в действие новая программа «Защита вкладчика», с помощью которой клиенты Альфа-Банка могли перевести свои рублевые вклады в валютные. Банк тогда не только не потерял, а, наоборот, резко увеличил число корпоративных клиентов: каждую неделю в московских отделениях, филиалах и дочерних банках Альфа-Банка открывалось более 500 рублевых и валютных счетов.

Это всего лишь один пример грамотной и честной стратегии, благодаря которой к сегодняшнему дню банк смог войти в пятерку самых крупных и надежных российских банков стоимостью в 3,5 миллиарда долларов.

Не исключено, что заветная цель — стать безоговорочным лидером в отечественной финансовой сфере — для Альфа-Банка всего лишь вопрос времени. И, двигаясь по этому пути, он помогает и другим стать первыми.

Талантам надо помогать

Трудно предположить, сколько олимпийских наград наши спортсмены привезли бы из Турина, если бы не помощь спонсоров. Но одно сказать можно точно: в их «золоте» есть и крупица от Альфа-Банка, который за несколько месяцев до Игр вместе с десятком других крупных отечественных компаний вошел в созданный на добровольных началах комитет поддержки российских олимпийцев.

Это, кстати, не единственный социальный проект с участием Альфа-Банка: все свои инициативы он уже перевел на постоянную основу.

По мнению главы Альфа-Банка Петра Авена, будущее любого бизнеса связано с социальным благополучием, стабильностью, уровнем культуры и образования в стране.

Одно из приоритетных направлений этой деятельности Альфа-Банка — поддержка национального искусства. В регионах ежегодно проходят театральные фестивали с участием лауреатов национальной премии «Золотая Маска», концерты артистов Большого театра, балетной труппы Мариинского театра, камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета, джазовых коллективов.

Кстати, не случайно свой день рождения Альфа-Банк отметил недавно в стенах Большого театра, где сотни приглашенных гостей смогли насладиться искусством звезд русского балета.

Знакомый образ в толпе конкурентов

В стремлении соответствовать требованиям времени и ожиданиям своих клиентов Альфа-Банк в год своего 15-летия изменит фирменный стиль, объединив современный бренд молодого и динамичного «Альфа Банк Экспресс» с традициями и надежностью Альфа-Банка, который является одним из самых узнаваемых брендов России.

«В новом логотипе отражены принципиальные моменты нашей стратегии, — рассказывает директор по маркетингу Кирилл Турбанов. — Буква „А“ символизирует наше стремление быть первыми по уровню сервиса и инноваций. Красный цвет подчеркивает лидерство среди частных банков страны и вместе с этим создает ощущение уверенности и силы».
«Мы меняем нашу аудиторию, — раскрыл причину преобразований Петр Авен. — Наш ритейл становится более динамичным. А ему под стать должен быть и соответствующий бренд. Лично мне новый стиль очень нравится».

Лицом к лицу с клиентом

В 2003 году Альфа-Банк начал активно развивать розничное направление банковского бизнеса, а в 2004 году вышел на рынок потребительского кредитования. Одна из его задач — занять прочное место в тройке лидеров среди банков, выдающих кредиты населению.

В битве за клиента побеждает тот, кто лучше других понимает, что тому нужно. Уже сегодня отделения и филиалы Альфа-Банка работают по новым стандартам с использованием современных технологий, имеют современный дизайн и стиль общения. Поэтому неудивительно, что в некоторых регионах отделения Альфа-Банка без масштабных затрат на рекламу в течение нескольких месяцев становятся вровень с лучшими столичными отделениями, успешно конкурируя с местными банками.

В планах Альфа-Банка — уже в 2006 году занять не менее 10 процентов российского рынка потребительского кредитования, в том числе за счет развития таких перспективных направлений, как автокредитование и ипотека.

Есть у банка и свои разработки в области кредитных технологий, преимущество которых — простота работы с клиентом. Например, для получения товарного экспресс-кредита, размер которого доходит до 3000 долларов в зависимости от дохода заемщика, нужно предоставить всего два документа, включая паспорт. Решение о выдаче ссуды принимается через 15-20 минут. Погасить задолженность тоже просто, сделав это оптимальным для себя способом: через кассира-операциониста в отделениях банка, через приемные банкоматы Альфа-Банка, через банки-партнеры, через терминалы «Элекснет», систему «Контакт», а также с помощью банкоматов cash-in.

Сегодня банк намерен активно поощрять тех клиентов, кто не опаздывает с платежами. Это может быть снижение процентной ставки за кредит или увеличение в несколько раз максимальной суммы предоставляемого кредита.

В общем, по внешнему виду, уровню сервиса и подходам к ведению бизнеса Альфа-Банк сегодня можно уверенно назвать классическим западным банком, который при этом быстро адаптирует бизнес к российской действительности.

За кадром

Но какими бы узнаваемыми и привлекательными ни были отделения Альфа-Банка, каким бы ни был сервис, самым главным условием успешной работы с клиентом является наличие профессиональной команды. Актуальность лозунга «Кадры решают все» особенно остро проявилась в тот момент, когда банк активно начал развивать розничное направление бизнеса.

И при этом люди подбирались не только по наличию у них профессиональных навыков, опыта работы и умения решать сложные задачи, но и по схожести образа мышления. Команда розничного бизнеса была собрана в рекордные сроки — всего за полгода, став к началу прошлой осени командой стрессоустойчивых, креативных и коммуникабельных единомышленников.

Кстати, многие из тех, кто работает сейчас в этой команде, начинали свое общение с банком фактически со школьной скамьи. В 1995 году Альфа-Банк поставил перед собой задачу: отобрать способных и многообещающих выпускников и дать им возможность получить образование в области экономики, бизнеса и финансов в лучших московских вузах. Запуская этот проект, названный «Альфа-Шанс», банк при этом не ставил задачу подготовки собственных кадров: у стипендиатов программы перед ним не было никаких обязательств — каждый из дипломированных специалистов мог выбирать свой собственный путь в жизни.

«Осенью 1995 года я готовился поступать в Самарскую экономическую академию, — рассказывает Артемий Самойлов. — Пока отец не принес газету с объявлением о том, что Альфа-Банк помогает ребятам из глубинки. Решил попробовать и принять участие в конкурсе. Очень хотел выиграть, но тогда даже не представлял, как близки могут оказаться реальность и рекламный ролик — помните, тот, в котором солидный банкир открывал дверь в банк маленькому мальчику? После победы в конкурсе я поступил в Российскую экономическую академию имени Плеханова. А программа „Альфа-Шанс“ продолжалась: каждое лето, начиная с первого курса, нас приглашали на стажировку в банк, где я научился практически всему». Сейчас Артемий Самойлов работает риск-менеджером в Управлении рисками Альфа-Банка.

Только вперед

Сейчас Альфа-Банк реализует первую стадию амбициозной программы расширения розничной сети в регионах. А в этом году в развитие розничного бизнеса Альфа-Банк собирается инвестировать 125 миллионов долларов.

Я и Альфа

Петр Авен, президент Альфа-Банка:

 — До Альфа-Банка в моей жизни было несколько профессиональных периодов. До 1989 года я занимался наукой в АН СССР. Моя работа была связана с математической обработкой больших информационных массивов в сфере экономики. Затем был советником Министерства иностранных дел и в это же время работал по контракту ведущим научным сотрудником в Австрии в венском Международном институте прикладного системного анализа.

Третий этап моей карьеры связан с переходом осенью 1991 года в так называемое «правительство реформ» в качестве председателя Комитета внешнеэкономических связей — первого заместителя министра иностранных дел РСФСР, а в январе следующего года возглавил Министерство внешних экономических связей России. Когда я ушел из правительства, то начал заниматься бизнесом. Спустя некоторое время познакомился с Дмитрием Виноградовым и Михаилом Фридманом, мы начали сотрудничать. Я стал консультантом Альфа-Банка.

Когда я ушел из политики, решив не возвращаться в науку, для меня лично это было очень тяжело. В бизнесе совершенно другая культура взаимоотношений, чем в мире науки, другие правила, очень непростая среда. До работы в банке у меня не было жесткого режима, как не было и управления таким множеством людей. Фактически я оказался в новом мире.

Адаптироваться в нем помог мой опыт работы в науке. В бизнесе очень важно уметь видеть проблему с разных сторон, излагать свои мысли просто и ясно, делать презентации. Не говоря уже о навыках анализа, навыков представления материалов, написания деловых бумаг.

Алексей Леонов, вице-президент Альфа-Банка:

 — В 1991 году я был досрочно уволен из Вооруженных сил. Я думаю, со мной расправились за то, что у меня была «непопулярная» среди чиновников того времени депутатская программа.

Я всю жизнь отдал армии, прослужив 39 лет, и, конечно, для меня это увольнение было трагедией. В общем, остался не у дел и без всего. Пенсия была такая, что только и можно на нее было бутылку водки купить.

Мой приход в Альфа-Групп связан с именем генерального директора Альфа-Эко Александра Марковича Фаина. Он в свое время работал с Сергеем Павловичем Королевым. Хорошо знал и меня — я-то был генералом «технических и экономических кровей»: занимался и строительством, и заказами на различную технику. И меня пригласили на работу. Я был избран президентом Фонда «Альфа-Капитал», который формировался на средства Альфа-Банка. Моей задачей в те времена было приобрести предприятия, которые возглавляли «красные директора», не знающие даже, что делать в новых экономических условиях.

Сейчас Альфа-Капитал прекрасно работает, мы открыты. Каждый человек 2 раза в год может прийти и забрать свой пай, купить, продать. В 1998 году фонд подчинили центральному управлению, и, став вице-президентом Альфа-Банка, я занялся формированием сети отделений Альфа-Банка. Южно-Сахалинск, Калининград, Мурманск, Краснодар, США, Казахстан, Голландия, Украина — теперь везде есть у нас филиалы. Нет практически ни одного филиала в стране, где бы я не был. Знал все офисы: где находятся, сколько сотрудников, какие капиталы сосредоточены.

Дмитрий Маликов, артист:

 — Дружеские отношения с Альфа-Банком у меня начались давно — точно даже и не помню когда, кажется, лет 12 назад. Я просто помню, что, сколько существует современный российский бизнес, всегда существовал и Альфа-Банк, который был на плаву и был в авангарде всех банковских структур. С тех пор в творческом плане наша дружба окрепла. Я, например, помогал ребятам из банка организовывать новогодние вечера. В Альфа-Банке коллектив очень хороший, сплоченный, дружный — начиная с руководящего состава и заканчивая простыми сотрудниками. Все очень приятные, доброжелательные, умные и классные люди.

Ну и, конечно, мы обязаны Альфа-Банку тем, что с его помощью к нам приезжали такие «киты» шоу-бизнеса, как Тина Тернер, Стинг, Элтон Джон, Фил Коллинз, — те музыканты, которых, как мне кажется, мы не увидели бы в России никогда. И тем более пообщаться. Я немного знаком с руководством банка и поэтому имел возможность пообщаться со Стингом, Уитни Хьюстон, пожать им руку, сказать «спасибо» за их творчество. Это тоже очень приятно.

Я искренне желаю Альфа-Банку, чтобы его корпоративный дух доброжелательности и профессионализма оставался, множился и чтобы мне и дальше удавалось поздравлять весь его коллектив с успехами и с юбилеями.

Справка «КП»

Сегодняшний Альфа-Банк — это финансовый «универсам», который обслуживает как частных, так и корпоративных клиентов: он обслуживает более 1,5 миллиона клиентов и более 40 тысяч компаний и предприятий, большинство их которых являются крупнейшими организациями России.

Альфа-Банк создал разветвленную филиальную сеть — важнейший канал распространения услуг и продуктов. В Москве, регионах России и за рубежом открыто 121 отделение и филиал банка, в том числе дочерние банки на Украине, в Казахстане и Нидерландах, а также Татарстане. Представительства банка действуют в Великобритании и США.

Альфа-Банк за годы своей работы получил множество наград. Среди них — две международные награды (за 2004 и 2005 годы) The Operational Risk Achievement Award «За внедрение наилучшей системы управления операционными рисками в компании, работающей на развивающихся рынках», что является беспрецедентным случаем в международной практике.