Желаем видеть конкурентов

Мария Ильина
Биржа, Нижний Новгород, 17.12.2001

Развитие клиентской базы через расширение услуг — главный девиз Альфа-Банка на будущий год. О планах банка и своем отношении к российскому банковскому сектору рассказали на пресс-конференции в Москве Михаил Фридман, председатель совета директоров банка, и Петр Авен, президент Альфа-Банка.

В будущем году Альфа-Банк останется универсальным, будет делать ставку на предоставление сложных услуг, расширение филиальной сети в регионах и внедрение розничного бизнеса — ритейла. Альфа-Банк зарегистрирован в 1998 году с уставным капиталом 768,679 млн рублей, среди учредителей присутствует Европейский банк реконструкции и развития. За недолгое время своей деятельности достиг серьезных успехов. Открыты его филиалы в Нью-Йорке и Лондоне, создана система «альфа-директ» — электронная торговля акциями через интернет. На его долю приходится 7,6% регионального рынка по всей стране. Кредитный портфель Альфа-Банка составляет более полутора миллиардов долларов. За текущий год депозитная база банка выросла на 80%, количество клиентов увеличилось на 30%. По эмиссии пластиковых карт «Альфа-Банк» занимает второе место после Сбербанка, а по обороту в эквайринге — первое. Изменилось соотношение регионального и столичного бизнеса в банке, теперь оно составляет 35% в регионах и 65% в Москве вместо 10% и 90% соответственно. Выросла региональная сеть филиалов, за этот год открыто 10 филиалов, из них лишь один — в Москве.

Следуя стратегии универсальности, Альфа-Банк сегментировал свою клиентскую базу, которую можно разделить на московских, крупных клиентов, малых корпоративных, средних региональных и физических лиц. В стратегии на следующий год руководство банка заявило, что делает ставку на развитие международных пластиковых карт, количество которых вырастет до 700 тысяч (в 3,5 раза). Банк постепенно будет отходить от зарплатных проектов. Будет делаться ставка на предоставление сложных услуг, к которым относится лизинг и инвестиционные кредиты. Сейчас инвестиционный портфель банка составляет около 160 млн долларов. Как было заявлено на пресс-конференции, завершен сбор фонда прямых инвестиций, что позволит приобретать компании в непосредственную собственность банка.

Что касается всей банковской системы России, то, по словам Петра Авена, банковский сектор — наиболее развитая часть всей экономики России, но это не значит, что он развит достаточно. Наша экономика страдает от малых объемов торговли, отсутствия прямых инвестиций. К примеру, в этом году Россия получила лишь1% прямых инвестиций из-за рубежа, и сдвига не предвидится. Задача банков — изменить подобную ситуацию.

На вопрос, что сулит банковскому сектору вступление России в ВТО, Петр Авен отметил, что приход иностранцев в российскую систему банков будет очень полезным. Это заставит банки работать, наращивать капитал. Положительным этапом можно считать и переход на международные стандарты отчетности. Очень важно, считает Петр Авен, ввести требования к капиталу банков. Это должно способствовать банковской консолидации. Атавизмом, по его мнению, можно назвать присутствие государственного пакета акций в малых банках. Государство должно из них выйти, так как мешает их развитию. Совсем другое дело — крупные банки, в которых доля государства должна частично присутствовать.

Как заявил на пресс-конференции Михаил Фридман, необходимо, чтобы в России было много универсальных банков, должна быть здоровая конкуренция. Она поможет минимизировать ставки по услугам, что выгодно клиентам. Без нее развитие бизнеса течет вяло. Сейчас у Альфа-Банка на рынке розничных услуг серьезной конкуренции, кроме Сбербанка, нет. Продажа широкого спектра услуг технологически возможна при слиянии различных бизнесов, например банковского и страхового, но в России этот процесс находится в зачаточном состоянии. Банки стараются объединяться, входить в финансово-промышленные группы. Как заметил Михаил Фридман, здесь есть для банков отрицательный и положительный моменты. Вхождение банка в промышленную группу может вызвать трения между руководством, с другой стороны, родство с финансовыми группами является страховкой для банковского бизнеса. В качестве примера можно привести Альфа-Групп, где банку удается выстраивать отношения со всеми ее членами. При выдаче кредитов Альфа-Банк не дает преференций компаниям из Альфа-Групп, даже старается ограничить долю кредитного портфеля для них.

Михаил Фридман отметил, что банковский бизнес технологически сложный, более трудоемкий и менее доходный, чем сырьевой. Тем не менее руководство Альфа-Банка высказало желание продолжать концентрироваться именно на банковском, а не на лоббистском бизнесе и заявило, что желает видеть рядом с собой достойных конкурентов.