Не заблокируй себе отпуск

Компания, 02.04.2012

Приближается пора майских праздников, в ожидании которых россияне уже начали планировать свой отдых за рубежом. О том, как «не заблокировать» себе отпуск при снятии средств с помощью пластиковой карты, и о каких мерах безопасности нужно помнить, в интервью журналу «Компания» рассказывает Владимир Бакулин, начальник управления мониторинга дирекции мониторинга электронного бизнеса Альфа-Банка.

— Владимир, какие советы вы можете дать клиентам, отправляющимся в поездки, чтобы они внезапно не остались без доступа к деньгам?

— Хорошее решение — иметь под рукой карту «про запас», которой можно воспользоваться в экстренном случае. Почти все пакеты услуг Альфа-Банка позволяют выпустить такую карту бесплатно. Если перед отпуском привязать ее к нужному счету, то даже в случае блокировки основной карты у клиента останется доступ к своим средствам. Перед поездкой также стоит подключить SMS-услугу «Альфа-Чек» (первый месяц пользования — бесплатно), которая позволит быть в курсе движения средств по счетам и в случае странных списаний даст возможность клиенту самому заблокировать карту. Кроме того, в поездках старайтесь избегать операций с вводом ПИН-кода и никогда не пользуйтесь картой на рынках и в других «неофициальных» местах.

Необходимо также позаботиться о том, чтобы банк всегда мог до вас дозвониться, то есть держать телефон под рукой. Наконец, нужно изучить памятки по безопасному пользованию пластиковыми картами на сайте банка www.alfabank.ru.

— В каких странах наиболее часто встречаются случаи хищения средств со счета карты?

— География мошенничества сегодня охватывает весь мир. Мы отмечали и Турцию, и Таиланд, и Мексику, и Западную Европу. В Турции, например, очень распространены так называемые pos-office, якобы осуществляющие функцию выдачи наличных с карты. На самом деле, фальшивый терминал просто копирует данные карты, которая зачастую опустошается еще до отъезда туриста из страны.

— По какой причине карта клиента может быть заблокирована принудительно?

— Если есть вероятность хищения средств со счета карты. В одних случаях происходит компрометация карты, то есть ее данные попали к третьим лицам и продолжать ею пользоваться опасно. Такая блокировка окончательна, а карта подлежит перевыпуску с новым номером. Если же речь идет о подозрительной операции, то карта блокируется временно, до подтверждения этой операции клиентом.

— «Подозрительной» является любая операция, совершенная за границей? Как выявляется мошенничество?

— У каждого банка свои инструменты мониторинга. Альфа-Банк использует собственную систему, за счет которой происходит базовый анализ, то есть выявление подозрительных операций по соответствию ряду заданных параметров. Но машина не может предусмотреть многих нюансов, поэтому к процессу обязательно подключается специалист управления мониторинга: анализирует информацию по клиенту и принимает решение, блокировать или нет. Например, транзакции в двух разных странах в течение двух часов: для компьютера это мошенничество, а для человека, например, если хотя бы одна из операций прошла в duty free или банкомате аэропорта, — фактор в пользу правомерности операции.

— Насколько эффективен такой подход?

— За счет него, даже по самым грубым подсчетам, ежемесячно мы сохраняем от мошенников порядка $2 млн на счетах наших клиентов. Схема действий отработана до автоматизма, ведь каждая секунда — это чьи-то деньги.

— Что делать, если карта не принимается к оплате или обслуживанию в банкомате?

— Как можно быстрее позвонить в телефонный центр Альфа-Банка, набрав далее цифру 3 для экстренной блокировки/разблокировки карты. Клиент сразу будет направлен к нужному специалисту, который поможет с дальнейшими действиями. Кстати, мы учли, что звонки из роуминга дороги, поэтому в нашем телефонном центре они обрабатываются в приоритетном порядке. Совместными усилиями мы лишим мошенников шансов на успех.