«Такого положения не было никогда. Сегодня доверие к банкам страны очень сильно, говорят банкиры. Больше 50% средств, размещенных в банковском секторе, доверено на период больше одного года. Но нам нужна защита от недобросовестных клиентов!». Олеся Степанова Новотульский металлург, Тула, 14.11.2006 |
Кризиса неплатежей не будет
«Буржуазные апологеты, извращая природу и роль потребительского кредитования, изображают его как фактор подъема народного благосостояния. В действительности потребительское кредитование служит орудием эксплуатации трудящихся. Получая заработную плату недостаточную для покупки за наличный расчет ряда товаров, в частности предметов для длительного пользования, рабочий вынужден покупать эти товары в кредит у розничных торговцев, и последние используют это для повышения цены на продаваемые товары, осуществляя тем самым дополнительную эксплуатацию трудящихся. Потребительское кредитование означает дополнительную кабалу, так как зачастую в результате лишения заработка в результате безработицы они не могут выплатить свои задолженности».
Эта выдержка из финансово-кредитного словаря 1964 года сейчас воспринимается с улыбкой, но очевидно то, что ростовщиков никогда не любили, и общественное мнение всегда было на стороне должника. Русский человек и сегодня порой демонстрирует неуважительное отношение к кредитору. Иной раз люди находят за высшую доблесть не вернуть свои долги. Мол, богатый банкир обойдется в банке денег и так много.
В последнее время все чаще слышны предупреждения возможности финансового банковского кризиса из-за непогашения долгов по кредитам. Выводы аналитиков основываются на том, что доля невозврата приближается к 10%. Объемы долгов по потребительским кредитам в прошлом году выросли в 2,7 раза. В Западных же странах показатель в 5% уже вызывает массу тревог.
По данным Центрального Банка России объемы просроченного кредита не столь велики.
«Не стоит драматизировать ситуацию, заявил Заместитель Председателя Правления по безопасности и режиму, начальник службы экономической безопасности Альфа-Банка Сергей Бакумов, на инициированной Альфа-Банком конференции Российский банковский сектор: взгляд в будущее. Структура кредитов Российских банков отличается от европейских. Доля кредита населению в общей массе кредитования составляет около 20%. Остальные кредиты берутся корпоративными клиентами. Так что у нас есть некий запас прочности. И все же проблему невозврата кредитов нельзя игнорировать».
Основной причиной невозврата специалисты считают тот факт, что в России не сформирована культура займов.
По словам Сергея Бакумова, в США и Западной Европе принято платить по долгам: «У нас же любая финансовая структура воспринимается как нечто чуждое обществу, и взять деньги и не отдать, становится, чуть ли не нормой. Этому способствует и семидесятилетнее воспитание советской властью, сила пресловутого все вокруг народное, все вокруг мое. Слово банк в переводе с итальянского означает стол, и многие люди норовят взять с этого стола и не положить обратно».
Второй причиной называется безответственность заемщиков, их неумение оценить свои финансовые возможности.
Как правило, это молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь. Кредит для них способ быстрого решения проблем. При этом они полагают, что могут вовремя его вернуть.
Кто-то рассчитывает на премии, кто-то на наследство, но премию не выплатили, наследство не получено, а надежно только одно «долговая яма».
Очевидно, что пройдет немало лет, прежде чем русский человек научится ответственности перед кредитором и умению цивилизованно жить в долг.
Третья причина мошенничество.
«Чаще всего не возвращают кредиты малообеспеченные граждане, за вознаграждение готовые оформить на свое имя кредит и отдать деньги своим так сказать, партнерам, говорит Сергей Бакумов. Те уверяют, что погашать ссуду не придется, мол, у них все схвачено. Но, взяв кредит, они через некоторое время пропадают. А что взять банку с малообеспеченного клиента?».
В прошлом году трое безработных взяли в одном из банков, расположенных в Туле, кредиты на покупку машин, предоставив липовые документы о том, что якобы каждый из них работает заместителем директора крупного предприятия и получает внушительную сумму в виде зарплаты. Купив машины, находчивые ребята продали их по дешевке и были таковы. Попытка службы безопасности банка отыскать мошенников успехом не увенчалась, и вскоре банк обратился в правоохранительные органы.
Летом этого года суд признал трех мошенников виновными и приговорил каждого к условной мере наказания и к не очень большому денежному штрафу.
Как-то в Альфа-Банк пришел клиент, заявивший, что работает в одной из крупнейших в стране фирм, и предоставивший справку о своих доходах. При проверке службой безопасности банка выяснилось, что клиент чернорабочий, к крупной фирме никакого отношения не имеет
«Иногда доходит до курьезов, рассказывает Бакумов. Один клиент при оформлении кредита в графе работа написал менеджер-дояр и указал зарплату в 700 долларов. Служба безопасности выяснила, что его собирала за кредитом вся деревня, в которой уже и коров-то давно не было».
Причин больших банковских рисков при выдаче кредита несколько. Конечно, бывают случаи, когда мошенники входят в сговор с банковскими работниками, принимающими решение о выдаче ссуды. Те, за вознаграждение им предоставляют кредит. Но это случается довольно редко.
Порой клиент не внимательно читает банковские документы, и не знает, сколько конкретно он должен будет, в итоге, вернуть денег. Мечта близка, и человек не спешит утруждать себя чтением договора. Когда деньги получены и использованы, и настает время возвращать долги, оказывается, что сделать это не только довольно трудно, но и невозможно.
Создает зону риска и несовершенная система проверки состоятельности клиента. За полчаса час, которые берут банки для проверки, очень трудно разобраться в ситуации и личности, если, конечно, это не «менеджер-дояр».
Бывают ситуации, когда клиентам отказывают в кредитах без видимых причин.
Наша читательница рассказала, что обратилась в банк с просьбой об автокредите. Предоставленную ею информацию о месте работы и заработке проверили надлежащим образом. Все нормально. Поздно вечером (!) позвонили ее доверенному лицу, но тот, находясь в командировке в другой стране, разговаривать не стал. В итоге даме отказали в кредите: «С вами все нормально, а вот ваше доверенное лицо ». И наша читательница и ее доверенное лицо люди вполне состоятельные и никаких проблем с возвратом кредита у них быть не могло.
«Статисты говорят, что люди определенного возраста, пола, определенного достатка и положения ведут себя примерно одинаково. Есть группа неблагонадежных людей и если вы по параметрам попадаете в нее, что никто не станет разбираться с вашими скрытыми данными, вам просто не дадут кредит», объясняет Бакумов.
Получается, что в этом случае просто перестраховались.
Банкиры говорят: «Сколько не перестраховывайся, а все равно можешь нарваться». Тем более что мошенники зачастую выглядят вполне успешными и благополучными и уж, конечно, их доверенные лица разговаривают со службами безопасности в любое время суток и из любой страны или «соседней подворотни».
Специалисты говорят, что настала пора создания единого информационного поля о заемщиках, чтобы можно было узнать, когда и где человек брал кредит, как расплачивался, не занимал ли деньги параллельно в разных банках. Такая система действует в США и, говорят, себя оправдывает.
Казалось бы, банки должны быть заинтересованы в создании такой службы, но старания некоторых из них себя защитить простираются не дальше создания собственных информационных агентств, которые позволяют знать кредитную историю данного человека в данном банке.
Впрочем, это дело банка, как работать с должниками, как и кому вести дела с кредитуемыми: службе безопасности ими заниматься или отдавать дело другим организациям и агентствам.
Существуют специализированные коллекторские агентства, которые занимаются поиском должников и убеждением вернуть деньги банку. Но таких служб мало и, по сути, они не несут финансовой ответственности. «Вы нам отдайте долги, а мы попробуем с ними что-нибудь сделать. А не получится заберите свои долги обратно».
Некоторые уставшие от клиентского беспредела банкиры, предлагают экстремальные способы борьбы с должниками. К примеру, ставить таковым в паспорте специальную отметку о ненадежности и некредитоспособности его владельца, а так же ограничивать их выезд за границу. Однако это противоречит законам страны, и, следовательно, остается фантазией на тему возмездия.
«Нужна нормативная база, нужен закон о банкротстве физических лиц, считает начальник службы экономической безопасности Альфа-Банка Сергей Бакумов. В случае невыплат, человек объявляется банкротом, составляется график его выплат по долгам и на это короткое время он освобождается от выплат всего долга. В то же время для него вводится запрет на предпринимательскую деятельность».
Эта практика освоена в США, и позволяет тем, кто хотел бы выплатить долг, но не рассчитал свои возможности, не пускаться в безнадежные бега, в тщетной попытке затеряться, а все-таки гасить долг посильными частями.
Но российским клиентам не стоит забывать, что банкам удается вернуть кредиты и наказать должника, что в перспективе нас ожидает не банковский кризис, а судебное делопроизводство по поводу тех, кто взял в долг и не вернул.
В конце концов, как бы человек не относился к ростовщикам и банкирам, он обязан вернуть то, что взял. И, несомненно одно настала пора повышать ответственность банков перед кредитуемыми и кредитуемых перед банками.
Над этим сегодня работают представители банковского сектора, а так же законодательной и исполнительной власти страны.