Эмитенты • 10 июня в 15:08
Разбираемся, интересны ли акции ЕвроТранса для инвесторов
Е
ЕвроТранс
ЕвроТранс — один из крупнейших независимых топливных операторов в Московском регионе. Управляет сетью из 57 автозаправочных станций (АЗС), нефтебазой, фабрикой-кухней. Разбираемся, интересны ли акции ЕвроТранса для инвесторов.
Компания вышла на IPO в конце 2023 года по цене 250 руб. за акцию. На пике цена бумаг превышала 450 руб., но к текущему моменту котировки упали до 122 руб.
Выручка ЕвроТранса формируется из четырёх ключевых компонентов:
Оптовые продажи топлива (77% выручки по итогам 2024 года). Представляют собой продажи операторам АЗС, своп-сделки с нефтепродуктами и продажи другим потребителям.
Розничные продажи топлива (19% выручки).
Продажи сопутствующих товаров (3% выручки). Включают в себя продажи в магазинах и кафе при АЗС.
Электропроект (1% выручки). Быстрорастущий сегмент электрозаправочных станций.
Выручка компании резко выросла в 2023 году — компания воспользовалась благоприятной конъюнктурой на топливном рынке во II полугодии и резко нарастила оптовые продажи топлива, сформировав пул новых клиентов в сегменте. За 2024 год выручка выросла на 47%. Компания планирует продолжать обслуживание сформировавшейся в 2023 году клиентской базы в 2025 году, однако такого взрывного роста не ожидается: объёмы продаж прогнозируются чуть выше уровней 2024 года.
На уровне EBITDA в разбивке по сегментам картина меняется следующим образом:
оптовые продажи топлива (50% EBITDA по итогам 2024 года)
розничные продажи топлива (27% EBITDA)
продажи сопутствующих товаров (19% EBITDA)
электропроект (4% EBITDA)
Самый крупный сегмент по выручке — оптовые продажи — является наименее маржинальным (около 6% рентабельность EBITDA). Наиболее прибыльные направления: продажа сопутствующих товаров (около 55% рентабельность EBITDA) и электропроект (около 60%). По итогам 2024 года показатель EBITDA увеличился на 38% год к году на фоне роста выручки.
Чистая прибыль ЕвроТранса в 2024 году выросла лишь на 7%. Основной фактор давления — возросшие процентные расходы в связи с увеличением ключевой ставки ЦБ РФ, а также на фоне увеличения долговой нагрузки в абсолютном выражении.
По нашим оценкам чистый долг с учётом аренды за 2024 год вырос на 14%, до 45,4 млрд руб. При этом отношение чистый долг/EBITDA опустилось до 2,7х против 3,2х годом ранее на фоне роста EBITDA.
Половина долга приходится на лизинговые обязательства, привлечённые под плавающую ставку — из-за этого компания особенно чувствительна к денежно-кредитной политике Банка России.
Увеличение долга происходит на фоне отрицательных свободных денежных потоков (FCF) и выплаты дивидендов. Отрицательные денежные потоки являются одним из ключевых проблемных моментов в кейсе компании. Показатель FCF с учётом выплаченных процентов за 2024 год был на уровне -3,5 млрд руб. Крупные оттоки в 2023 году связаны с увеличением оборотного капитала под отмеченные ранее оптовые продажи топлива. Операция финансировалась за счёт размещения облигаций и средств, привлечённых на IPO.
Дивидендная политика ЕвроТранса предполагает выплату не менее 40% прибыли. Менеджмент отмечал, что в первые годы после IPO выплаты будут не менее 65–75%.
По итогам 2024 года выплаты могут достичь 27,49 руб. на акцию (около 22% дивидендной доходности). Объём выплат соответствует 79% от чистой прибыли по МСФО за период.
Свободный денежный поток стабильно отрицательный, но компания выплачивает крупные дивиденды. Можно сказать, что они финансируются за счёт увеличения долговой нагрузки и денег, полученных в рамках IPO. В условиях повышенной долговой нагрузки и высоких процентных ставок такая щедрость в отношении акционеров не до конца понятна.
По итогам 2025 года ЕвроТранс ожидает:
Выручка выше 200 млрд руб. (+9% к уровню 2024 года)
EBITDA более 20 млрд руб. (+22% к уровню 2024 года)
Драйвером опережающего роста EBITDA станет рост выручки в наиболее маржинальных сегментах — электропроекте и продаже сопутствующих товаров. Компания намерена добиться этого благодаря обновлению формата АЗС и за счёт эффекта от установки электрозаправочных колонок.
ЕвроТранс не публикует финансовые результаты по МСФО за I квартал, но по данным российского учёта выручка выросла на 27% г/г, до 39,1 млрд руб., а чистая прибыль на 32% г/г. Показатели по РСБУ и МСФО различаются, но в целом сопоставимы.
Фокус развития ЕвроТранса сейчас смещён на развитие энергопроекта, обновление АЗС. В 2025 году все станции будут оборудованы электрозарядной инфраструктурой, к 2030 году энергопроект, по оценкам компании, будет генерировать не менее трети EBITDA (около 12–14 млрд руб.). Такой вектор развития связан с большим потенциалом рынка электромобилей в России. По оценкам Минэкономразвития, к 2030 году количество электромобилей в РФ может вырасти почти в 22 раза к уровню на конец 2024 года.
Кроме того, ЕвроТранс реализует газовый проект: компания намерена получить разрешение Ростехнадзора на реализацию газа в III квартале 2025 года, а с IV квартала ожидается запуск пилотного проекта. Это один из шагов в сторону создания универсальных АЗС, где потребителям будет предлагаться обычное топливо, электрозарядка и газ.
На российском рынке нет сопоставимых аналогов. На наш взгляд, наиболее репрезентативно сравнивать компанию с ретейл-сектором. По мультипликатору P/E компания дешевле всех конкурентов по сектору, но с учётом долговой нагрузки более репрезентативен мультипликатор EV/EBITDA — здесь оценка незначительно ниже средних значений. Долговая нагрузка превышает уровни большинства сравнимых компаний.
Дивидендная доходность ЕвроТранса намного превышает уровни сопоставимых компаний. С ним может сравниться лишь ИКС 5, но только благодаря ожидаемой выплате спецдивидендов в 2025 году.
Отрицательный свободный денежный поток. FCF компании в последние годы стабильно отрицательный, но при этом ЕвроТранс выплачивает крупные дивиденды.
Ожидается снижение коэффициента дивидендных выплат. Менеджмент отмечает, что на 2024–2025 годы приходится наибольший объём выплаты дивидендов. Далее, до 2027 года, коэффициент выплат от чистой прибыли может снизиться до 60–70% (79% по итогам 2024 года).
Оферта от акционеров. Крупные акционеры ЕвроТранса в сентябре 2024 года объявили оферту на выкуп до 20 млн акций компании в августе 2027 года. Цена выкупа — 350 руб. за акцию (текущая цена бумаги — 122 руб.). Выставление оферты крупными акционерами можно расценивать как сигнал о недооцененности акций, а цену 350 руб. своеобразным ориентиром для котировок.
ЕвроТранс — интересная и недорогая компания с перспективами улучшения рентабельности в ближайшие годы. Долгосрочные перспективы роста зависят от насыщения рынка электромобилей в РФ.
Компания активно развивает сегмент сопутствующих продаж — это высокомаржинальное, но при этом стабильное направление, которое слабо зависит от состояния рынка.
Долговая нагрузка повышенная, и при этом компания выплачивает крупные дивиденды. На наш взгляд, такой подход не совсем оправдан, учитывая, что около половины заимствований привлечены под плавающую ставку. Компания является бенефициаром смягчения ДКП.
ЕвроТранс намерен снижать долговую нагрузку. Цель — ниже 2х чистый долг/EBITDA на конец 2026 года. Вероятно, компания будет добиваться этого за счёт увеличения EBITDA, сильного снижения долга в абсолютном значении не ожидаем.
В 2025 году компания ожидает рост выручки (+9%) и EBITDA (+22%). Чистая прибыль будет под давлением высоких процентных ставок. Разворот ДКП был бы позитивным драйвером для акций.
Ожидается снижение коэффициента дивидендных выплат до 60–70% против 79% по итогам 2024 года.
Дмитрий Пучкарёв, инвестиционный аналитик
Альфа-Инвестиции
Главное сейчас
10 июня в 16:57
Рынок облигаций. Реакция на решение ЦБ
10 июня в 13:29
Дневник трейдера – 9. Восстанавливаюсь шаг за шагом.
10 июня в 12:21
Портфель на 50 тыс. рублей. Что в него добавить
Понадобится всего несколько минут. Счёт откроется с базовым
© 2001-2025. АО «Альфа-Банк», официальный сайт. Генеральная лицензия Банка России № 1326 от 16 января 2015 г. АО «Альфа-Банк» является участником системы обязательного страхования вкладов. Информация о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами. Центр раскрытия корпоративной информации. Информация о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится Банк. Ул. Каланчевская, 27, Москва, 107078. АО «Альфа-Банк» является оператором по обработке персональных данных, информация об обработке персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных отражены в Политике в отношении обработки персональных данных. АО «Альфа-Банк» использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Если вы не хотите, чтобы ваши пользовательские данные обрабатывались, пожалуйста, ограничьте их использование в своём браузере.
Дисклеймер
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией