Компания стала публичной, её акции торгуются на бирже, инвесторы вложились — вроде всё работает. Но бизнесу вновь могут понадобиться деньги: на новый проект, погашение долгов или покупку конкурента. Один из способов — выпустить ещё акций, то есть провести допэмиссию. Разбираемся, как происходит этот процесс и что о нём нужно знать инвестору.
Дополнительная эмиссия — это выпуск новых акций акционерным обществом для увеличения уставного капитала. После выпуска компания размещает акции на бирже и таким образом получает дополнительные средства в бизнес.
Чаще всего деньги привлекают с такими целями:
финансирование инвестиционных проектов (строительство, покупка оборудования и т. п.);
улучшение финансовой устойчивости (погашения долгов);
приобретение других компаний (сделки по слиянию и поглощению, M&A).
Приняв решение о допэмиссии, компания определяет, каким способом будут размещаться новые акции. От этого зависит, кто сможет купить бумаги, будет ли расширен круг акционеров и как рынок воспримет событие.
Различают три основных варианта размещения.
Закрытая подписка. Размещение акций проходит для ограниченного круга заранее определённых инвесторов — например, мажоритарных акционеров, аффилированных лиц или стратегических партнёров. Такая процедура не является публичной.
Открытая подписка. Компания предлагает выкупить новые акции всем действующим акционерам, часто — пропорционально их доле.
Публичное размещение на бирже (Dilutive FPO). Это один из способов размещения акций при дополнительной эмиссии, и только тогда, когда размещение проводится публично, через биржу, среди неограниченного круга лиц.
Для инвесторов главный риск при размещении новых акций — размывание доли. Когда компания выпускает новые акции, доля её действующих акционеров в капитале уменьшается, если они не участвуют в подписке. Но дело не только в цифрах — это влияет и на доход инвестора, и на сам бизнес.
Вот чем это выражается:
Меньше дивидендов. Если прибыль не растёт, но делится на большее количество акций, каждый акционер на одну бумагу получит меньше.
Снижение веса при голосовании. Возможность инвестора влиять на решения общего собрания акционеров уменьшается.
Рынок может воспринять допэмиссию как тревожный сигнал. Например, решить, что у компании проблемы с ликвидностью или снижается прибыль. Это будет давить на котировки, особенно если размещение идёт по цене ниже рынка.
Новый акционер может перехватить контроль. Особенно актуально при закрытых допэмиссиях. Это значит, что возникают риски смены стратегии или ухудшения условий.
На рынке известен механизм SPO — вторичное публичное размещение акций. И это отличный от допэмиссии акций процесс. Несмотря на это, часто в СМИ биржевые размещения акций дополнительного выпуска тоже называют SPO. Но это не верно. Давайте разберёмся почему.
При SPO крупный акционер, как правило, продаёт на бирже уже существующие собственные акции. Количество бумаг в обращении от этого не меняется, доли действующих акционеров не размываются, только увеличивается free-float.
Компания выпустила 1 млн акций. 800 тыс. акций, или 80%, принадлежит основателю компании, остальные 200 тыс., или 20%, находятся в свободном обращении на бирже.
Основатель решил провести SPO и выделил для этого 100 тыс. собственных акций. Допустим, спрос был удовлетворён полностью. В этом случае доля акций основателя компании снизится до 70%, а в свободном обращении окажется 30% бумаг, которыми могут владеть миноритарии. Общее количество бумаг не изменилось, был и остался 1 млн. А те, кто докупил бумаги на SPO, увеличили свои доли.
Рынок обычно воспринимает SPO нейтрально или даже позитивно в долгосрочной перспективе, хотя в момент объявления возможно снижение: это сигнал, что крупные акционеры готовы фиксировать прибыль, а рынок — выкупить бумаги. Такие размещения часто проходят через ABB-схему (Accelerated Bookbuild) — это быстрый сбор заявок от инвесторов за 1–2 дня. Иногда SPO проводится «в закрытую» — без открытой книги заявок и только для заранее выбранных покупателей.
Если же компания проводит допэмиссию и продаёт на бирже акции дополнительного выпуска, такое размещение называется FPO (Follow-on Public Offering). Российский рынок часто относится к таким событиям настороженно: возможно потенциальное давление на котировки, особенно если цена размещения ниже рыночной, кроме того, размывание долей приведёт к снижению размера дивиденда на акцию.
Компания изначально выпустила 1 млн акций. Позже было решено выпустить и разместить дополнительные 100 тыс. акций. Общее количество акций выросло до 1,1 млн акций.
Допустим, инвестор изначально владел 20% капитала, или 200 тыс. акций. Увеличение количества акций размоет долю до 18,1% (200 тыс. / 1,1 млн).
Перечислим, что нужно делать, если компания объявила о допэмиссии.
Изучите условия и вид эмиссии. Обычно выпуск новых акций анонсируют заранее — с указанием объёма, цены и даты подписки.
Сравните цену размещения с рынком. Если цена заметно ниже — это может давить на котировки. При этом размещение не может проходить по цене ниже номинала акций (его можно узнать на сайте биржи). Из-за этого некоторые компании не могут проводить размещение дополнительных акций.
Проверьте цель эмиссии. Развитие бизнеса — плюс. Что-то другое (например погашение долгов без роста выручки) — повод насторожиться.
Будьте внимательны! Если компания регулярно прибегает к допэмиссиям, это с каждым разом размывает доли миноритариев.
Допэмиссия не всегда негативное событие. Если компания выпускает акции на понятных условиях, по справедливой цене и с целью развития — это может быть позитивно и для инвесторов.
Но если размещение проводится по цене ниже рыночной, без понятной цели и с существенным размытием долей — стоит проявить повышенное внимание.
Инвестору важно анализировать условия эмиссии, даже если он не может в ней участвовать: событие может повлиять на его долю акций, дивиденды и будущую оценку бизнеса.
Альфа-Инвестиции
Главное сейчас
28 марта в 12:50
Угольщики: есть ли надежды на рост
28 марта в 11:44
Какие акции защитят от возможного падения рубля
28 марта в 08:50
Новый уровень риска для инвесторов. К чему готовиться
Понадобится всего несколько минут. Счёт откроется с базовым
© 2001-2025. АО «Альфа-Банк», официальный сайт. Генеральная лицензия Банка России № 1326 от 16 января 2015 г. АО «Альфа-Банк» является участником системы обязательного страхования вкладов. Информация о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами. Центр раскрытия корпоративной информации. Информация о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится Банк. Ул. Каланчевская, 27, Москва, 107078. АО «Альфа-Банк» является оператором по обработке персональных данных, информация об обработке персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных отражены в Политике в отношении обработки персональных данных. АО «Альфа-Банк» использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Если вы не хотите, чтобы ваши пользовательские данные обрабатывались, пожалуйста, ограничьте их использование в своём браузере.
Дисклеймер
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией