Банк придает большое значение эффективному управлению финансовыми рисками, достигая оптимального соотношения уровня риска и доходности. Банк выстраивает систему управления рисками на принципах, соответствующих законодательству Российской Федерации, международным стандартам и лучшим практикам управления рисками. В Банке внедрены внутренние процедуры оценки достаточности капитала, осуществляется стресс-тестирование достаточности капитала с учетом результатов стресс-тестирования значимых рисков, которые учитываются при планировании деятельности.

Банк совершенствует подходы к управлению рисками и капиталом с учетом внутренних моделей кредитного риска, обеспечивая необходимую инфраструктуру и развитие информационных систем. Альфа-Банк применяет установленную практику риск-менеджмента, учитывающую финансовые риски (уделяя особое внимание управлению значимыми рисками — нерозничным кредитным риском, кредитным риском контрагента, розничным кредитным риском, рыночным риском, операционным риском, риском ликвидности, процентным риском банковских операций, риском концентрации внутри управления нерозничным кредитным риском).

В Банке реализовано управление рисками на основе концепции трех независимых линий защиты с учетом требования отсутствия конфликта интересов, что обеспечивает ответственность подразделений банка за риск. Банк проводит взвешенную оценку рисков, устанавливает лимиты принятия риска, проводит мониторинг уровня риска, реализует контрольные процедуры и своевременно отчитывается по принимаемым рискам. Независимое от бизнес-подразделений управление рисками в рамках второй линии защиты осуществляется Дирекцией по управлению рисками, которая несет ответственность за функционирование системы риск-менеджмента, управление рисками, обеспечивая применение единых принципов и методов выявления, оценки, управления и доведения информации до руководства Банка.

Кредитный риск

Основным риском Банка является кредитный риск, а именно риск того, что заемщик/контрагент не сможет полностью погасить задолженность в установленный срок. Кредитный риск подразделяется на нерозничный кредитный риск, розничный кредитный риск и кредитный риск контрагента. Кредитный риск управляется в том числе на основании внутренних рейтинговых моделей оценки кредитного риска.

Непрозрачный кредитный риск

Целевым сегментом кредитования являются качественные заемщики — российские компании. Кредитная политика устанавливает многоуровневую систему лимитов нерозничного кредитного риска (в отношении заемщиков, групп заемщиков, отраслей экономики и т.д.), определяет контроль за исполнением лимитов, уровень полномочий по принятию решений о риске, а также систему особых одобрений крупных сделок.

Кредитные комитеты Банка несут ответственность за одобрение лимитов по кредитным операциям. В зависимости от степени существенности кредитного риска решения одобряются Главным кредитным комитетом или Малым кредитным комитетом. Предельный уровень риска утверждается Правлением.

Подходы, применяемые при корпоративном кредитовании, основаны на процедуре андеррайтинга с учетом сегмента заемщика. Банк проводит проверку кредитоспособности потенциального заемщика, качества предлагаемого залога и соответствие структуры сделки политике и лимитам. При оценке кредитного качества заемщика, принятии кредитного решения и установлении лимита используются внутренние модели. При анализе особое внимание уделяется финансовой стабильности заемщика, адекватности денежных потоков, долгосрочной устойчивости, кредитной истории, конкурентного положения и качества обеспечения. На основании оценки рисков по заемщику присваивается внутренний рейтинг. Стандарты Базельского комитета внедряются на всех существенных стадиях корпоративного кредитного процесса: оценка кредитоспособности, управление обеспечением, ценообразование, улучшение внутренней методологии; развитие подходов к сегментации; интеграция внутренних рейтинговых моделей в оценку кредитоспособности и процесс принятия кредитных решений; кредитный мониторинг и мониторинг работы внутренних моделей; определение дефолта; процесс управления проблемной задолженностью.

Банк постоянно анализирует уровень кредитного риска посредством мониторинга заемщиков и обеспечения, а также путем оценки соблюдения лимитов на ежедневной основе. На постоянной основе применяются механизмы контроля, способствующие эффективному управлению риском: подготовка регулярных отчетов о состоянии портфелей и регулярное представление таких отчетов соответствующему комитету; разработка принципов кредитования, предусматривающих дисциплинированный и сфокусированный подход к принятию решений, постоянный мониторинг существующего кредитного процесса. Для снижения риска Банк принимает в качестве обеспечения различные виды залогов, поручительства юридических и физических лиц и банковские гарантии.

Кредитный риск контрагента

Управление кредитным риском контрагента осуществляется с помощью лимитов концентрации, лимитов на отдельных контрагентов и групп контрагентов в зависимости от типа операций, уровня риска и срочности операций. Ключевым фактором для принятия решения об установлении лимитов кредитного риска на контрагентов выступает финансовое состояние контрагента. В случае операций с ценными бумагами помимо оценки финансового состояния контрагента также производится анализ предоставленного обеспечения. Для снижения кредитного риска по сделкам с контрагентами используются маржинальные параметры, а также юридические соглашения, позволяющие применять ликвидационный неттинг, что защищает интересы Банка в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязательств по договору.

Розничный кредитный риск

Управление розничными рисками отвечает за кредитный риск таких продуктов как кредитные карты, кредиты наличными, целевые потребительские кредиты, автокредиты, ипотечное кредитование, а Отдел по управлению рисками массового бизнеса за продукты, предоставляемые предприятиям массового бизнеса (к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер годовой выручки которых по данным официальной отчетности составляет не более 360 миллионов рублей), а так же физическим лицам, являющимся собственниками предприятий массового бизнеса.

Политика розничного кредитования и Политика кредитования клиентов Блока «Массовый бизнес» устанавливает принципы управления розничными рисками и рисками массового бизнеса, их идентификацию, оценку, мониторинг и контроль, включая портфельный менеджмент и распределение ответственности по управлению розничным риском. Процесс принятия решения построен на принципах стандартизации и автоматизации используемых процедур, которые включают ручную проверку информации о заявителе и автоматизированные процессы оценки риска. Автоматизированная оценка риска осуществляется, в том числе с использованием статистических моделей (скоринг), построенных на основании анализа существующего кредитного портфеля и характеристик заемщиков. В скоринговой оценке используется анкетная информация, история взаимоотношений клиента с Банком, а также информация из внешних источников (Бюро Кредитных Историй). Для оценки кредитного риска используются внутренние модели, основанные на внутренних рейтингах, а также скоринговые модели других типов. Банк регулярно контролирует стабильность и эффективность процессов оценки риска и статистических моделей, осуществляя соответствующие корректировки, если в этом есть необходимость.

Мониторинг розничных портфелей включает отслеживание показателей просрочки и миграции, эффективности взыскания и др. В рамках данного мониторинга Банк обращает особое внимание на маржу, скорректированную с учетом риска, с целью оптимизации прибыльности портфелей «Массового бизнеса» и розничных портфелей. Для обеспечения эффективного контроля риска Банк устанавливает целевые значения для ключевых показателей риска и осуществляет их мониторинг на регулярной основе.

Рыночный риск

Банк принимает на себя рыночные риски, то есть риски изменения стоимости позиций Банка в результате изменений рыночных показателей: стоимостей эмиссионных ценных бумаг, индексов акций, курсов валют, учетных цен на драгоценные металлы и товарные активы, процентных ставок.

Подверженность рыночному риску торговой книги Банка управляется посредством ограничения на используемые в Банке метрики риска, а также на перечень разрешенных инструментов, устанавливаемых Комитетом по Управлению Активами и Пассивами (КУАП). Для оценки рыночного риска в торговой книге Банк использует следующие метрики: величину потерь в стрессовом сценарии, величину взвешенных по уровню риска активов, 1-дневный 99% VaR, величину открытой позиции в ценных бумагах. Комитет по Управлению Активами и Пассивами устанавливает лимиты для ограничения рыночного риска в банковской книге: лимиты на метрики процентного риска, лимит на размер открытой валютной позиции. Лимиты контролируются с установленной периодичностью ответственными подразделениями Дирекции по управлению рисками и Казначейства.

Процентный риск банковской книги

В части процентного риска банковской книги в Банка внедрена система трех уровней защиты. Первая линия защиты — Казначейство Банка. Вторая линия защиты — Дирекция по управлению рисками Банка. В качестве показателей процентного риска применяется два семейства метрик: показатели чувствительности экономической стоимости капитала Банка к изменению процентных ставок и показатели чувствительности ожидаемого чистого процентного дохода Банка к изменению процентных ставок. Для оценки метрик процентного риска Банк определяет шоки процентных ставок, сроки до пересмотра процентных ставок в отношении перечня активов и пассивов Банка, подверженных процентному риску.

Риск ликвидности

Банк учитывает различные формы проявления риска ликвидности: риск разрывов ликвидности, риск непредвиденных требований, риск рыночной ликвидности, риск фондирования, риск концентрации. Банк поддерживает устойчивую базу финансирования, диверсифицированные портфели ликвидных активов, чтобы быть в состоянии своевременно отреагировать на непредвиденные требования по предоставлению ликвидности. Банк также анализирует уровень ликвидных активов, необходимых для урегулирования обязательств при наступлении срока их погашения, и доступность к различным источникам финансирования.

Управление риском ликвидности осуществляется Банком посредством:

  • контроля соблюдения различных лимитов ликвидности (нормативов ликвидности в соответствии с требованиями Банка России и внутренних метрик);
  • обеспечения адекватного портфеля краткосрочных ликвидных активов, в основном состоящего из ликвидных торговых ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, депозитов в банках и прочих межбанковских инструментов;
  • контроля объёма привлекаемых краткосрочных МБК с целью управления разрывом по срочности между активами и пассивами;
  • регулярного проведения стресс-тестирования по ликвидности при различных сценариях;
  • оценки рыночной позиции Банка;
  • оценки концентрации источников фондирования.

Операционный риск

В целях выявления и оценки операционных рисков используются следующие инструменты:

  • анализ новых процессов;
  • сбор и анализ событий операционного риска Банка;
  • сбор и анализ событий операционного риска других кредитных организаций;
  • самостоятельная оценка операционных рисков;
  • ключевые индикаторы риска;
  • сценарный анализ операционных рисков (стресс-тестирование).

За операционные риски в Банке ответственны руководители подразделений в части, относящейся к функционалу подразделений. Отдел по управлению операционными рисками Дирекции по управлению рисками анализирует и проводит оценку результатов работы системы управления операционными рисками в подразделениях Банка, организует внедрение системы управления операционными рисками в Банке в целом, осуществляет контроль за системой управления операционными рисками, оказывает квалифицированную помощь сотрудникам подразделений в проведении различных этапов управления операционными рисками (идентификация, оценка, минимизация, контроль, мониторинг), обеспечивает методологической поддержкой подразделения, обеспечивает проведение обучений персонала в части, касающейся операционных рисков, оказывает всестороннюю консультативную помощь в анализе рисков процессов, оценке материальности и вероятности и существующих контролей.

Одними из основных методов минимизации операционного риска являются:

  • разработка процедур совершения операций (сделок), порядка разделения полномочий и подотчетности по проводимым операциям (сделкам), позволяющих исключить возможность возникновения операционного риска;
  • контроль за соблюдением установленных процедур;
  • развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации.

В Банке действует Полис комплексного страхования финансового института (BBB).

Москва